Почему ребенок молчит
консультация по теме

Васильева Светлана Петровна

Статья для родителей о влиянии различных факторов в пренатальны и ранний детский период на развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_rebenok_molchit.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Почему ребенок молчит?       

«Почему мой малыш молчит? Почему он говорит, но очень мало, плохо? В чем причина задержки речи?» - эти вопросы нередко задают родители детей 1-3 годов жизни.

Действительно, по данным отечественных и зарубежных исследователей, число дошкольников с нарушениями в речевом развитии постоянно растет. В чем причины и каков характер этих нарушений? Сначала следует проанализировать условия, которые влияют на развитие речи.

У маленького ребенка процессы понимания речи близких людей и собственное говорение развиваются в тесном единстве. Для этого необходимо, чтобы у него было хорошее слуховое восприятие, активно работал головной мозг. Однако это далеко не все. Важно  также, чтобы речевой аппарат малыша был подготовлен к произнесению звуков, а рядом находились близкие – мама, папа,  другие родственники, которым малыш будет стремиться подражать.

Названные условия успешного развития речи – не единственные, но главные. Что же происходит, если какое-то из них не обеспечивается?

     Речь – то не только произношение слов и предложений, но и  понимание того, о чем говорят окружающие. Первой из возможных причин задержки появления речи или ее отсутствия может быть нарушение слуха. Известно, что даже небольшое снижение слуха может существенно тормозить речевое развитие. Если же слуховая функция нарушена значительно, то развитие речи малыша без вмешательства особых специалистов – сурдопедагога – не происходит совсем.

     Сегодня разработаны эффективные методики выявления нарушения слуха у детей с первых лет жизни. Поэтому, когда у родителей или детского терапевта возникает хотя бы малейшее подозрение  на нарушение слуха как возможную причину затруднений в речевом развитии ребенка, обязательно нужна консультация специалиста. При своевременном начале коррекционной работы в этом направлении успехи в развитии речи могут быть очень значительными!

     Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому вторая причина задержки речевого развития  - неполноценная работа участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Именно человеческий мозг обеспечивает понимание слышимых слов. Здесь же и создаются программы движений, нужные для произнесения отдельных звуков и целых фраз. А дальше – в момент говорения – мозг подает необходимые команды органам дыхания, голосовому и артикуляционному аппаратам. Если работа ,какого либо участка мозга несовершенна, могут возникнуть различные по своим проявлениям отклонения в развитии речи. В логопедии – науке, изучающей нарушения речи у детей и взрослых, - накоплен большой опыт коррекции самых разных речевых дефектов. Но для выбора нужной методики логопед должен познакомиться не только с речевыми особенностями малыша. Ему очень важно знать, каковы были условия его раннего психофизического развития и сегодняшняя атмосфера семьи, кто из близких людей больше общается с ним в течение дня, с кем малыш охотно играет и т.д.

Сроки логопедической работы напрямую определяются причинами и характером выявленных дефектов речи. Так, если недостатки речи носят преходящий характер или слабо выражены, логопед может предложить посещать консультативные занятия (1-2 раза в месяц). А вот систематические – 2-3 раза в неделю – занятия будут рекомендованы, когда необходима значительная активизация речи вашего малыша. В обоих случаях обязательно потребуется дополнительная работа с ребенком в семье.

К сожалению, опыт показывает: родители обращаются за помощью, лишь, когда  ребенку исполняется 5 или даже 6 лет. Безусловно, и в этом возрасте логопедическая работа будет иметь результат. Но чем раньше её начать, тем более развитой  окажется речь ребенка к моменту поступления в школу.

     Консультация логопеда особенно важна в тех случаях, когда в основе речевых недостатков лежит еще одна, третья, причина – нарушения в строении речевого аппарата. Здесь вновь только логопед поможет установить их причины и характер, подобрать коррекционную методику, а при необходимости направит ребенка с родителями на консультацию к специалистам (например, к врачу ортодонту, если произношению мешает короткая уздечка языка или неправильный прикус).

     Четвертая причина задержки в речевом развитии малыша – низкое качество окружающей его «питательной » речевой среды. Не секрет, что недостаточное развитие речи очень часто наблюдается у воспитанников домов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Почему ребенок молчит?

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!...

Консультация для родителей "Почему ребенок молчит"

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в п...

"Почему ребенок молчит?"

"Почему ребенок молчит?"...

Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?

роль пальчиковых игр в развитии речи детей...

"Почему ребенок молчит?"

Консультация для родителей...

Почему ребенок молчит?

laquo;Почему ребенок молчит?» Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.Иногда ребенок ...

Почему ребенок молчит?

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха, но бывают нарушения со стороны центральной нервной системы...