"Путешествие на Марс"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Валгина Виталина  Валериевна

Автоматизация  звука  "Р"  в словах  и  в  предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие  на   Марс».

Цели:

  • Коррекционно - образовательные: автоматизировать  звук «Р» в словах и в предложениях.  Активизировать  словарь детей  по  теме «Продукты», упражнять  в  подборе  антонимов. Закреплять  зрительный   образ  буквы  «Р». Учить  анализировать  слова, читать  слоги. Упражнять  в  произношении слов  сложной  слоговой  структуры,  в  образовании  прилагательных  от  существительного.
  • Коррекционно – развивающие:  развивать  фонематические  представления, зрительное  восприятие,  память, словесно – логическое  мышление,  навыки  самоконтроля, общую  и  мелкую  моторику  рук.
  • Воспитательная: воспитание   доброжелательности, отзывчивости и  взаимопомощи.

Оборудование:  

  • космическая  карта  с  планетами  и разными  маршрутами,
  • предметные  картинки  со звуками «Р»,
  • слоги: АН, УР,
  • звуковые  домики  и звуковые  коробочки  для  определения  позиции звуков (начало, середина, конец),
  •  магнитофон  с  аудиозаписью  космической  музыки,
  • наборы  для  игры  « Повара» (какие  блюда?)
  • муляжи:  сыр, мороженое,  рыба,
  • наборы   цифр.

                       

                                   ХОД   ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный  момент.

Ребята,  я  получила  письмо  от  одного   мальчика,  которого  зовут  Марсиком,  он  живет  на планете  Марс. У них  на  планете  закончились  арбузные  семена, а  для  них  арбуз  - это самая  любимая  ягода,  без  которой  они  не могут  прожить  и дня. Он  просит  отправить  им  семена. Давайте  отвезем сами  семена,  а  на  чем   мы с вами  отправимся  в путешествие, вы  узнаете, если  отгадаете  загадку:

           Распустила   алый  хвост,

           Улетела  в  стаю  звезд.

           Наш  народ  построил  эту

            Межпланетную   ……..   (ракету).

Молодцы! Мы действительно  полетим  на ракете.

  1. Изолированное   произнесение  звука «Р».

            Скафандр  мы  с  тобой  надели,

            Мотор  ракеты  уж  ревет,

            Нас  в  путешествие  зовет: (р-р- р-р).

          Вы  догадались,   с  каким  звуком  мы  отправимся  в  путешествие?                 (со звуком «Р»).

  1. Автоматизация  звука «Р»  в  словах.

С собой  в  путешествие, кроме  семян, вы  можете  взять  только  те предметы,  в  названии  которых  слышится  звук «Р». Назови   нужный  предмет,  правильно  произнося  звук «Р».

Д: рыба,  робот,  шарф,  гранат,  сыр,  гармошка,  куртка, рукавицы

Л: Какие  предметы  лишние  и почему?

Д:  Стол,  дудочка,  стакан. Они  лишние  потому, что  в словах  нет  звука  «Р».

  1. Закрепление  зрительного  образа  буквы «Р». Развитие  зрительного  восприятия.

Л: А еще  нам  с  вами  необходимо  взять  космическую  карту, чтобы  не  сбиться  с  нужного  пути.  Ориентиром  нашего курса будет  буква «Р». Лететь нам  предстоит  далеко,  поэтому  мы будем  останавливаться   на разных  планетах  и   делать  дозаправку   топливных  баков.

Начинаем  обратный  отсчет: «3,2,1. Поехали!»

  1. Чтение  слогов. Составление  слова.

Л: Вот  мы  оказались  на  первой  планете, а  как  она  называется, вы сможете  узнать,  когда  прочтете  слоги:  АН,  УР.

Д: Анур

Л: Есть  такое  слово  АНУР? А  если  переставить  слоги   местами, что  получится?

 Д: УРАН

  1. Автоматизация  звука «Р» в  словах. Подбор  антонимов.

На  планете  Уран    происходит  «все  наоборот»:

Л: Если  у  нас  ночь,  то на  Уране

Д:  утро.

Л: Если  землянин  ходит  медленно, то  инопланетянин

Д: быстро.

Л: Если  землянин  закрывает   дверь,  то  инопланетянин

Д: открывает.

Л: На Уране  одни  жители  ленивые, а  другие

Д: трудолюбивые.

Л: Одни  жители  трусливые, а  другие

 Д: храбрые.

  1. Развитие  фонематического  слуха. Определение  позиции  звука «Р» в  словах.

Л: Продолжаем  путешествие.  И следующая  остановка  -  на  планете  Сатурн. Местные жители  просят  вас  помочь  им  сложить  в  корзину  только  те  продукты,   в  названии  которых  есть  звук «Р»  и  определить,   где  живет  звук «Р» (начало,  середина, конец).

Д:   -  В  слове  СЫР  звук «Р» живет  в  конце  слова (в последнем  окошечке);

 - В слове    МОРОЖЕНОЕ   звук «Р»  живет в  середине   слова (в среднем  окошечке):

   - В слове  РЫБА  звук «Р»  живет в  начале   слова (в первом  окошечке).

  1.  Физминутка:

Мы  сейчас  с  вами  будем  выходить  в  открытый  космос. Напомню, что  в  открытом  космосе   все  предметы  становятся  легкими,  движения    у  них  будут  плавными, потому  что  эти  предметы  попали  в  невесомость.

    Звучит  космическая  музыка,  дети   имитируют  движения  в  невесомости.

  1. Автоматизация  звука «Р» в  словах. Образование   относительных  прилагательных.

 Посмотрите  в иллюминаторы, нам   кто – то  подает  сигналы  «SOS»! На  планете  Меркурий   местный  повар  Меркуша  решил  приготовить   блюда из  разных  продуктов,  но  забыл  как  они  будут  называться.  Поможем  ему  вспомнить  их  названия:  суп  из  гороха (какой?) -  гороховый;  суп  из  перловки -  перловый;   пюре  из  картофеля  - картофельное;  пюре  из  фруктов – фруктовое;  пирог  из  рыбы – рыбный;  сок  из  моркови  - морковный;  сок  из  груши – грушевый;  сок  из  граната -  гранатовый.

  1.  Автоматизация  звука «Р» в  предложениях. Составление  предложений  по  сюжетным  картинкам.

Следующая  остановка   на  планете  Юпитер.  

                                     Пальчиковая  игра:

На  горе  мы  видим  дом                                      Окружает  все  забор.

Много  зелени  кругом.                                         За  забором – чистый   двор.                      

Вот  деревья, вот  кусты.                                       Мы  ворота   открываем,

Вот  душистые  цветы.                                           К дому  быстро  подбегаем,

                      В  дверь  стучимся:

                      «Тук – тук – тук!»

              Кто – то   к  нам  идет  на стук.      

А  встречают  нас  местные  жители,  которые  приготовили   для  вас  картинки,  по  которым  необходимо:  

составить  предложения,   узнать, сколько  слов  в  предложении   и поднять  соответствующую  цифру.  

Д: - Крот  вырыл  нору.(3 слова)

  - Корова  ест  на  лугу  траву. (5 слов)

 - В  грузовике  сидит  кот. (4слова)

-   У  Раи  красивый  сарафан. (4слова)

-  Воробей   клюет  зернышки  в  кормушке. (5 слов)

Отправляемся  в  путь  дальше. Перед  нами  планета  с  женским  именем, прочтем  ее  название.

Д: Венера.

Местный  чародей  подписывал  открытки  к  Новому  году, но  все  перепутал. Он  просит  вас  ему  помочь  исправить  ошибки.

Л: Огни  сверкают  елкой.     Д:  Елка  сверкает   огнями.

Л: Маски  в  детях.                 Д:  Дети  в  масках.

Л: Елка  украшает  ребят.       Д:  Ребята  украшают  елку.

Л: Дорога  идет  по  снеговику.  Д: Снеговик  идет  по  дороге.

Л: Молодцы! Вы  исправили  все  ошибки,  а  мы  подлетаем  к планете  Марс, где  нас   ждет  Марсик.

Л:  Как  будут  называться   жители  планеты  Марс?

Д: Марсиане.

Л: Как  будут  называться  новости, происходящие  на Марсе? (Какие?)

Д: Марсианские.

Л: Школа  на  Марсе (какая  школа?)

Д: Марсианская.

Марсик   очень  благодарен  вам  за  то,  что  вы сами  привезли   арбузные  семечки,  и предлагает    вместе  посадить  их, выложив  из  семян  название  планеты  Марс.

Итог  занятия: Молодцы, что  помогли  Марсику! Но, нам  пора  возвращаться. Скажите, что  вам  больше  всего  понравилось? С каким  звуком  мы  путешествовали?