Клиническая характеристика нарушений речи
консультация по логопедии на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга)

и патологиче­ского (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические,

а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функциональные.Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость,

что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klinicheskaya_harakteristika_narusheniy_rechi.docx13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Клиническая характеристика нарушений речи 

В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга.

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. К нарушениям устной речи относятся:

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата).

Ринолалия -  нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

Дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра  голоса (дисфония

2) центрального характера:

Дизартрия - нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика нарушений речи

В данной статье содержится информация об этиологии, патогенезе, формах, прогнозе течения таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислалия....

Психолого-клиническая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопе...

Лингвистическая характеристика нарушений речи

Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.

Целью сообщения «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профила...