Конспект подгруппового логопедического занятия "В поисках пиратских сокровищ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мнацаканян Светлана Викторовна

Представляю Вашему вниманию конспект для подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы, с его помощью Вы сможете обучить детей грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий. Моим детям очень понравилось путешествие "В поисках пиратских сокровищ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_poiskah_pir_sokrovishch.docx196.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8

ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект открытого подгруппового занятия

по обучению грамоте в подготовительной к школе

логопедической группе детского сада

с использованием здоровьесберегающих технологий

«В поисках пиратских сокровищ»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Мнацаканян С.В.

 

2016г.

Цели и задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучать звуковому  анализу и синтезу звуков и слов;

Коррекционно - развивающие:

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать зрительное восприятие, внимание и память;

- обогащать лексическую сторону речи детей.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать аккуратность,

- воспитывать умение выполнять игровые правила;

- воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска с картой, костюм пирата, игрушка – Попугай, деревянный кораблик (или большой нарисованный корабль), карта сокровищ, свитки с заданиями, мешочек с частями подсказки (разложенными в контейнеры от киндер сюрпризов), шарики Су-Джок и раздаточный материал (звуковые фишки, и фишки для слогов, цветы с картинками для игры) по  количеству детей, небольшой мяч, толстая веревка, музыкальная запись «Море», сундук с «сокровищами».

ХОД НОД

Организационный момент:

Дети  заходят в кабинет логопеда и садятся на стульчики.

Заходит логопед, переодетый в пирата.

Л. (логопед) –  Йо-хо-хо! Здравствуйте, моя доблестная команда!

Д. (дети) – Здравствуйте!

Л. - Ребята, посмотрите -  сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними как настоящие пираты - Йо-хо-хо!

Д. - Йо-хо-хо!

Л. – Сегодня мы все вместе отправимся на поиски пиратских сокровищ, но нам не хватает еще одного участника нашей группы. Давайте отгадаем кого. Мы сможем узнать его, если соберем слово из первых звуков этих картинок.

Дети отгадывают персонажа, по первым звукам слов- картинок (П-перец, О-облако, П-поезд, У-утка, Г-гриб, А-аист, Й-йод) Попугай.

П. (попугай) – Здравствуйте ребята! Вы правильно отгадали меня, а значит готовы отправится в опасное и увлекательное путешествие за сокровищами.

Л. – Что нам потребуется для поиска затерянных сокровищ?

Д. – Карта!

Л. – Да, ребята, вы правы! Попугай, у нас есть карта?

П. – Да, я разбирал вещи, доставшиеся мне от дедушки, и нашел старинную карту! (попугай отдает карту логопеду, а он закрепляет ее на магнитной доске)

Л. – Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, наш корабль будет продвигается по ней. А сейчас настало время очутиться на корабле. Для этого встаньте, закройте глаза, и представьте, что стоите на палубе (во время момента релаксации и дыхательной гимнастики звучит плавная музыка со звуками моря) нас греет теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом – выдох ртом). А теперь открывайте глаза, мы готовы отправиться в путь. Давайте вместе скажем волшебные слова, чтобы нам способствовала удача.

Основная часть:

Дети произносят все вместе:

Отправляемся мы в путь,

Будет ветер в парус дуть.

Мы на остров приплывем,
Клад пиратский там найдем.

Дети садятся на стульчики.

Л. – Мы приплыли к первому пункту назначения, здесь нас ждет первое задание. За его правильное выполнение мы с вами получим, часть подсказки для последнего испытания.

Логопед достает свиток, разворачивает его и читает задание.

Л. - Итак, первое испытание. Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах?  

Логопед читаете предложение, утрируая звук Л (Л-л-лодка пл-л-лыл-л-ла…)

Лодка плыла по волнам и села на мелководье. (Л)  

Д. – Л!

Л. – Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Д. – Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          

Л. – А еще он какой?  

Д. – Твердый и звонкий.

Л. – И обозначается фишкой…

Д. – Синего цвета.                                                                      

Л. – Правильно, молодцы! А теперь, Р.1 (ребенок 1), послушает еще одно предложение, назовет нам звук, который чаще всего слышится в нем и даст звуку характеристику:

Логопед читаете предложение, утрируая звук Ль (…мель-ль-ли мы лови-ль-ль-ли…)

На мели мы ловили налима, а поймали кильку. (Ль)

Л. – Р.1, какой звук ты услышал?

Р.1 – Ль!

Л. – Какой он? Охарактеризуй его, чтобы получить подсказку.

Д. – Звук Ль согласный, звонкий, мягкий и обозначается фишкой зелёного цвета.                                          

Л. – Молодец! Можешь выбрать подсказку.

Ребенок из мешка достает контейнер от киндер-сюрприза с подсказкой внутри и отдает его логопеду.

Л. – Мы получаем часть подсказки и можем плыть дальше.

Дети встают и произносят все вместе:

Отправляемся мы в путь,

Будет ветер в парус дуть.

Мы на остров приплывем,
Клад пиратский там найдем.

Л. – Ребята, мы подплыли с вами к «Заливу Русалок».

Логопед передвигает кораблик на магнитной доске к «Заливу Русалок»

Л. – Русалки очень часто путают звуки между собой и поэтому им сложно общаться с людьми. Давайте мы с вами поможем им. Я прочитаю послание от них, а вы исправите неправильные звуки. И мы сможем понять, чего же русалки хотят.

Логопед читает послание  по словам, в дальнейшем повторяя уже исправленные слова (Бомоките – Помогите нам бонядь – понять; Помогите нам понять раснитью – разницу…) на каждое новое слово он кидает мяч одному из детей, чтобы именно он исправил данное слово, на следующее словов логопед кидает мяч другому ребёнку.

Бомоките нам бонядь раснитью мезту сфугом и пугфой.

(Помогите нам понять разницу между звуком и буквой)

Л. – Молодцы, расшифровали послание русалок, присаживайтесь.

Дети садятся на стульчики.

Л. - Давайте поможем  русалкам. Р.2 (ребенок 2), что такое звук?

Р.2 – Звук – это то что мы слышим и говорим.

Л. – Р.3, а что такое буква?

Р.3 – Буква – это то что мы видим и пишем.

Л. – Правильно! Буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Русалки так нам благодарны, что разрешили взять целых две части подсказок. Р.2, Р.3, доставайте наши подсказки.

Дети достают подсказки из мешка и отдают логопеду.

Л. – Ну что, плывем дальше?

Д. – Да!

Дети встают и произносят все вместе:

Отправляемся мы в путь,

Будет ветер в парус дуть.

Мы на остров приплывем,
Клад пиратский там найдем.

Л. – Вот  мы с вами и добрались до острова, дальше наш путь продолжится по нему. Но здесь – на Рыбьем мысе обитают  рыбы, которые очень любят играть. Они не пропустят нас дальше, пока мы с ними не поиграем. Давайте встанем в круг и начнем игру (физкультминутка «Рыбка»).

Инструкция логопеда

Выполняемые движения

Рыбка плавает в водице,

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.

Волнообразные движения руками.

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Бегут друг за другом.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(М. Клюкова)

Далее по тексту.

Л. – Отлично поиграли! Но нам пора идти дальше. Наш путь ведет нас по Долине воинов.

Дети за логопедом обходят вокруг стульчиков.

Логопед достает следующий свиток.

Л. – Ребята, по долине воинов смогут пройти лишь те, кто покажет свое мастерство и физическую подготовку. Первое испытание мы выполним все вместе, а второе, лишь один из вас.

Логопед выкладывает на пол толстую веревку, по которой просит пройти каждого ребёнка, а потом сесть на свой стул.

Л. -  Молодцы! С первым испытанием справились вы все! А теперь Р.4 поможет нам со вторым испытанием. Подойди ко мне. Тебе нужно будет повторить за мной несколько приемов, которым меня обучили воины. Если справишься, то получишь еще одну часть подсказки.

Ребенок в след за логопедом повторяет упражнения по биоэнергопластике: «Заборчик» (губы в улыбке, зубы сомкнуты и стоят друг на друге, на руках обеих рук большой палец и мизинец расставлены, а остальные пальца сжаты в кулак), «Дудочка» (губы вытянуты вперед в трубочку, на обеих руках по отдельности все пальцы сомкнуты друг с другом в щепотку), «Месим тесто» (язык лежит на нижней губе, верхняя губа по нему ударяет получается звук Пя-Пя-Пя, синхронно с ударом по языку, хлопаем в ладоши), «Блинчик» (широкий язык лежит неподвижно на нижней губе, обе руки развернуты ладонями вверх и неподвижны), «Чашечка» (рот широко открыт, язык принимает положение чашечки, обе руки тоже имитируют две чашечки), «Грибок» (рот широко открыт, язык присосан к небу и образует грибочек, одна рука располагается горизонтально ладонью вниз, имитируя шляпку, а вторая – вертикально, упираясь в ладонь другой руки, как ножка гриба).

Л. – Р.4 Ты помог всем нам, молодец – отлично справился с испытанием, доставай нашу подсказку.

Ребенок достает подсказку из мешка и отдаёт логопеду.

Л. – Мы можем двигаться дальше.

Дети встают со стульчиков и идут за логопедом вокруг них.

Л. – Дети мы пришли с вами на Холм цветов. Давайте посмотрим, что же ждет нас здесь.

Логопед достает свиток и читает задание.

Л. – Злая колдунья заколдовал цветы на этом холме. Если мы с вами поможем их расколдовать, то сможем отправиться дальше. А для этого, нам нужно поделиться на три команды (по два человека в команде). Одна собирает цветы с сердцевинами - картинками, в названии которых имеется звук У в начале слова, другая - цветы с сердцевинами - картинками, в названии которых имеется звук У в середине слова, и третья команда – звук У в конце слова.  

Дети, сидя за столом, разбирают цветы на три группы.                                                                                                                                                                                                            

Л. – Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем  идти  дальше. Нам предстоит вход в Ущелье пирата. Поэтому будьте внимательны и повторяйте за мной все движения.

Дети идут вслед за логопедом и повторяют за ним движения (раздвигают кусты, прыгают по кочкам, приседают и забираются в ущелье)

Л. – Мы с вами оказались в Ущелье пирата. На самом деле это совсем нестрашное место, потому что пират, в честь которого назвали это ущелье, добрый и любит петь песни. Давайте посмотрим, ч то за задание он нам подготовил.

Логопед достает свиток.

Л. – Ну как я и думала, пират хочет, чтобы мы спели песню. Споём?

Д. – Да!

Л. – Тогда повторяйте за мной…

Логоритмика – Все дети хором поют, повторяя за логопедом.
Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та. 
Тра-та,та-та-та,тра-та! 
Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та. 
Тра-та,та-та-та,тра-та.

Л. – А теперь Р.5 и Р.6 поможгут нам получить оставшиеся части от подсказки. Отбивайте ритм кулаком о ладонь. Я пою – а вы стучишь, тогда, когда я повернусь к вам лицом - вот так.

Логопед ставит детей по разные стороны от себя и показывает им пример по первой строчке. Дальше дети отбивают ритм без подсказок от логопеда.

Р.5 - Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та. 
        Тра-та,та-та-та,тра-та! 
Р.6 - Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та. 
        Тра-та,та-та-та,тра-та.

Л. – Р.5, Р.6, вы молодцы! Доставайте наши подсказки.

Дети достают подсказки из мешка и отдают логопеду.

Л. – На самом последнем этапе нашего путешествия за сокровищами нам потребуются шарики Су-Джок, ведь нас ждет Тропа шаров. Ноя не знаю где их взять.

П. (попугай) – А я знаю! Я знаю! Они находятся в красной коробке на полке справа от пирамидки и над пазлами.

Л. – Ребята, вы догадались, где это место, и что за коробка?

Дети показывают логопеду коробку с шариками.

Л. – Какие вы молодцы!!! Теперь шарики Су-Джок покажут и откроют нам путь к сокровищам.

Логопед раздает каждому ребенку по шарику.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем шарик мы катать.

Будем шарик мы катать.

И ладошки разминать.

Дети катают шарик круговыми движениями между ладонями

Вверх-вниз, вверх-вниз,

По дорожке шар катись.

Катят шарик по правой руке к локтю и обратно

Вверх-вниз, вверх-вниз,

До поляны докатись.

Катят шарик по левой руке к локтю и обратно

На поляне клад стоит,

Руки соединены между собой, ладони вверх, шарик лежит на них

Но к поляне путь закрыт.

Дети прячут шарик между ладоней

Мы ворота открываем,

Дети разжимают ладони, показывая шарик

К сундуку вас приглашаем.

Л. – Дети, мы прибыли с вами на поляну, где находятся сокровища, давайте уберем шарики на место и посмотрим, как же нам открыть сундук.

Дети складывают шарики в коробку, а логопед в это время убирает покрывало с сундука.

Л. – Давайте повесим на доску все наши подсказки.

На доску крепятся шесть листиков:

1. Отгадайте, 2. Код, 2. Слово, 3. Слоги, 4. Звуки, 5. Сундук.

Л. – Отгадайте код – слово, слоги, звуки – СУНДУК. Ребята, кто-нибудь понял, что нам нужно сделать?

Дети рассуждают. А логопед, если это нужно, подводит их к правильному ответу.

Л. – Я тоже так думаю. Ключом к открытию будет служить код из наших фишек, для анализа слов. А разобрать на слоги и звуки нам нужно слово сундук. Само слово мы с вами обозначаем?

Д. – длинной черной линией.

Логопед прикрепляет на сундуке полоску, обозначающую слово

Л. – А под ней мы должны поставить столько маленьких полосок, сколько у нас слогов. Сколько слогов в слове сундук?

Д. – Два слога!

Л. – Правильно, значит сколько маленьких полосок мы ставим?

Д. – Две!

Логопед выставляет под длиной полоской две коротких полосы.

Л. – А теперь Р.1 Скажет, какой первый звук мы слышим в слове с-с-сундук и даст его характеристику.

Р.1 – Звук С – согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой

Л. – Молодец.

Логопед выставляет под полосками синюю фишку.

Л. – Р.2, скажи, а какой звук ты слышишь после С? Су-у-ундук.

Р.2 – У.

Л. – Правильно, а какой он?

Р.2 – Звук У – гласный и обозначается красной фишкой.

Л. – Умница, правильно.

Логопед рядом с синей фишкой, ставит красную.

Л. – Р.3, Послушай еще раз слово и скажи нам, какой звук идет после У, охарактеризуй его. Сун-н-ндук.

Р.3 – Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается фишкой синего цвета.

Л. – Какой ты молодец!

Логопед ставит синюю фишку.

Дальше дети Р.4, Р.5 и Р.6 узнают оставшиеся звуки и дают им характеристику, а логопед выставляет нужные фишки на сундуке. Должен получится такой код:

Итог:

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что же спрятано в сундуке. Да это различные угощения! Мы сможем поесть их, когда вернемся в детский сад! Для того, чтобы нам не пришлось долго плыть обратно, я подскажу вам волшебные слова – Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь. Нам нужно один раз покрутиться вокруг себя и сказать это заклинание. Готовы?

Дети вместе с логопедом крутятся вокруг себя и говорят волшебные слова.

Л. - Ребята, подойдите ко мне. Вам понравилось путешествовать?

Дети отвечают.

Л. – А где мы с вами побывали? Какие задания выполняли?

Дети отвечают.

Л. – А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.

Д. – До свидания.

П. (попугай) – И я, и я с вами! Я тоже хочу угощений!!!

Используемая литература:

 1.   Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

  1. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  3. О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016г.

Интернет – источники:

  1. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah
  2. http://playroom.ru/detskie-stihi-pro-piratov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с помощью Лэпбука «Карта Острова сокровищ»

Данное занятие направлено на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях. На занятии я использовала Лэпбук, с помощью которого дети выполняли задания и искали пиратский клад....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в словосочетаниях и предложениях «Поиски клада»

Занятие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедический пункт в ДОУ....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»

Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....

.План - конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с ОНР. Тема «В поисках снеговика»

Цель: автоматизация звука «с» изолированно,  в слогах и словахКоррекционно-образовательные задачи:- уточнить произношение звука «с»- автоматизировать правильное произношен...

Подгрупповое логопедическое занятие "Поиск буквы и звука Л в магазине игрушек"

Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе направленное на закрепления произношения звука Л (изолированно, в слогах, словах), развитие фонематического проц...