Диагностика раннего детского аутизма
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Кузахмедова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

В настоящее время проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных. Актуальность и повышенный интерес к данному вопросу объясняется тенденцией к активному увеличению числа детей с ранним детским аутизмом (СЛАЙД 2)

данный вопрос не теряет своей значимость в настоящий момент, это связано с возникновением трудностей своевременной и качественной диагностики раннего детского аутизма.

Часто, в связи с тем, что данная проблема недостаточно освящена, родители не обращают внимания на проявления раннего детского аутизма, а значит, упускают момент своевременного коррекционного вмешательства. Исходя из этого, важным становится зависимость между диагностикой раннего детского аутизма и составлением коррекционного маршрута ребенка. Отсутствие достаточной информации о выявлении раннего детского аутизма заставляет родителей не замечать проявлений данной проблемы. При этом следует отметить, что признаки раннего детского аутизма могут проявляться даже в младенческом возрасте.  

Для раннего детского аутизма характерно разнообразное проявление симптоматики, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику.

Несмотря на это, диагностика раннего детского аутизма чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств. СЛАЙД 3

Рассмотрим симптомы, которые проявляются у детей до года.

Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта

Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании.

Феномен тождества.

Проявляется при введении прикорма после 6 месяцев. Проявляется он в трудностях введения прикорма - в ответ на новую еду, ребенок проявляет агрессию. Малыш бурно реагирует на новое расположение мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде.

Нарушение комплекса оживления

Нарушение комплекса оживления встречается у каждого второго ребенка-аутиста в годовалом возрасте. Симптом проявляется в слабой реакции (а в тяжелом случае - в полном ее отсутствии) на внешние раздражители - свет, звук погремушки, окружающие голоса.

Патологическое отношение к близким родственникам 

Он выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери - ребенок не идет ей навстречу, не тянется к ней, не идет на руки, малыш слабо реагирует на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе.

Сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью. Патологическая реакция на нового человека 

Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении в ответ на появление нового человека. Иногда она может сменяться сверх-общительностью, при которой ребенок проявляет повышенный интерес к новому человеку.

Патологическое отношение к словесному обращению

Симптом проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту у ребенка. Также дети-аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания - они не кивают головой; не используют жесты приветствия или прощания.

 Патологическое отношение к физическому контакту 

Данный симптом выражается в неприязни к физическому контакту - ласкам, «обнимашкам». Дети-аутисты переносят лишь небольшие дозы физического контакта и довольно избирательны к тем, кто их проявляет. Некоторые дети могут предпочитать только подбрасывания или кружения

К.С. Лебединская подразделяет проявления раннего детского аутизма в раннем возрасте на несколько сфер: (СЛАЙД 4)

·     Вегетативно-инстинктивная сфера: слишком длительный сон, крик или плач при пробуждении, ночные страхи, плохое засыпание, а также особенностей двигательной сферы ребенка: кружение вокруг своей оси, раскачивание, самостимуляции, отсутствие жестов, гипертонус / гипотонус мышечной мускулатуры.

·     Аффективная сфера: беспричинное повышение или понижение настроения, повышение высоты голоса, агрессивное отношение по отношению к себе или к другим, тревожность, капризность, плаксивоть, отсутствие чувства самосохранения, наличие страха воды, животных, света, шума, прикосновений.

·     Коммуникативная сфера: отсутствие фиксации на лице и глазах собеседника, отсутствие отклика на свое имя, избегание взгляда человека, задержка в узнавании близких людей, отстранение или гиперпривязанность к матери, тревога при появлении нового человека, игнорирование сверстников, придумывание собственных слов, отсутствие эмоциональных проявлений или чрезмерная эмоциональность.

·     Интеллектуально-игровая сфера: задержка формирования навыков самообслуживания, большой интерес к отдельным областям, непонимание обращенной речи, плохая сосредоточенность, а так же игровой деятельности ребенка: манипуляция одной игрушкой, склонность к выкладыванию рядов, любовь к перелистыванию книг, любовь к округлым предметам, предпочтение игры в одиночку.

·     Сфера восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Особенности проявлений: отсутствие реакции на слуховой и зрительный раздражитель, плохая переносимость одежды, сосание несъедобных предметов или тканей, перебирание пальцев у лица, стремление раздеться, получение удовольствия от удушья, аллергии, избирательность в еде, исследование окружающего с помощью обнюхивания, близкого разглядывания предметов у лица, облизывания, ощупывания.

 (Слайд 5)

У детей до 3 лет также выявляются симптомы в виде

Нарушение общения с детьми 

Очень часто дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение.

Страхи Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета.

Нарушение чувства самосохранения

 Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты.

Патология речи

Особенности речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь - ребенок слабо реагирует на обращения. Отмечается отставание в развитии речи - первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лопочет. Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Стереотипии Стереотипии – это устойчивые повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения.

Особенности интеллекта Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Особенности игры Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку.

Необходимо соблюдать определенные условия для правильной диагностики РДА

Команда подготовленных специалистов: невропатолога, логопеда-дефектолога, психиатра, психолога, педиатра

Информация, необходимая для диагностики РДА, должна быть получена из разных источников: опрос-тесты, беседы с родителями, родственниками, учителями

Непосредственное участие родителей в обследовании

СЛАЙД 6

Диагностика аутизма включает жалобы родителей, анамнез заболевания и осмотр ребенка.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Все методы обследования можно разделить на следующие: - неинструментальные (наблюдение, беседа);

 - инструментальные (использование определенных диагностических методик)

- экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);

- аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.). Существует множество методов аппаратной диагностики: электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.

Одним из общепринятых методов аппаратурного обследования детей с аутизмом является диагностика особенностей структуры мозга. При этом полученные результаты являются очень разнообразными: у разных детей с аутизмом обнаруживают аномалии в различных отделах мозга, но до сих пор не определена специфическая мозговая локализация патологии, присущая только аутизму. Однако, даже если не выявляется какая-либо патология мозга, все равно идет речь об аутизме как органическом поражении, вызванном, например, нарушением связи между различными отделами мозга, что трудно обнаружить при диагностике. За границей для диагностики раннего детского аутизма чаще всего применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения. Среди них: Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R) Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS) Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS) Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS) Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC) Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC) Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO) Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998] опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC) Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE) Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT). Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder) Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала Вайленда) постепенно становятся популярными в России и Украине, при этом никаких сведений про адаптацию и стандартизацию этих методик у нас нет, а перевод чаще всего осуществляется самими педагогами. К большому сожалению, довольно часто встречается ситуация, когда специалисты не только психолого-педагогического, но и психиатрического профиля «ставят» диагноз, ориентируясь на устные или письменные ответы родителей по вопросам анкет.  

СЛАЙД 9

Несомненно, есть и другие, пусть редкие, но положительные примеры, когда специалист имеет не только опыт, но желание и умение всесторонне обследовать ребенка. И можно только мечтать о том, чтобы таких специалистов становилось у нас все больше.

Слайд 10 Ведь на самом деле, диагноз «аутизм» может быть поставлен только после проведения углубленной клинической оценки, основанной на признанных по международным стандартам критериях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика раннего детского аутизма

Слайд 2

Аути́зм ( синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера )- расстройство , возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет

Слайд 3

Симптомы РДА до 1 года нарушение или полное отсутствие зрительного контакта н арушение гуления феномен тождества патологическое отношение к близким родственникам патологическая реакция на нового человека патологическое отношение к словесному обращению патологическое отношение к физическому контакту

Слайд 5

Симптомы РДА до 3 лет нарушение общения с детьми привязанность к неодушевленным предметам страхи нарушение чувства самосохранения патология речи стереотипии особенности интеллекта особенности игры

Слайд 6

Условия для правильной диагностики РДА Команда подготовленных специалистов: невропатолога, логопеда-дефектолога, психиатра, психолога, педиатра Информация, необходимая для диагностики РДА, должна быть получена из разных источников: опрос-тесты, беседы с родителями, родственниками, учителями Непосредственное участие родителей в обследовании

Слайд 7

Методы диагностики РДА

Слайд 8

- неинструментальные (наблюдение, беседа); - инструментальные (использование определенных диагностических методик: ADR,CARS, ADPS, BSE, CHAT, PDD ,ATEC - экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу); - аппаратурные экспериментальные (ЭЭГ,РЭГ, ЭхоЭГ , МРТ, КТ) -определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Слайд 9

Список литературы: 1. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 214 с. 2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. – М: НИИ дефектологии РАО, 1988. – 256 с. 3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8–17. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – Москва: Теревинф , 2006. – 105 с. 5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф , 2004. – 114 с . 6. Доронина В.С., Мальтинская Н.А. Диагностика раннего детского аутизма // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр . сб. ст. по мат. XL междунар . студ. науч.- практ . конф . № 11(39). 7 . Епифанцева Т.Б., Настольная книга ло г опеда-дефектолога // Сердце отдаю детям . - Ростов Н/Д : Феникс, 2007 . – 458с.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Нейропсихологическая диагностика ребенка с ранним детским аутизмом.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой ко...

Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спектра (РАС). Методы диагностики РДА".

Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спекрта (РАС). Методы диагностики РДА"....