Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сапогова Екатерина Сергеевна

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры204.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЧЕРЕПАШКА» C:\Users\Admin\Desktop\DSCN7654.JPG

Возраст детей 5-7 лет.

Задачи:

  1. Уточнить и активизировать словарь по теме: «Море».
  2. Преодоление нарушений произношения слов сложной слоговой структуры.
  3. Формирование навыка составления рассказа.

Описание игрушки: Фоторамка с панно черепашка в море, вокруг «водоросли» из гербария, черепашка из камней, вокруг камешки и ракушки, искусственная жемчужина.

Методика работы: Предлагаем ребенку вспомнить о море. Всё, что он помнит и знает о море. Проговариваем «сложные» слова : прибой, волны, черепашка, водоросли, камешки, ракушки, жемчужина, фоторамка. Предлагаем придумать историю черепашки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «1,2,3,4»

 Возраст детей: 5-6 лет

Задачи:

1.Обеспечить умение ребёнка подбирать и произносить слова разной слоговой структуры.F:\IMG_20171108_132645.jpg

2. Расширение, уточнение, активизация словаря.

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Описание игрушки: Предмет пирамидальной формы с  основанием     15 см,

Выполнена из пластика, обклеенного голубой бумагой. По сторонам треугольников наклеены пластмассовые цифры от 1 до 4 разного цвета.

Дополнительное оборудовании: предметные картинки на усмотрение логопеда.

Методика работы:  Логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки, уточняя название предметов, изображённых на них. Затем предлагает ребёнку посмотреть на пирамиду и обратить внимание на цифры.

Задание: Произнести название картинки  по слогам, посчитать слоги и подложить её под нужную цифру.

Если задание выполнено правильно, то картинка остаётся под цифрой. Если неверно, то картинка отправляется к логопеду. Картинку можно вернуть ещё раз.      

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «СОЛНЫШКО»..

2.Возраст детей : 5 – 6 лет.http://www.maam.ru/images/photos/d2be6c196a7a631889ea186e0ff9c979.jpg

3.Задачи:

Развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова;

Расширять знания детей об окружающем мире;

Стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе. 

Описание игрушки: игрушка представляет из себя сшитый мягкий макет солнца диаметром около 1.5 метров, выполнена из ткани ,на лучах имеются прозрачные кармашки для картинок .                                

Методика работы:

Количество игроков должно совпадать с числом лучей или быть меньше.

Вариант 1:

В кармашки вкладываются картинки с разной слоговой структурой. Дети под музыку бегут вокруг солнца, по сигналу воспитателя останавливаются у ближайшего лучика, по очереди называют то, что нарисовано на картинке и затем «отхлопывают» количество слогов в данном слове.

Вариант 2:  

В кармашки вкладываются картинки с разной слоговой структурой. Дети под музыку бегут вокруг солнца, по сигналу воспитателя останавливаются у ближайшего лучика, по очереди называют то, что нарисовано на картинке и затем называют первый (или последний ) звук и описывают его.(гласный –согласный, твердый- мягкий и т. д)

Вариант 3:

В кармашки вкладываются слоговые схемы слов ,детям раздаются картинки, дети должны найти подходящую схему для своей картинки и назвать количество слогов в данном слове.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЧАЕПИТИЕ»

Возраст детей : 5 лет

соответствующие вагоны

Цель:  совершенствовать умение читать слоги и составлять слова.

Задачи:

Закрепить понятия  слог и слово;

Совершенствовать умение чтения слогов ;

Развивать  умение подбирать слоги составляя  из них  слова;  

Воспитывать интерес работать в паре.

Правила:   прочитай слог  и найди пару своей чашке , составь слово.

Материал: магнитные картинки : самовар , половинки чашек со слогами.

Описание игры: детям предлагается выбрать половинки чашек и прочитать слог на своей половинке. Затем они должны найти пару своей половинки чашки и прочитать слово.

         

C:\Users\Макс\Desktop\d50f5a1d2e30bbc42c19cabfe1c6e183.jpg.jpg

Дидактическая игрушка “ВЕСЁЛЫЕ РЕЗИНОЧКИ”

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Чтобы ребёнку легче усваивать слоговую структуру слова нужно подключить как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Прекрасная игра « Весёлые резиночки»

Цель игры: научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.

        

Перед вами обучающая игра  « ВЕСЁЛЫЕ РЕЗИНОЧКИ» для детей дошкольного возраста 5-6 лет, при помощи которой малыши смогут научиться делить слова на слоги, закрепить навыки чтения, развить восприятие, произвольное внимание, память и мышление и мелкую моторику. Перед началом игры раздайте цветные  резиночки. У вас на поле карточки с картинками и под каждой картинкой имеется место, куда нужно прикрепить резиночку по заданию. Предложите детям назвать картинки и разделить слова на слоги. Резиночки  нужно правильно крепить под картинками  таким образом:

Вариант 1 «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал:длинные и короткие слова на картинках
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок прикрепляет резинки на длинное или короткое слово
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и растягивает резинки  на две группы: к длинным словам и к коротким.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Вариант 2 «Раз, два ,три быстренько найди»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки и резинки
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое) и соединить их резиночкой.

Вариант 3

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: . картинки и резинки
Ход игры: логопед начинает произносить слоги  ребёнок ищет слова на этот слог, он с помощью резиночки  собирает одинаковый гслова сданным слогом ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал:  набор предметных картинок, резиночки.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют свои резиночки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «СЕПФОРА».

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Описание игрового пособия:

Настольная игра в виде перекидных страниц с длинами сторон 21*14 см, на которых расположены картинки, схемы, шнур. Выполнена игра из картона.

На каждой странице различные игры, направленные на закрепление:

-умений сравнивать слоговую структуру слов (найти одинаковый слог в словах по данным картинкам)

-умений делить слова на слоги (выбрать картинку, на которой изображено самое длинное (короткое) слово);

-подбирать слова с заданной слоговой схемой (например,  помочь «рассадить пассажиров в вагоны», или расселить гостей по домикам, или разместить зверей в зоопарке по клеткам, или разложить фрукты по вазам в соответствии с количеством слогов)

Методика работы:

Соединить шнурком вагон с одним окном и картинку, в названии которой один слог и т.д. Проверка на обратной стороне предыдущей страницы.

Методические рекомендации.

Благодаря своей многофункциональности игровое пособие предоставляет большие возможности для решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

К образовательным относятся коррекция и развитие:

-навыков слогового и фонематического анализа и синтеза;

-навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, в связной речи);

-мелкой моторики;

-прослеживающей функции глаз.

К развивающим:

-активация и обогащение словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий;

-развитие зрительно-пространственных координаций;

-развитие связной речи;

-развитие внимания, памяти, мышления.

К воспитательным: 

-воспитание бережного отношения к играм;

-поощрение добрых отношений, внимания друг к другу.

Одно из достоинств пособия-возможность его соотнесения с лексическим материалом согласно тематическому планированиюC:\Users\user\Desktop\конкурс логопед\Новая папка\кубик4 3.png

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЛОГОКУБИК».

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Задачи:

  1. Учить детей делить слова на слоги, определять количество порядок слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой.
  2. Обучать детей слоговому анализу одно- двух- и трехсложных слов;
  3.  Развивать слуховое внимание и память;
  4. Развивать фонематические процессы.
  5. Расширять словарный запас.

Описание игрушки:  Дидактическая игрушка  «Логокубик» представляет из себя предмет кубической  формы с длинной сторон 10 x 10 сантиметров.  Куб выполнен  из  картона  обклеенного фетром, имеет 6 граней.  На  гранях куба  расположены схемы, а также  картинки. Картинки и схемы являются съемными (прикрепляются при помощи липучек), что дает возможность использовать куб в других играх.  Кубик является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании.  

Методика работы:Ребенок  бросает кубик, проговаривая слова:  «Чудо-кубик я бросаю и картинку выбираю»  и смотрит, какое на нем выпало задание (схематическое изображение количества слогов на грани).   Затем  выбирает  из общего набора картинок ту, которая соответствует заданному количеству слогов и  закрепляет  на определённой грани куба.  Правильность ответа проверяют все с помощью следующих видов заданий: сосчитай, сколько раз хлопнули в ладоши; прошагай слово; простучи слово; проверь клювиком.Использование кубика возможно  как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.  

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЗАБЕЙ ГОЛ».

МДОУ ВМР « Детский сад № 25 «Теремок» г.Вольска»

Возраст детей : 6-7 лет

Задачи:

  1. Закрепить знание воспитанников о звуках, буквах и слогах.
  2. Развивать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Описание игрушки: Футбольное поле размером 35 Х 35 см. По краям поля размещены ворота со слогами и сказочные футболисты ( Смешарики)

Методика работы: предложить детям «забить гол»  перемещая мяч по полю от слога к слогу, чтобы получить 2х-3х сложное слово. 

   

         ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»20171108_114625

Выполнила: учитель – логопед Баранова Т.Н.

Возраст детей : 5- 7 лет.

Задачи:

1.Развитие слогового анализа и синтеза.

2.Совершенствование слогового чтения.

Игра предназначена для занятий как с одним ребёнком, так и с группой детей:  3 и более. Дети подбирают «лепестки» к середине цветка, читают получившееся слово.

Игра может проходить в форме соревнования: «Кто быстрее соберёт цветок?»

Состав игры:

3 цветные карточки круглой формы со слогами МА, ПЕ, ВЕ.

 Цветные  карточки  в форме  лепестка со слогами (21шт.)

20171108_114611

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГЕРОИ СКАЗОК»

ВыполниВозраст детей : 5- 7 лет.

Задачи:

1.Развитие слогового анализа и синтеза.

2.Совершенствование слогового чтения.

3.Совершенствование зрительного восприятия (цвет, форма, размер).

4.Закрепление правила написания большой буквы в именах собственных.

Игра предназначена для занятий как с одним ребёнком, так и с группой детей. Дети подбирают  карточки в виде воздушных шаров одного цвета, на которых написаны слоги, выкладывают их в ряд, начиная с карточки с большой буквой,  читают получившееся имя героя сказки.

Игра может проходить в форме соревнования: «Кто быстрее узнает имя героя сказки?»

Состав игры:

 Цветные карточки в форме воздушных шаров со слогами (Ва,си,ли,са;. Гви,дон: Сал,тан; Бу,ра,ти,но…..)

Дидактическая игра «Слоговая елочка»

Возраст детей: 5-7 летhttps://i.mycdn.me/image?id=862065289610&t=3&plc=WEB&tkn=*xb5X0uTah7U4E1omoLd0fxFBkVk

Задачи: Упражнять в составлении слогов, распределяя их по твердости и мягкости  согласного.

Игрушка представляет собой елку в виде конуса. Каждая сторона елки поделена на два цвета зеленый и синий. В эту игру дети могут играть и  вдвоем и втроем. Украсить елочку шарами с буквами ,распределяя их по твердости  и мягкости. Далее можно заменить буквы слогами ,а затем и составлять слова из этих слогов, помещая их на соответствующий цвет стороны елки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН».F:\фото конкурс\P71107-120131.jpg

 

Возраст: 5-6 лет

Задачи:

1.Учить детей делить слова на слоги.

2.Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами.

3.Развивать внимание, память.

Игра представляет собой картонную полку размером 30x25см. На которой размещён «товар», объёмные игрушки размером 2x2см. Игрушечный пластмассовый кассовый аппарат. Денежные купюры, на которых наклеены кружки от одного до четырёх обозначающие количество слогов в словах.  В игре участвует от 1-4 детей.

Методика работы: Педагог предлагает детям отправиться в магазин за покупками. Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными кружками  (один, два, три, четыре).  В магазине на полках расположен  товар» игрушки». Педагог выполняет роль кассира. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько кружков  на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

C:\Users\Пользователь\Desktop\1511800193622_35.jpg

ЛЭПБУК « СЛОГОВИЧОК ».

Возраст детей: 6-7 лет.

Задачи:

1.Формировать и развивать умение детей делить слова на слоги.

2.Развивать творческое мышление, любознательность, моторику и пространственную ориентировку.

3.Воспитывать у детей самостоятельность в познавательной деятельности.

Описание игрушки: ЛЭПБУК  представляет из себя развивающую книгу (игрушку-самоделку), которая посвящена теме «Коррекционная  работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников». ЛЭПБУК информативен, вариативен и полифункционален. Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, обладает дидактическими свойствами. Материал в ЛЭПБУКе можно менять и добавлять. В ЛЭПБУКе  9 игр по формированию и развитию слоговой структуры слова для детей. Размер ЛЭПБУКА формат А3. Выполнен из плотного картона и различных картинок.

Методика работы:

1 игра «Бусослоги» - отсчитать, сколько бусинок, сколько слогов в слове.

2 игра «Слогоцветики» - 3 цветка на разное количество слогов.

3 игра «Магазин для детей» - дети рассматривают, что есть в магазине. Рассматривают игрушки. Как можно приобрести игрушки в магазине? Купить. Вместо денег – фишки с различным количеством кружочков. Выбираешь игрушку, считаешь количество слогов в названии игрушки, отбираешь фишку и платишь в кассу.

4 игра «Парковка» - разложить картинки  (транспорт) по разным парковкам (1 этаж - 1 слог, 2 этажа - 2 слога, 3 этажа - 3 слога, 4 этажа - 4 слога).

5 игра «Собери картинку» - собрать картинку из 2-х и 3-х частей (из 2-х и 3-х слогов) и прочитать слово.

6 игра «Составь из слогов слова» - выложить на картинке слоги, подходящие к рисунку и прочитать слово.

7 игра «Слоговое лото» - игра как обычное лото, только вместо цифр слоги, а вместо фишек кружочки, на которых напечатан слог. 1 ребёнок достаёт фишку, читает слог, другие дети ищут этот слог у себя и кладут фишку на своё поле.

8 игра «Подели слова на слоги» - прочитать слово, разделить его на слоги и внизу нарисовать схему слова.

9 игра «Тучки и капельки» - привязать верёвкой капельку к нужной тучке. На тучках есть обозначение -1 слог, 2 слога, 3 слога. На капельке – картинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....

Интерактивная игра по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР "У клоуна на фото..."

Интерактивная игра "У клоуна на фото..."Игра создана по лексической теме: ИгрушкиЦель: формировать умение употреблять имена существительные в именительном и винительном падежах.Ход игры:Клоу...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова  нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как  с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова р...

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду  нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как  с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал...