Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой – это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И, конечно, может повлиять на нарушение письма – дисграфия и нарушения чтения –дислексия.

В данной консультации предлагаются различные игры и упражнения, которые помогут  устранить нарушения слоговой структуры слова  и пополнят  копилку речевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Нарушение слоговой структуры у  дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.  К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

    Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

   В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. С оной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Макаров и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

    По данным некоторых исследователей существует влияние формирования слоговой структуры  и грамматического строя речи.

    Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка.  Улучшая  последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаём конструкции грамматики в целом.

    Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечение согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).

В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман,  Т. Г. Егоров), а в указанных образованиях, где 2-3 согласных звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.

  Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

 

                     Игры для развития слоговой структуры слова

Дидактические игры:

«Перепутаница»

Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)

«Чудесный мешочек»

Ход: В мешочек  опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше, тот выиграл.

«Доскажи словечко»

Идет спокойно, не спеша.                           На лугу среди букашек

Пусть видят все, как хороша.                      Поднялся переполох:

Удобна прочная рубаха,                              Оттеснился переполох

В которой ходит….(черепаха)                     Великан … (чертополох)

Наш приятель тут как тут.                          Он круглый и красный,

Всех домчит он в пять минут.                    Как глаз светофора.

Эй, садись, не зевай,                                   Среди овощей

Отправляется… (трамвай)                          Нет сочней …(помидора)

«Сказочные герои»

Толстый хваста и зазнайка

С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон)

Из носка в полоску

Папой сшит колпак,

В нём в школу и отправился

С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)

(так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и т. д.)

Пальчиковые игры со стихами

                              «Шкаф»

                                  Пальчиковая гимнастика

   Шкаф дремучий, шкаф и дуба.                            (Сжимают и разжимают пальцы.)

   В нём – костюмы, платья, шубы.                     ( Поочерёдно загибают пальцы.)

   В нём – еноты, лисы, волки.  

   Белки там – на верхней полке.

   И весь день в шкафу темно,                                   (Закрывают руками глаза.)

   Как в лесу или в кино.                                        (Открывают глаза.)

          «Мы во двор пошли гулять»

                                       Пальчиковая гимнастика

           

Раз, два, три, четыре, пять,     (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять.     («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,            (Лепят комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,    («Крошат» хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катились,    (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.)

А ещё в снегу валялись.           (Кладут  ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.       (Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли.           (Движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Физминутки

                         «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,                        (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.                               (Считаем пальчиком.)

− Раз, два, три, четыре, пять.                      (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать,  не сосчитать!                        (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц…                    (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.     (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела                                  (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла.                          (Считаем пальчиком.)

                   «Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.           ( Потягивания – руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.   (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.   ( Потягивания – руки в стороны.)

Мы её не  будем трогать –

Обожглись уже немного.          ( Руки вперёд – потрясти кистями.)

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки.            (Дети садятся.)                                     

«Игры с буквами»

«Подбери картинку к слогу»

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд  перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок.

«Воздушные шарики»

Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары, соединяют правильно, что бы получилось слово.

«Цепочка слов»

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие слова спрятались.

«Собери из букв слова»

Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.

«Лишний слог»

Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог.

Д\И «Назови профессию»

Кто вставляет стёкла? –

Кто чинит водопровод? –

Кто штукатурит стены? –

Кто работает на кране? –

Кто работает на тракторе? –

Кто работает на экскаваторе? –

Д\И «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)

Рыбу ловит –

Землю копает –

Пчёл разводит –

Пешком ходит  –

Лес рубит –

Трубы чистит –

Лес разводит –

Птиц ловит –

 

Д\И «Деформированный текст»

Детям предлагается составить предложение из слов.

Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает.

На, ребята, пошли, прогулку.

Д\И «запомни, положи, повтори»

Ход: Педагог называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»

Данный материал рассказывает, как могут родители помочь своему ребенку справиться с нарушением слоговой структуры слова?  Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой стру...

Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»

Игры для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими...

Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...