Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»
материал по развитию речи (старшая группа)

Данный материал рассказывает, как могут родители помочь своему ребенку справиться с нарушением слоговой структуры слова?  Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для развития слоговой структуры слова»

   

Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.  К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой нарушениями начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

      До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова и является сигналом для беспокойства. В таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку справиться с этим нарушением? Просто поиграть!

      Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

     Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

 Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания.

Где позвонили?

Узнай музыкальный инструмент по звуку.

Сколько раз ударили в барабан (бубен)

Работа  над ритмом

Ребенку предлагаются различные способы воспроизведения ритма:  

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
(сколько точек на карточке);

- сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

 Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например, слово кошка   (хлопок на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Игра «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных,  столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра «Разложи игрушки»

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

 Деление слов на слоги:

  -произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни);

сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

  - ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует взрослый).

 Игра «Рассели  животных  по  домам»:одноэтажный дом — кот, двухэтажный  лиса (разложить картинки на нужный «этаж» дома).

Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

«Путаница»

Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)

  Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком.

    Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.  Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....

Консультация для родителей: «Игры для поэтапного формирования слоговой структуры»

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это...

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»

Игры для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....