"Путешествие в царство звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гуркина Наталья Ивановна
Тема: «Путешествие в царство звуков» Цели: Продолжать знакомить с многообразием звуков. Узнавать на слух окружающие нас звуки и их дифференцировать. Дать понятие – речевые звуки. Учить составлять предложение 3-4-х слов. Активизировать словарь детей. Развивать слуховое внимание. Оборудование: ЛОГОКУБ, 4 картинки: символы звуков (природы, музыкальные инструменты, предметы окружающие нас, речевые звуки). Чудо - колесо, фигурки героев (старичок - лесовичок, принц, фея, мальчик-говорун). Магнитофон, запись со звуками природы,запись с музыкальным сопровождением .Ширма ,музыкальные инструменты ( барабан , колокольчик , дудочка ,гармонь) .6 коробочек-киндеров с наполнителем (манка ,гвозди ,горох ,орех). Три лоточка (1 большой, 2 маленьких). Голова, сшитая из материала; перчатки белые. Шесть листков к заданию №5 и шесть карандашей к игре «Доскажи словечко». Ход: 1. Ребята, обратите внимание, что сегодня у нас в группе гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь послушайте меня. Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда я приглашаю вас отправиться в царство звуков. С собой мы возьмём вот этот куб. На него будем собирать звуки, которые встретим в пути. Путешествовать по царству звуков будем с помощью вот этого чудо - колеса. Подходите к колесу. Готовы? Тогда в путь (идём по кругу под музыку, кручу колесо). 2. Посмотрите нас кто - то встречает. Это старичок - лесовичок. Он приглашает нас на полянку, проходите, садитесь. Он хочет , чтобы мы послушали его звуки и отгадали их (запись звуков природы: - шум ветра. -птицы, комары, кукушки; - море; - блеют овцы, цоканье копыт лошадей. Молодцы, все звуки старичка – лесовичка отгадали. Ребята, а что это за звуки? Это звуки природы, беру куб. Правильно и прикрепляем на куб 1-ую картинку с природой, символизирует звуки природы. А наше путешествие продолжается, подходите к чудо – колесу и отправляемся дальше; кладу куб (кучу круг – идём – звучит музыка). 3. Ребята, а сейчас мы попали к принцу. Посмотрите, вот он нас встречает. Но вот каких звуков он принц нам с вами предстоит отгадать. Повернитесь к ширме и внимательно слушайте, что будет звучать (звучат музыкальные инструменты: барабан стучит, колокольчик звенит, свистулька свистит (дудочка звучит), гармошка играет. Молодцы, звуки отгадали. А как мы скажем, что это звучало – музыкальные инструменты. Значит - это принц каких звуков? – музыкальных звуков. Правильно (беру куб) и поэтому на куб мы прикрепляем 2-ую картинку с музыкальными инструментами, которые создают музыкальные звуки. А мы с вами снова отправляемся в путь. Подходите к чудо – колесу и отправляемся (звучит музыка – круг крутится – идём по кругу). 4.Посмотрите, а теперь нас встречает фея загадочных звуков. Она нам тоже приготовила задание. Подходите к столу, посмотрите на эти коробочки. В них спрятаны загадочные звуки. Попробуем их разгадать? Артём, возьми одну коробочку, любую и потряси, а мы попробуем отгадать, что за звук там спрятался (варианты ответов). А сейчас нам нужно найти такую же коробочку с песком вот в этой корзине. Алёша , попробуй . Молодец ,нашёл (кладёт обратно , а Артём кладёт киндер в большую корзину). Варя, возьми другую коробочку из этой корзины. Потряси , как вы думаете ,что там?(ответы детей) Тимофей , найди такую же коробочку в этой корзине и т. д.(шесть пар коробочек – киндеров). Ребята, все звуки мы с вами разгадали, молодцы. Оказывается они самые обыкновенные, и получаются от предметов, которые нас окружают. А какие вы слышите звуки каждый день на улице (проезжает машина, летит самолёт), а дома (телефон, пылесос, карандаш по бумаге пишет). Значит во всех предметах, которые нас окружают - живёт свой звук. И на куб (беру куб) мы прикрепляем 3-ю картинку с предметами, от которых получаются различные загадочные звуки. А нас с вами впереди ждёт новая встреча. Подходите к чудо – колесу. Продолжаем путешествие (звучит музыка – круг крутится – идём по кругу). 5. Посмотрите, ребята, а это кто? Мальчик. Правильно. Но не просто мальчик, а мальчик - говорун. Он так много разговаривает и очень любит играть в слова. Вот и сейчас он пытается нам, что – то сказать (тряпичная голова «произносит » – гласные звуки : а о у и ; согласные звуки : м н п с д т. д. ). Ребята. Что произнес мальчик – говорун? Звуки. Правильно. Такие звуки произносят все люди и из них составляются разные слова. Эти звуки называются речевые. Повторите, какие это звуки? – речевые. Беру куб и на куб мы прикрепляем ещё одну картинку, которая обозначает речевые звуки. Посмотрите, здесь мальчик что – то говорит, значит, произносит речевые звуки кладу куб. Послушайте, что может случиться, если вдруг звук встанет не на своё место. Мальчик – говорун предлагает поиграть в игру «Звуки перепутались», найдите ошибку и исправьте. - Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки); - Мы собирали васильки На головке у нас щенки (венки); - Здесь хорошее местечко, Протекает мимо печка (речка); - Сели в ложку (лодку) и – айда! По реке туда – сюда. Молодцы, все звуки поставили на свои места. Помните, я вам говорила, что мальчик – говорун любит играть не только в звуки, но и в слова. И сейчас он приглашает вас пройти за столы и поиграть с ним в игру «Доскажи словечко». Я читаю стихотворение, а вы в конце договариваете слово. А на листке обводите в кружок предмет, обозначающий это слово. - Говорит мартышка мышке Я была в гостях у …..(мишки); - Рады мальчики и девочки Рады зайчики и …..(белочки); - На дверях висел замок Взаперти сидел….(щенок); - Не будильник, а звонит Не приёмник – говорит Угадайте, кто же он? Ну конечно….(телефон). Молодцы. 6. Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Листочки вы возьмите с собой, а дома картинки раскрасите и расскажите про наше путешествие. А сейчас подойдите к чудо – колесу (беру куб). Скажем героям до свидания, которые нас встречали. Спасибо, что играли с нами нам было очень интересно. Но нам пора возвращаться в наш родной детский сад (кручу, колесо в другую сторону – идём - звучит музыка). Вот мы и вернулись в группу. Ребята, где мы с вами побывали? (В царстве звуков). Но мы вернулись не с пустыми руками, с нашим кубом. На него мы собирали все звуки, которые мы с вами встречали во время путешествия. Давайте их вспомним (кручу куб, а дети называют): - звуки природы - музыкальные звуки - загадочные звуки (которые живут в разных предметах) - речевые звуки Молодцы! Всё правильно назвали, значит вы всё запомнили. Ну, вот и всё, путешествие наше закончилось. Вам понравилось? И мне понравилось. Спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство звуков»...

Конспект занятия в старшей группе " Путешествие в царство звуков и цветов".

Учить видеть изменения в природе с наступлением теплой погоды.Закрепить у детей знания и осознание выполнения правил поведения в лесу....