Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы: "развитие логического мышления путём использования математических игр"
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.
«Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельностии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления путём использования математических игр»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

      Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

      Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных

предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще

менять виды деятельности на занятии, и это  создает условия для повышения

эмоционального отношения к содержанию материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

      Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без

использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль

несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

      Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом

непременным условием является применение системы игр и упражнений.

      Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических

упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку,  у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

      Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает

конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

      Дидактические игры и игровые упражнения математического  содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания - виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

      В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в

современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным

развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

      По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

      Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

      С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорит: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше – красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

      Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

      В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

      В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

      Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

      Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

      Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в

пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Каждой игрушке - свое место» и другие.

      «Математическая рыбалка»

      Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

      Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

      Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне, которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой  и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

      Аналогично проводится игра «Поймай бабочку»

      Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.

      С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически

связанные с ними.

      Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!»)

      Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

      Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения

самолета» и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится

сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск

недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

Дидактические игры и упражнения

         «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

      Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться

желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.

      При проведении этих игр учитель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать  их учащимся. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

                  Занимательные задачи в стихотворной форме

      При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

     У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка. Дальнейшее развитие мышления происходит в школьном возрасте. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы.

     Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие у детей словесно-логического мышления

Консультация для родителей групп компенсирующей направленности, включающая материал, способствующий развитию разных видов мышления и других психологических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей "Упражнения для развития словесно-логического мышления"

Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса у детей 6-7 лет....

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

Занятие с воспитанниками подготовительной группы Развиваем логическое мышление

Занятие с воспитанниками подготовительной группы "Развиваем логическое мышление"...

Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей"

Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей".Группа "Вишенка"...

Консультация для родителей дошкольников старшей группы. Развитие логического мышления

Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у д...

«Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации с помощью планшета»

Мастер-класс по испльзованию приемов кодирования и декодирования информации с помощью планшета...