Занятие с воспитанниками подготовительной группы Развиваем логическое мышление
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Макеева Елена Викторовна

Занятие с воспитанниками подготовительной группы

 "Развиваем логическое мышление"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с воспитанниками подготовительной группы

 "Развиваем логическое мышление"

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.

Задачи:

  1. Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.
  2. Познакомить детей с головоломкой Танграм. Учить детей разгадывать головоломки.
  3. Развивать речевые навыки и умения. Упражнять детей в подборе антонимов.
  4. Развивать воображение, сообразительность.
  5.  Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам.
  6.  Развивать умение воспитанников делить на группы предметы по трем признакам: форме, цвету, массе.  
  7. Развивать интерес воспитанников,  любознательность, познавательную мотивацию, целеустремленность.
  8. Воспитывать  умение взаимодействовать в группе, приходить к единому решению.

Игровой материал и наглядные пособия: интерактивная доска, игра "Танграм", набор картинок, электронная игра "4-ый лишний", фишки, подготовленные бланки трех конкурсов, карандаши, листочки с нарисованными на них по 6  и 8  кругов на каждого участника, игра «Танграм» на каждого участника в конверте, образцы к игре Танграм на слайде.

Приветствие: - Добрый день ребята. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пульсом дружбы. Запустит пульс Настя Н.

-Ребята, сегодня придя на работу, я обнаружила в электронной почте детского сада письмо. Оно пришло от ребят подготовительной группы детского сада Колосок, хотите узнать, о чем они пишут? (открываем, появляется на экране письмо) Дети соглашаются.

Педагог читает: "Здравствуйте друзья!

Мы  приглашаем вас   принять   участие в трех математических    конкурсах. Высылаем вам бланки к конкурсным заданиям.  

- Ребята, посмотрите, здесь действительно для каждого из вас есть задания к математическим   конкурсам. Может кто-нибудь из вас уже участвовал в конкурсах и знает, что  вы делали?  

Дети высказываются о том, какие разные задания они выполняли.

-Вам было трудно?

- Посмотрите здесь на бланках тоже  разные задания.

- Но чтобы поучаствовать в   конкурсе «Путешествие Почемучек» вы должны набрать 5 фишек, в конкурсе «Маленький гений – математик»  4 фишки, а в конкурсе «Маленький гений» - 3фишки (педагог показывает бланки с наклеенным количеством фишек)

- Конкурсные задания бывают трудные. Чтобы их выполнить, нужно много знать и уметь. Предлагаю вам поупражняться в выполнении конкурсных заданий. Согласны?

 - Я для вас приготовила тренировочные задания, будем их выполнять?

- Да.

- А задания такие: нужно  делить предметы  на группы, закрашивать кружки, разгадывать головоломку, определить лишний предмет, и подобрать противоположные слова по значению.

- Потренируемся?

- А за правильные ответы  вы будете получать фишки, и складывать их в свои коробочки. (Педагог раздает детям коробочки).

- Скажите мне, за что вы можете получить фишку?

- Дети перечисляют задания.

- Ребята, я вам предлагаю выбрать конверт с заданием, которое мы будем выполнять первым? Один ребенок берет конверт по  выбору. Достает задание, читает его или предлагает прочитает педагогу.

-А задание здесь такое,  "Скажи наоборот".      

Торт большой, а пирожное…                         Береза высокая, а куст смородины...

Стержень длинный, а спичка…                      Бочонок толстый, а стакан…

Дед Иван пожилой, а внук Коля…          У девочки волосы длинные, а у мальчика…        

Футбольный мяч большой, а теннисный…    Лента широкая, а шнурок…

Река широкая, а ручей…                                  Заяц маленький, а медведь…

Многоэтажный дом высокий, а одноэтажный…     Бабочка легкая, а  голубь…        

Книга толстая, а тетрадь…                         У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Заяц бегает быстро, а черепаха…                Море глубокое, а лужа…

На каждого ребенка по 2 предложения.

Педагог предлагает взять фишки, тем детям, которые правильно  подобрали   слова.

(Коробочка с фишками стоит в середине круга)

Итог:  мы теперь с вами знаем много слов противоположных по значению.

Педагог предлагает одному ребенку выбрать следующее задание.

-  Да здесь головоломка. Что такое головоломка?  Ответы детей.

- Люди придумали головоломки, чтобы тренировать свои умственные способности. Педагог раздает детям конверты  с игрой «Танграм». Садитесь за столы, открывайте свои конверты. Эта замечательная игра называется   "Танграм".   Её придумали в Китае много лет назад. (на экране появляется квадрат)

Слайд 1.  - Посмотрите на сколько частей разделен квадрат?

-Квадрат разделен на 7 частей.

-Они одинаковые?

-Нет, они  разной формы и величины.

Слайд 2. - Посмотрите, как много разных предметов и фигур животных можно собрать из 7 частей.   Кого вы здесь узнали?  

Слайд 3. Дети складывают животных.

-Какую фигуру хотите собрать?  Если вы соберете эту фигуру, то будет считаться, что разгадали головоломку. Хотите я вас научу?  

 - Посмотрите,  фигура какого животного изображена на схеме?

- Зайчик.

- А как вы догадались?

Дети отвечают.

-  Посмотрите, как я буду разгадывать эту головоломку. Сначала я посмотрю, на какую фигуру похожи уши, голова, лапки и начну переставлять фигуры.

-У меня получилось?

Дети отвечают «Нет».

- А теперь получилось?

- Нет.

Что-то происходит с моей головой. Дети отвечают. Вот поэтому и называется   головоломка. Не надо с первого раза надеяться, что сразу получится, надо много думать. Внимательно смотреть на фигуры  и части танграмма.

-Вот я и разгадала головоломку.

-  А сейчас каждый  из вас за столами попробует разгадать свою головоломку.

- Внимательно рассмотрите свою схему. Подумайте, вспомните, с каких фигур я начинала выкладывать схему, и приступайте.    

Итог:   Ребята, что вы научились делать?

-Разгадывать головоломки.

 - Ребята, какое же  задание   будет   следующее?  Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.  

-  Какое интересно здесь задание? А здесь игра, где нужно найти лишний предмет. Выполнять будете все по очереди на интерактивной доске. Кто расскажет правила игры?

Ребенок рассказывает. На экране появляется слайд с изображенными предметами.

- Как ты думаешь, почему именно этот предмет лишний?  Дети по очереди принимают участие в игре.

Итог: Молодцы, вот и с третьим заданием вы справились. Вы замечательно находите лишний предмет. А теперь  возьмет   фишку тот, кто правильно нашел лишний предмет.

Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.

- Часто в конкурсах бывают творческие задания, но они не простые.  Например, что-то раскрасить.  Хотите тоже поупражняться.

 «Закрасьте круги так, чтобы закрашенных и не закрашенных кругов было поровну. Варианты не должны повторяться»

А сейчас каждый возьмет себе задание с таким же  значком, как у него на одежде и присаживается за стол его выполнять. Время для задания отслеживайте по настенным часам, когда большая стрелочка дойдет до красной полоски вы заканчиваете работу.  И  педагог  на часы наклеивает полоску – ограничитель времени.

Педагог подходит к воспитанникам и наблюдает за выполнением задания.

- А сейчас   проверьте еще раз, правильно ли вы выполнили задание. Возьмите фишки те, кто выполнил правильно в задании 6 вариантов и больше. Отнесите  их  в свои коробочки.

   - И вот, ребята остался один конверт с последним заданием. Педагог предлагает детям открыть конверт. Будем его выполнять? Да.  

Педагог читает задание и предлагает детям поделиться на две команды. Первая команда должна выбрать и принести на стол картинки с изображением тех предметов, которые бывают большими, коричневыми, тяжелыми. А вторая команда найдет картинки с изображениями тех предметов, которые бывают маленькими, желтыми и легкими.  

Дети выполняют  задание.

- Ребята, изображение каких предметов вы принесли?

- Мы принесли все предметы большие, коричневые, тяжелые.

- Да, здесь медведь, шкаф и т. д.   А изображение каких предметов вы принесли?      

-  маленькие, желтые и легкие.

- Это, какие предметы?

- Цыпленок, носок и т. д.

- А теперь давайте посмотрим, как справилась с заданием вторая команда? Здесь должны быть картинки с  предметами, которые бывают какие?

-  маленькие, желтые и легкие.

- Это, какие предметы?

- Шкаф, сумка, чемодан и т. д.

Дети делают выводы о том, кто был более успешным.  

- Фишку возьмет тот, кто принес правильно две и более картинки.

Итог. Какие вы молодцы. Обе команды справились с заданием.  Вы правильно разделили картинки на группы по трем признакам.

Рефлексия.    

- Ребята, как вы считаете, вы готовы участвовать в конкурсах?  

 - Почему вы так решили?  

- Да мы умеем делить предметы на группы, мы знаем слова противоположного значения, умеем определять лишний предмет, разгадывать головоломку. Поэтому мы можем участвовать в конкурсах.  А сейчас разберите бланки к конкурсам в соответствии с количеством набранных вами фишек.

Участники конкурсов  разбирают бланки с конкурсами на дом.

- У кого  три фишки, что у тебя сегодня не получилось?

-Чему тебе еще надо подучиться, чтобы участвовать в первых двух конкурсах?

-Что вы узнали нового? А что было вам трудно? Ребята, а кого сегодня больше хвалили? Почему? Вы дружно выполняли все задания? Вы все пришли к единому мнению?

-Вы довольны собой?

– До свидания ребята!

Дети   уходят в группу.

"Скажи наоборот".

Торт большой, а пирожное…                         Береза высокая, а куст смородины...

Стержень длинный, а спичка…                      Бочонок толстый, а стакан…

Дед Иван пожилой, а внук Коля…          У девочки волосы длинные, а у мальчика…        

Футбольный мяч большой, а теннисный…    Лента широкая, а шнурок…

Река широкая, а ручей…                                  Заяц маленький, а медведь…

Многоэтажный дом высокий, а одноэтажный…     Бабочка легкая, а  голубь…        

Книга толстая, а тетрадь…                         У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Заяц бегает быстро, а черепаха…                Море глубокое, а лужа…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель Макеева Елена Викторовна МБОУ « Начальная школа № 15 » г. Нефтеюганск

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и логического мышления "Репка"

Обогащению речи дошкольников, закрепление знаний о числах первого десятка,  освоение простых способов моделирования, умение делить фигуры по различным признакам.Воспитание  у дет...

Конспект занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе

Конспект "Зимушка-зима". Составлять короткие рассказы по заданной теме - загадке, продолжать учить детей составлять загадки с опорой на предметные картинки....

Конспект занятия по развитию речи и логического мышления "Путешествие по сказочному лесу".

Конспект занятия "Путешествие по сказочному лесу" в подг. гр....

Курс развивающих занятий - «Игры на развитие словесно-логического мышления».

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, кар...

Открытое занятие "Путешествие в Простоквашино" по логическому мышлению для старших дошкольников.

Тема занятия «В гости в Простоквашино»в подготовительной группе. В занятии прослеживается интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммун...

Занятие (открытое) по развитию элементов логического мышления "Моя семья"

Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий.Задачи образовательные:1. Выявить у...

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...