Конспект занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Поздеева Валентина Алексеевна

Конспект "Зимушка-зима". Составлять короткие рассказы по заданной теме - загадке, продолжать учить детей составлять загадки с опорой на предметные картинки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka-zima.odt20.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159»

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе по теме:«Зимушка-зима»

Разработала и провела

учитель-дефектолог

Поздеева  Валентина  Алексеевна

г. Саратов.

Тема:  «Зимушка-зима».

 

Программное содержание: учить детей  составлять короткие  рассказы по  заданной теме - загадке, продолжать учить детей  составлять загадки  с опорой на предметные картинки.

Коррекционные задачи: развитие логического мышления, формирование связной монологической речи, умение выделять родственные слова к словам — зима, снег; закрепление использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываниях.

Воспитывать интерес и любовь к родному языку через поэзию, через устное народное творчество — загадки, через музыку.

Словарная работа: обогащение лексики синонимами и антонимами: (покрывало, одеяло, скатерть; тяжелый-легкий, теплый-холодный)

Предварительная работа:

  1. Знакомство со стихами о зиме А.С. Пушкина,  И.Сурикова, И.Никитина.
  2. Рассматривание зимних картинок.
  3. Знакомство с загадками о зиме.

Оборудование: зимние картинки, рисунки детей на тему — зима,

снежинки на подносах, заготовки для вырезания снежинок, ножницы, клей.

Технические средства: магнитофон, музыкальный диск.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Дефектолог:

Ребята, послушайте загадку

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

     Тряхнет  перинки -

            Над миром снежинки  

(Зима)

  • Послушайте отрывок из стихотворения С. Коноваленко

 

 Она пришла такая снежная,

 Укрыла белыми одеждами.

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная

            Все разрисует в царство снежное,

   Развесит кружева из инея  -  

                                       Такая сказочно красивая!

Дефектолог:

О каком времени года идет речь в стихотворении?  (О зиме)

  1. Какая пришла зима? (Зима пришла снежная)
  2. Что укрыла зима своими одеждами? (Она укрыла леса, улицы, дома, поля)
  3. Зима-художница, что она разрисовала? (Царство снежное,

развесила кружева)

Какие слова использует поэт в своем стихотворении? (художница прилежная, царство снежное, кружева из инея, сказочно красивая)

Ребята, поэты в своих стихотворениях по разному описывают зиму.

Иван Суриков описывает зиму по другому. Давайте вспомним это стихотворение. Как оно называется? (Зима) Правильно! (Дети читают стихотворение).

  1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

     

      И на утро снегом

    Поле забелело,

  Точно пеленою

  Все его одело.

                 

                    Темный лес — что шапкой

            Принакрылся чудной

      И заснул под нею

              Крепко, непробудно...

        Стали дни коротки,

           Солнце светит мало,

           Вот пришли морозы,

   И зима настала.

   - Какими словами поэт описывает снег?  Какой он? (Белый, пушистый).

  • Что происходит со снегом? (Он кружится, падает, ложится).
  • Какие явления (признаки) зимы описывает поэт? (Снег падает, покрыл лес,поля, природа уснула, дни стали короче, мало светит солнце)
  • Ребята, давайте подберем родственные (родные) слова к слову зима.

Дидактическая игра «Подбери слово»

  • Как будет ласково? (зимушка)
  • День какой? (зимний)
  • Природа что делает? (спит,а как сказать от слова зима — зимует, зимовать)
  • Птицы  которые остаются на зиму, какие? (зимующие)  Какая есть птица от слова зима? (зимородок — показываю картинку)

Какие мы подобрали слова: зима, зимушка, зимний,зимует, зимовье, зимородок)

  •  Молодцы!
  • А теперь, подберем слова  к слову снег:
  • Как назвать снег ласково?(снежок). День какой? (снежный). Что делают из снега? (снежки, снеговика,  снегурочку).Какие слова еще можно подобрать? (снегопад, снежинка, снегоход, снегирь, подснежник)  

 

 Дыхательная  гимнастика.

  1. Дефектолог:

- Ребята, у вас на столах лежат снежинки, возьмите их в правую руку. Вспомним как надо правильно дышать ( глубоко вдыхаем носом,  а выдыхаем через трубочку, ртом). Читаю стихотворение, а дети выполняют упражнение.

     

      Кружатся снежинки в воздухе морозном

   Падают на землю кружевные звезды.

                                Вот одна упала на мою ладошку.

                              Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева)

 (Дети кладут снежинки на подносы).

  • Молодцы, ребята!  Отгадайте загадку.

 

«Белое покрывало все поле одело». (Снег)

Вот по этой загадке мы будем составлять с вами короткие рассказы. В рассказе вы можете использовать слова из стихотворений.

  • Как понять — белое покрывало?  (Снег покрыл все вокруг, снега очень много, вокруг белым-бело)
  • Какими другими словами можно заменить слово покрывало ? (одеяло, скатерть)
  • С каких слов мы можем начать рассказ? (Наступила зима, пришла, падает снег )

Примерные рассказы детей: (3-4 чел.)

  • 1. Пушистый снег тихо падает на землю. Он покрыл землю белым покрывалом. Природа уснула.

2. Наступила зима. Выпало много снега. Снег укрыл землю белой скатертью. И т. д.

3. Пришла зимушка-зима. Все раскрасила кружевными узорами.

Одела землю белым одеялом.

4. Падает белый пушистый снег. Он покрыл землю белыми одеждами. Наступила зима.

Дефектолог:

Когда приходит зима, что она с собой  приносит? Давайте посмотрим на картину. (Она приносит снегопады, сугробы, метели, вьюги, лед)

Можно ли назвать это дарами зимы? Для чего нужны людям дары зимы?(Для того, чтобы кататься на лыжах, на санках, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).Дети составляют предложения по картине.

  • Дети катаются на санках с горы.
  • Сережа и Таня лепят снеговика.
  • Ребята катаются на коньках на катке.

Как назвать игры детей зимой?  (зимние забавы)

Давайте и мы немножко отдохнем, поиграем в снежки.

Физминутка.

(дети выходят из-за столов и становятся в круг)

                                                                 

Мы зимой в снежки играем                        (имитируем  лепку снежков)                                                                                                                                                        

По сугробам мы шагаем                             (широкий шаг)

И на лыжах мы бежим.                               (отталкивающее движение)                                        

На коньках по льду скользим.                    (скользящее движение)

Лепим мы снеговика,                                  (имитируем катание кома)

То-то рада детвора.                                    (руки вверх,  руки опустить)                  

                                                                   

Дефектолог:

  • Ребята, о каком времени года мы сегодня говорим с вами? (о зиме) Но не только в стихах можно описать зимнюю  природу, но и выразить в  музыке.
  • Послушайте фрагмент музыкального произведения Антония Вивальди «Времена года — Зима».
  • Какая это музыка по характеру? (тревожная, подвижная, летящая, сказочная).
  • Что можно представить слушая это произведение? (ветер, метель, вьюгу, снегопад) Вам понравилось произведение? Кто запомнил фамилию композитора? (Вивальди)

Дефектолог:

Следующее наше задание: мы будем составлять загадки.

«Летит резная паутинка, ладошки коснется твоей и растает»(Снежинка)

Что я загадала? (Загадку

  • Что такое загадка? (Описание предмета не называя его).
  • А что главное в загадке? (Отгадка)
  • О чем мы будем составлять загадки? (О снежинках)

Нам будут помогать картинки, которые лежат у меня на столе (показываю картинки: перышко, вата, кружево)

         Какого цвета снежинка? (белая)

  • На что похожа? (на вату)
  • Что происходит с ней, когда она попадает на ладонь? (тает)
  • Что у нас получилось?
    «Белая, как вата, да на ладони тает

Показываю перышко.

Перышко какое? (легкое)

  • Перышко — это пух,  пух теплый, а снежинка холодная.
  • «Легкая, как перышко, да холодная»

Показываю кружево.

  • Кружево тонкое, узорчатое его можно пришить.
  • « Узорчатая, как кружево, да не пришьешь»

Ребята, а вы знаете как называют женщин, которые плетут кружева? (Мастерицами, вязальщицами)

  • «Красивая, как кружево, да не мастерица плела».

Молодцы! Давайте повторим загадки которые у нас получились.

«Белая,как вата, да на ладони тает». «Легкая, как перышко, да холодная». «Узорчатая, как кружево, да не пришьешь». «Красивая, как кружево, да не мастерица плела»

Дефектолог:

А сейчас взяли снежинки, потренируем наши глаза и руки.

Упражнение для коррекции глаз.

                               

                                     Мы снежинку увидали, -

                                     Со снежинкою играли.

                                     Снежинки вправо полетели,

                                     Глазки вправо посмотрели.

                                     Вот снежинки полетели,

                                     Глазки  влево посмотрели.

                                     Ветер снег поднимал

                                     И на землю опускал.

                                     Дети смотрят вверх и вниз

                                     Все! На землю улеглись.

                                        (снежинки положили)

Пальчиковая гимнастика.

   На дворе мороз и ветер,       (постукивание кулак о кулак)

   На дворе гуляют дети,           (ладонь, ребро о стол)

   Руки, руки потираем,             (потираем тыльную сторону руки)

   Руки, руки согреваем.            (потираем ладошки)  

Дефектолог:

У нас осталось последнее задание. О чем мы составляли загадки? (Загадки мы составляли о снежинках). Нам надо вырезать из заготовок, которые лежат у вас на подносиках — снежинки.

(Дети вырезают снежинки, приклеивают узкую полоску за которую будут держать снежинку)

У нас получились разные, красивые снежинки. А теперь мы с вами встанем в круг и будем танцевать. (Звучит песня «Снег кружится» музыка Морозова)

Такого снегопада, такого снегопада.             (бегут по кругу вправо)

Давно не помнят здешние места,                  (машут снежинками)

А снег летал и падал, а снег летал и падал (бегут в круг, из круга)

Зима была прекрасна, прекрасна и чиста.   (машут снежинками)

Снег кружится летает, летает                         (кружатся)

И поземкою кружа                                           (бег в рассыпную по группе)

Заметает зима, заметает                                (бегут в круг из круга)

То,что было без тебя.                                      (взмахивают руками,

                                                                            присаживаются)

                                                                                     

Итог  занятия.

Дефектолог:

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

  • Стихи какого поэта вы рассказывали на занятии?

(Ивана Сурикова)

  • Что мы подбирали к словам — зима и снег (родственные слова)
  • Что мы составляли по загадке? (короткие рассказы о зиме)
  • О чем мы составляли загадки? (о снежинках)
  • Какое музыкальное произведение мы с вами слушали, назовите композитора? (Антонио Вивальди)
  • Молодцы!

Мы с вами узнали, что  явления природы можно выразить не только в стихах, рассказах, загадках, картинах,  но и в музыке и песнях.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и логического мышления "Путешествие по сказочному лесу".

Конспект занятия "Путешествие по сказочному лесу" в подг. гр....

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и познанию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие на ковре-самолете»

Целью этого занятия  является   обобщение и закрепление знаний детей по развитию речи, подготовке к грамоте и формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

Конспект занятия по развитию речи На тему «Космос» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (заикание)

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность.Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, активность, организованность; пробуждать интерес к ...

Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны

1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно  - исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно...