Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сиротина Ольга Андреевна

При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно  - исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект занятия по  развитию речи на тему «Посуда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Воспитатель

Сиротина Ольга Андреевна

Ноябрь, 2022 г.

Пояснительная записка.

        Данное занятие предназначено для детей  подготовительной к школе группе   с нарушениями речи. Будет интересно учителям-логопедам, воспитателям, работающим в коррекционных учреждениях, а также  педагогам, работающим в общеобразовательных ДОУ и родителям. 

         Составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. и Комплексной образовательной  программе  дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»  под редакцией  Н. В. Нищевой.

        Все элементы ООД между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам.

 Цель: Способствовать формированию речевой активности дошкольников по теме «Посуда».

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Посуда»;

- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

Коррекционно-развивающие:

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- совершенствовать общую и мелкую  моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

 Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

-воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: различные предметы кукольной и реалистичной посуды, картинки с предметами  посуды и видов продуктов питания, силуэты посуды, цветные карандаши, самовар, ноутбук, интерактивная доска.

Предварительная работа: рассматривание посуды,  беседа о  ее назначении, материалах из которых она изготовлена, частях из которых она состоит, чтение произведения К.И.Чуковского  «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой гимнастики «Помощники» и «Посуда».        

 Методы работы:

словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение);

наглядный (использование демонстрационного материала);

игровой (использование дидактических игр и пособий)

        Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности.  Оно  состояло из  четырёх этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.        

        Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексической теме «Посуда».

        Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия был введены приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризный момент-внесение самовара,  появление Федоры).    Сюрпризный момент   вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания Самовара, чтобы  найти посуду.  

  К занятию  были подобраны задания на формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.

        При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно  - исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов (д/и   «Из чего сделана посуда?», «Накрой стол», «Разбитая посуда», «Накрой стол», «Проведи дорожку»).  

        Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры , договариваться, помогать друг другу. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения.  

         На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

        Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом ребёнка.

        Занятие проходило со сменой деятельности (на ковре, сидя на стульях полукругом, за столами), дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная,  в парах, подгрупповая (команды).

        Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой – подгрупповая работа (команды),  сотрудничество  детей  с учителем-логопедом (фронтальная работа), сотрудничество дошкольника с самим собой - индивидуальная работа. Индивидуальные задания   позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком. Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.

         Как необходимый элемент логопедического занятия, проводилась физминутка.  Занимательная  физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка, что имело психо - эмоциональную направленность.

        Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

         Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.

        

Список литературы:

Арбекова  Н. Е.  «Развиваем связанную речь» у детей 6-7- лет с ОНР. Москва, издательство «ГНОМ», 2011 год.

Граб  Л. М.  «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Крупенчук  О. И.  «Научите меня говорить правильно!», Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2001 год.

Теремкова  Н. Э.   «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2008 год.

Теремкова  Н. Э.   «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2006 год.

Ход занятия.

I этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей /примечание

    Воспитатель вносит в  группу самовар и приглашает детей к столу пить чай.

   Спрашивает у ребят, все ли есть на столе, чтобы можно было попить чай.

  Дети обращают внимание на то, что нет  чайных чашек, ложек, блюдец и т.д.

    Педагог предлагает 2-3 детям принести на стол всё, что необходимо.

  Дети возвращаются и сообщают, что вся посуда исчезла.

 

Воспитатель: Что   произошло с    посудой? Куда она могла исчезнуть?

Дети высказывают свои предположения.

 

 Воспитатель:  Ребята, а давайте вспомним, у кого из сказочных персонажей  убегала посуда и почему?

      Дети называют произведение К.И. Чуковского «Федорино горе»

II этап: способствуем планированию детьми их деятельности.

На экране появляется Федора Егоровна

«Дорогие дети! Помогите мне вернуть посуду! Вся моя посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все задания Самовара».

Воспитатель:  Ребята,  а вы хотите  помочь Федоре  вернуть посуду? Может  быть,   наша   чайная посуда тоже  в царстве Самовара?

Положительный ответ детей.

Воспитатель: Только где же нам отыскать Самовар, и сможем ли мы выполнить его задания?

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на наш самовар, может,  есть  какие то подсказки?

       III этап: способствуем реализации детского замысла:

Дети  рассматривают  самовар, принесенный  педагогом,  и находят  конверты с   заданиями, пронумерованные от 1 до 5.

Педагог предлагает детям по очереди открывать конверты и выполнять задания.

Задание №1: Посуду можно сделать из различных  материалов. Как вы думаете  из  каких?

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Стакан из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали

     Дети вынимают по очереди  из конверта картинки с изображением посуды и называют, из какого материала она сделана, н-р, сковорода из металла, она металлическая; стакан из стекла, он стеклянный и т.д.

Далее дети открывают конверт №2

Задание №2   «Накрой стол»

На общем столе лежит разная посуда (можно игрушечные наборы)

    Воспитатель:    Вся посуда перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 3 команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет кухонную посуду.

   После этого команды ходят в «гости» друг к другу и проверяют правильность выполнения задания.  

Воспитатель:  За то, что вы выполнили задания Самовара – он хочет с вами поиграть.

Дети садятся полукругом.

 Проводится  игра на развитие слухового внимания   «Узнай, какая посуда звучит?»

   Педагог ставит ширму, ударяет по посуде, дети угадывают какая посуда «пела».

      Затем  дети выполняют это упражнение самостоятельно. Один ребёнок уходит за ширму, звенит посудой, остальные отгадывают.

   Физминутка  «Помощники» Координация речи с движением.

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли: (Шагать и хлопать по коленям крест на крест)

Кастрюли, (руки на пояс)

Чайник, (одна рука на пояс, другая изображает носик чайника)

Ковшик (руки в кольцо перед собой)

Ложку (кистью руки изобразить движение ложкой)

И большую поварёшку (большой круг руками над головой и вниз)

Моем чашку, моем кружку (трут ладошки друг о друга)

Ставим высоко на сушку (подняться на носочки руки вверх)

Ой! Упала чашка с полки (ладошки к щекам прижать)

Будем собирать осколки (наклоны вперёд)

Далее дети открывают конверт № 3

Задание № 3  Опыт «Тонет, не тонет»

Воспитатель:  Самовар придумал такую интересную игру, он хочет узнать, какая посуда тонет, а какая нет.

Выберете каждый по одному предмету посуды и опустите в тазик.

   Педагог спрашивает у ребёнка, из какого материала у него посуда и  тонет она или  нет, и почему?  А затем проверяют его предположения…

Н-р: бумажная тарелка не тонет, потому что она лёгкая.

     Давайте расскажем Самовару, какие предметы тонут и какие не тонут?

Вывод: тонет металлическая посуда, стеклянная;  не тонет деревянная, пластиковая, бумажная .

Дети открывают конверт №4

Задание №4  Игра «Разбитая посуда» 

На экране появляется изображение разной посуды.

Воспитатель:   Посмотрите, какая красивая посуда нарисована на картинках. Что вы можете про неё сказать.

Н-р; разноцветная, маленькая (большая), прозрачная и т.д.

В ваших конвертах такая же посуда, но "разбитая". Что надо сделать, чтобы он стал целым?

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей

собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

 Воспитатель: У кого  какая посуда была сломана или разбита? (Кувшин, кружка, кастрюля, ковшик, кофеварка).

Назовите звук, с которого начинаются эти слова. Звук - «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика.

Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

 Воспитатель:  у нас остался последний конверт с заданием.

Дети открывают конверт № 5

Задание № 5  Игра «Откуда берем продукты?»

(образование существительных в Р.п. в ед.ч.)

    Дети получают листы-задания, на которых,  справа  нарисованы продукты  (суп, мясо, кофе, чай, вода), а слева - посуда (кастрюля,  сковорода, чашка, чайник, ведро).  Задача правильно соединить продукт с посудой.                                              

Воспитатель: ребята, расскажите откуда вы брали продукты? (н-р: Я брал суп ИЗ кастрюли)

Составление предложений с предлогом С. 

Воспитатель: Ребята,  мы же  хотели  попить чаю.  Расскажите,  с чем вы будете пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Н-р,  я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем. Я буду пить чай с бубликами.  И т.д.

     На экране появляется радостная  Федора и сообщает, что вся посуда вернулась домой. Благодарит детей за помощь и обещает с посудой обращаться бережно. Прощается с детьми.

Педагог предлагает детям пройти к самовару и посмотреть, не вернулась ли наша посуда.

   Дети подходят к самовару и видят, что  стол накрыт для чаепития.

Педагог приглашает детей  к столу, благодарит за совместную работу.

IV этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Рефлексия: Ребята, я предлагаю вам присесть вокруг стола  и вспомнить, что вам понравилось в гостях у Самовар?

- Какое задание   вам понравилось?

-Какое задание для вас было трудным?

- А как вы думаете, что произошло бы, если не было у нас посуды?

Ребята, что вы узнали нового и полезного из нашего занятия?

Совместное чаепитие

 Вы очень внимательные, так как заметили, что в нашей группе исчезла посуда

 

 

   Какие  интересные у вас предположения!  

Молодцы, вы прекрасно знаете это произведение

Дети говорят о своем желании побывать в гостях у Cамовара

Вы обязательно справитесь. Вы всё сможете.

Здорово!  Вы предложили очень много вариантов для решения этой проблемы.

 

Превосходно, какие  интересные у вас предложения!  

Дети делятся на пары (команды) по желанию

Молодцы ребята! Вы быстро справились с этим заданием.  

 

Интересно, что будет, если…..

Мне понравился вариант…..(назвать имя ребенка).

Очень хорошо, ребята, что у вас такие разные  ответы.

Сложить, соединить, склеить.

Тебе (имя) особенно удалось….

Твои (имя) сегодняшние успехи радуют меня.

Больше всего в твоём ( имя)  ответе мне понравилось…..

Молодцы ребята!  Вы, здорово справились с таким сложным заданием.  

 

Превосходно, ребята, ваша настойчивость помогла   вам  справиться  со всеми  заданиями.

Молодцы, мальчики! Умницы, девочки!        Вы превосходно  справляетесь и со сложными заданиями.

Дети рассказывают, что им запомнилось

Спасибо за твой ответ!

Ты прав, это было непросто!

Это  было невероятное приключение, расскажите об этом своим друзьям и родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно –речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Цель: продолжать знакомить ...

Конспект занятия (с фотоотчётом)НОД по аппликации в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Подарок для мамы»

Конспект занятия (с фотоотчётом)НОД по аппликации в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Подарок для мамы» Цель:• Выполнение подарка для мамы, расш...

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные:   - совершенствовать лекси...

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Веселое путешествие с язычком»

Цель: Развивать мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей представление о речевом аппарате и познакомить  с органами артикуляции....

Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».

Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...