Главные вкладки

    Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Литвинова Елена Викторовна

    Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svoystva_vody.docx27.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

     Санкт-Петербурга

    Конспект

    Занятия по опытно-экспериментальной деятельности

    с детьми подготовительной к школе

     группы компенсирующей направленности

    для детей с задержкой психического развития

    Тема:

    «Свойства воды»

    Технологии:                                                        

    Здоровьесберегающие

    Игровые

    Развивающего обучения

    Проблемного обучения

    Подготовила и провела

    Учитель-дефектолог

    Е.В.Литвинова

    Декабрь  2015

                                                            

    Цель:

     -расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.        

                                                                            

    Образовательные задачи:                                                        

    -уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие.                                        

    Коррекционно-развивающие:                                                                

    - развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать, используя элементарное оборудование

    - развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,  учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;                

    -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность; умение самостоятельно делать выводы.

    -активизировать словарь.

                                                                            

    Воспитательные задачи: 

    -воспитывать умение работать сообща.

     -прививать бережное отношение к воде;                                                        

    - воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                        

    - воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

    Технологии:                                                        

    Здоровьесберегающие

    Игровые

    Развивающего обучения

    Проблемного обучения

    Предварительная работа:                                                                        

    1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах.

    2) проведение занятий-экспериментирований с водой.

    3) рассматривание иллюстраций, просмотр  презентаций на тему «Вода»;        

    4) чтение художественной литературы;                                                        

    5) наблюдение за водой.                                

    Оборудование:

    на каждого ребёнка халат, по 4 стакана, ложечки, салфетки, трубочки для коктейля;

    вода, сок томатный, камушки, сахарный и речной песок;

    муляжи : огурец, помидор, баночки разной формы, лейка;

    Стаканчики с цедрой лимона, измельченным чесноком;

    Таз, лейка; магнитная доска, символические изображения каждого опыта.

    Ход :

    Организационная часть:

    Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) 

    Педагог: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

    Дети отвечают.

    Педагог: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы.  Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.

     Педагог: достаёт халаты, дети  их надевают. Сейчас наша команда учёных будет исследовать обычную воду.

    Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

    - Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

    Основная часть:

    1 опыт. На определение прозрачности воды.

    Педагог: Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Томатный сок и вода.)

    - Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с соком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

    Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Сок непрозрачное, он красный, мутный, поэтому сквозь него предметы не видны.

    - Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

    2 опыт. На определение вкуса воды.

    Педагог: Перед вами стоит 2 стакана. Скажите что в них налито? (сок, вода). Отпейте сок. Какой он на вкус? А теперь отпейте воды. Какая на вкус вода? Посластите воду. Какая она теперь стала? Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Солёной, сладкой, кислой).

    Вывод. Вода не имеет вкуса.

     Педагог: Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

    3 опыт. Растворимость некоторых веществ.

    Педагог : Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)

    - Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)

    - Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)

    Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

    - Отметим новое свойство воды специальным символом (педагог крепит к доске третий символ).

    Физкультурная минутка.

    - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

    - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

    4 опыт. О текучести воды.

    Педагог: А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу: удержать воду в ладошках.

    Дети подходят к тазу, подставляют ладони, а педагог льет им на ладони воду из лейки. Почему не удается удержать воду ? (Вода жидкая, текучая.)

    Педагог: А теперь переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

    Педагог:  Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

     Вывод. 

    - Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).

    5 опыт. На определение формы воды.

    Педагог: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём лежит? (огурец, помидор). Какой  формы огурец (помидор)? Давайте узнаем какой формы вода. Нальем  воду в круглую колбочку. А теперь Саша, перелей воду в прямоугольную баночку.  Катя перелей воду в высокую колбочку. Что замечаем? (вода меняет форму). А теперь нальем воду  на стол. Что произошло?  ( Вода растеклась).

    Вывод. У воды нет собственной формы.

    Педагог: Обозначим всё это символом ( педагог добавляет на доску символ).

    6 опыт. На определение запаха воды.

    Педагог: Товарищи ученые, приглашаю вас сесть в кружок, закрыть глаза и отгадать, что я вам дам понюхать (пронести стаканчик с цедрой, чесноком, водой)

    Вывод. Вода не имеет запаха.

     Педагог: Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).

    Заключительная часть:

    Педагог: Дорогие ученые! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода текучая, не имеет собственной формы. Вода текучая. У воды нет запаха.

    Педагог: Молодцы! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

    Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

    " Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

    Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

    «Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

    Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

    Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

    Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

    Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

    Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".

    Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...