Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Литвинова Елена Викторовна

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми подготовительной к школе

 группы компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

Тема:

«Свойства воды»

Технологии:                                                        

Здоровьесберегающие

Игровые

Развивающего обучения

Проблемного обучения

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Е.В.Литвинова

Декабрь  2015

                                                        

Цель:

 -расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.        

                                                                        

Образовательные задачи:                                                        

-уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие.                                        

Коррекционно-развивающие:                                                                

- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать, используя элементарное оборудование

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,  учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;                

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность; умение самостоятельно делать выводы.

-активизировать словарь.

                                                                        

Воспитательные задачи: 

-воспитывать умение работать сообща.

 -прививать бережное отношение к воде;                                                        

- воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                        

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Технологии:                                                        

Здоровьесберегающие

Игровые

Развивающего обучения

Проблемного обучения

Предварительная работа:                                                                        

1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах.

2) проведение занятий-экспериментирований с водой.

3) рассматривание иллюстраций, просмотр  презентаций на тему «Вода»;        

4) чтение художественной литературы;                                                        

5) наблюдение за водой.                                

Оборудование:

на каждого ребёнка халат, по 4 стакана, ложечки, салфетки, трубочки для коктейля;

вода, сок томатный, камушки, сахарный и речной песок;

муляжи : огурец, помидор, баночки разной формы, лейка;

Стаканчики с цедрой лимона, измельченным чесноком;

Таз, лейка; магнитная доска, символические изображения каждого опыта.

Ход :

Организационная часть:

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) 

Педагог: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

Дети отвечают.

Педагог: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы.  Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.

 Педагог: достаёт халаты, дети  их надевают. Сейчас наша команда учёных будет исследовать обычную воду.

Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Основная часть:

1 опыт. На определение прозрачности воды.

Педагог: Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Томатный сок и вода.)

- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с соком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Сок непрозрачное, он красный, мутный, поэтому сквозь него предметы не видны.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

2 опыт. На определение вкуса воды.

Педагог: Перед вами стоит 2 стакана. Скажите что в них налито? (сок, вода). Отпейте сок. Какой он на вкус? А теперь отпейте воды. Какая на вкус вода? Посластите воду. Какая она теперь стала? Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Солёной, сладкой, кислой).

Вывод. Вода не имеет вкуса.

 Педагог: Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

3 опыт. Растворимость некоторых веществ.

Педагог : Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)

- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)

- Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)

Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

- Отметим новое свойство воды специальным символом (педагог крепит к доске третий символ).

Физкультурная минутка.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4 опыт. О текучести воды.

Педагог: А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу: удержать воду в ладошках.

Дети подходят к тазу, подставляют ладони, а педагог льет им на ладони воду из лейки. Почему не удается удержать воду ? (Вода жидкая, текучая.)

Педагог: А теперь переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

Педагог:  Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

 Вывод. 

- Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).

5 опыт. На определение формы воды.

Педагог: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём лежит? (огурец, помидор). Какой  формы огурец (помидор)? Давайте узнаем какой формы вода. Нальем  воду в круглую колбочку. А теперь Саша, перелей воду в прямоугольную баночку.  Катя перелей воду в высокую колбочку. Что замечаем? (вода меняет форму). А теперь нальем воду  на стол. Что произошло?  ( Вода растеклась).

Вывод. У воды нет собственной формы.

Педагог: Обозначим всё это символом ( педагог добавляет на доску символ).

6 опыт. На определение запаха воды.

Педагог: Товарищи ученые, приглашаю вас сесть в кружок, закрыть глаза и отгадать, что я вам дам понюхать (пронести стаканчик с цедрой, чесноком, водой)

Вывод. Вода не имеет запаха.

 Педагог: Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).

Заключительная часть:

Педагог: Дорогие ученые! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода текучая, не имеет собственной формы. Вода текучая. У воды нет запаха.

Педагог: Молодцы! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".

Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой»

Конспект данной деятельности разработан для проекта «Три стихии: огонь, воздух и вода» и проводится в течение месяца, из расчета: один эксперимент в неделю....

Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Занятие проводилось для детей 5-6 лет с задержкой психологического развития. На этом занятии были закреплены знания детей об осени. На занятии были использованы различные игры и упражнения, которые по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития (с 4 до 7 лет)

Рабочая программа разработана для детей с 4 до 7 лет компенсирующей направленности с задержкой псизического развития...