Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Ондар Лариса Олбезековна

    Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. Опытно-иследовательская деятельность в условиях ДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС.

    Представляю вашему вниманию: конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовителной группе "Свойства воды"

     Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница–вода» образовательная деятельность Познавательное развития

    Цель: с помощью экспериментальной деятельности доказать детям, что мир познаваем, все явления природы могут научно объяснимы.

    Задачи:

    -содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

    -развивать личный познавательный опыт детей;

    -пробуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;

    -воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость;

    Образовательная область Речевое развитие

    Задачи:

    -содействовать расширению и активизации словаря детей;

    Образовательная область Социально-коммуникативное развития

    -совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

    -воспитывать у детей коммуникативную культуру;

    Образовательная область Физическое развитие

    -содействовать развитию словестно-двигательной координации, мелкой мускулатуре рук.

    Используемые педагогические технологии:

    1.Познавательно-исследовательская деятельность

    2.Игровая

    3.Пальчиковый массаж

    4.Мнемотехника

    Планируемые результаты НОД:

    любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды 

    Материал и оборудование:

    -прозрачные пластиковые стаканчики

    -емкости разной формы

    -земля(почва)

    -соль

    -сахар

    -молоко

    -лимонная кислота

    -мука

    -ватные диски

    -воронки

    -салфетки тряпочные

    -аудиозапись «Вода»

    -трубочки коктейльные цветные

    -бутылочки с водой (0,3-0,5л)

    -кубики

    -шарики

    -чайные ложки (пластмассовые)

    -экспериментальный лист

    -фломастеры

     

    Предварительная работа:

    Проведение серии опытов, с водой, наблюдение, чтение сказок А.Толстой «По щучьему велению»;А.С.Пушкин «Золотая рыбка» ;заучивание стихотворений: И.А.Бунина «Родник»;С.Погореловского «Берегите воду».

    Ход деятельности:

    Организационный момент:  

    - Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро»

    Доброе утро солнце и птицам!

    Доброе утро приветливым лицам!

    - Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро» (дети здороваются)

    - Задумались ли-вы когда-нибудь, почему мы такими мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?

    (Желаем добра, радостного дня, хорошего настроения)

    -Молодцы верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, дает нам энергию, необходимую для дел- и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глазка и слышать: «Доброе утро, Здравствуйте!»

    ( Дети присаживаются на стульчики).

    ( Звучит запись журчание ручейка).

    -Что за звуки вы слышите?

    ( Это журчит ручеек)

    -Что мы можем сказать о воде?

    ( Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.)

    Ответы:

    Вот сейчас мы это проверим-так ли это.

    1. Вода- жидкость

    - Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь много посуды. Какая она? (стеклянная).

    Инструктаж:

    -Как нужно обращаться с такой посудой?

    (Осторожно. Постараться не ударить ее друг о друга)

    Опыт:

    -Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

    (Самостоятельная работа детей)

    -Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечке? (ответы)

    -Почему она растеклась по блюдечку? (ответы)

    Вода-жидкая.

    -Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод:

    Вода жидкая, и может течь, ее называют жидкостью.

    А каком еще состоянии может быть вода?(в твердом,лёд)

    Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия?

    ( лечение холодом ).Сейчас мы будем заниматься контрастной

    креотерапией.

                      Пальчиковый массаж:

    Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:

                     Мы научимся ледок,

                    Между пальцами катать,

                    Это в школе нам поможет

                    Буквы ровные писать.

                    (дети вытирают руки)

     

         2.Вода не имеет собственной формы.

    Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.

    Какой они формы?

    Ответы: (Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую).

    -Если на речке мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?

    Ответы: (Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)

    -А есть ли форма воды?

    (Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.)

    Опыт:

    Будем наливать воду в блюдце,

                                               -чашечку

                                               -баночку

                                              -бутылочку

    (Самостоятельная работа)

    -Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку?

    -Какую форму она принимает?

    Ответ: (форму баночки)

    -что произошло с ней, когда мы ее налили в чашку, в блюдце?

    Ответ: (вода приняла форму этих предметов)

    -Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили-чашки, блюдца, баночки.

    -Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?

    Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

    Вывод- вода не имеет собственной формы.

    ( В экспериментальном листе рисуем условные обозначения воды жидкость, вода не имеет собственной формы).

    3.Мы знаем, что без воды невозможно жизнь на земле.

    -Скажите, для чего вода необходима?

    Ответы ( для растений, для животных, человека, приготовления пищи и т. д ).

     

    А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется

    «Хорошо –плохо».

    Разделимся на две команды.

    Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»

    Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»

    Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»

    Ответ: ( Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду. Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы).

    -Первая команда отлично справилась с заданием.

    Послушаем ответы второй команды:

    «Вода-это плохо. Почему?»

    Ответ: ( Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть).

    Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.

    4. Вода прозрачная жидкость (без цветная).

    Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную коктейльную трубочку.

    -Что мы видим? (трубочку видно)

    Опускаем в стакан с молоком трубочку.

    Ответ: ( трубочку не видно в стакане)

    (Самостоятельная работа)

    Вывод: Через воду трубочку видно, а через молоко нет.

    Значит вода прозрачная (без цветная) жидкость.

    (Зарисовываем это свойства воды)

    5. Вода –не имеет вкуса.

    -А есть ли у воды вкус?

    (Дети пробуют воды и высказывают свое мнение)

    Затем предложить одной команде размешать в воде

    -сахар

    -соль

    -лимонную кислоту

    После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

    -Что изменилось?

    У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

    Вывод: Своего вкуса у воды нет.

    Вода растворитель

    -Ребята, а почему соль, сахар, лимонная кислота боятся воды?

    (Потому что они в ней исчезают, растворяются).

    Вывод: Вода является растворителем.

                 

    6. Все ли вещества могут растворятся в воде?

    Давайте проведем следующий опыт.

    Если в воду положить муку, землю она так же исчезнет как соль, сахар.

    Давайте проверим.

    Попробуем растворить в воде муку, землю.

    (Самостоятельная работа в подгруппах)

    Ответы: (Одни вещества вода может растворять, а другие нет).

    Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

    Вывод: Не все вещества могут растворится воде.

    7. Воду можно очистить.

    -Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку куда мы насыпали землю. Она так и осталась в воде. Можно пить такую воду и почему?

    (Нет она грязная)

    -Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? ( Ее нужно очистить).

    А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.

    (Самостоятельная работа детей)

    Давайте попробуем, как работает наши фильтры.

    Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

    (Самостоятельная работа)

    Вода стала чистой.

    -Куда же делась земля?

    (Вся земля осталось на фильтре)

    -Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

    Итог: Какие свойства воды вы узнали из опытов?

    -Вода- это жидкость

    -Вода не имеет собственной формы

    -Вода может растворять одни вещества и не растворять другие

    -Воду можно очистить с помощью фильтра.

    -Ребята, вода одна из самых удивительных веществ на планете.

    Вода добрый друг и помощник человека.

    Я думаю, сегодня, ребята, вы многое узнали нового о воде и ее свойствах.

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vodah2o.docx21.57 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница –вода» образовательная деятельность Познавательное развития

    Цель: с помощью экспериментальной деятельности доказать детям, что мир познаваем, все явления природы могут научно объяснимы.

    Задачи:

    -содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

    -развивать личный познавательный опыт детей;

    -пробуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;

    -воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость;

    Образовательная область Речевое развитие

    Задачи:

    -содействовать расширению и активизации словаря детей;

    Образовательная область Социально-коммуникативное развития

    -совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

    -воспитывать у детей коммуникативную культуру;

    Образовательная область Физическое развитие

    -содействовать развитию словестно-двигательной координации, мелкой мускулатуре рук.

    Используемые педагогические технологии:

    1.Познавательно-исследовательская деятельность

    2.Игровая

    3.Пальчиковый массаж

    4.Мнемотехника

    Планируемые результаты НОД:

    любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды  

    Материал и оборудование:

    -прозрачные пластиковые стаканчики

    -емкости разной формы

    -земля(почва)

    -соль

    -сахар

    -молоко

    -лимонная кислота

    -мука

    -ватные диски

    -воронки

    -салфетки тряпочные

    -аудиозапись «Вода»

    -трубочки коктейльные цветные

    -бутылочки с водой (0,3-0,5л)

    -кубики

    -шарики

    -чайные ложки (пластмассовые)

    -экспериментальный лист

    -фломастеры

    Предварительная работа:

    Проведение серии опытов, с водой, наблюдение, чтение сказок А.Толстой «По щучьему велению»;А.С.Пушкин «Золотая рыбка» ;заучивание стихотворений: И.А.Бунина «Родник»;С.Погореловского «Берегите воду».

    Ход деятельности:

    Организационный момент:  

    - Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро»

    Доброе утро солнце и птицам!

    Доброе утро приветливым лицам!

    - Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро» (дети здороваются)

    - Задумались ли-вы когда-нибудь, почему мы такими мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?

    (Желаем добра, радостного дня, хорошего настроения)

    -Молодцы верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, дает нам энергию, необходимую для дел- и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глазка и слышать: «Доброе утро, Здравствуйте!»

    ( Дети присаживаются на стульчики).

    ( Звучит запись журчание ручейка).

    -Что за звуки вы слышите?

    ( Это журчит ручеек)

    -Что мы можем сказать о воде?

    ( Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.)

    Ответы:

    Вот сейчас мы это проверим-так ли это.

    1. Вода- жидкость

    - Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь много посуды. Какая она? (стеклянная).

    Инструктаж:

    -Как нужно обращаться с такой посудой?

    (Осторожно. Постараться не ударить ее друг о друга)

    Опыт:

    -Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

    (Самостоятельная работа детей)

    -Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечке? (ответы)

    -Почему она растеклась по блюдечку? (ответы)

    Вода-жидкая.

    -Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод:

    Вода жидкая, и может течь, ее называют жидкостью.

    А каком еще состоянии может быть вода?(в твердом,лёд)

    Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия?

    ( лечение холодом ).Сейчас мы будем заниматься контрастной

    креотерапией.

                      Пальчиковый массаж:

    Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:

                     Мы научимся ледок,

                    Между пальцами катать,

                    Это в школе нам поможет

                    Буквы ровные писать.

                    (дети вытирают руки)

     

         2.Вода не имеет собственной формы.

    Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.

    Какой они формы?

    Ответы: (Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую).

    -Если на речке мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?

    Ответы: (Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)

    -А есть ли форма воды?

    (Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.)

    Опыт:

    Будем наливать воду в блюдце,

                                               -чашечку

                                               -баночку

                                              -бутылочку

    (Самостоятельная работа)

    -Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку?

    -Какую форму она принимает?

    Ответ: (форму баночки)

    -что произошло с ней, когда мы ее налили в чашку, в блюдце?

    Ответ: (вода приняла форму этих предметов)

    -Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили-чашки, блюдца, баночки.

    -Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?

    Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

    Вывод- вода не имеет собственной формы.

    ( В экспериментальном листе рисуем условные обозначения воды жидкость, вода не имеет собственной формы).

    3.Мы знаем, что без воды невозможно жизнь на земле.

    -Скажите, для чего вода необходима?

    Ответы ( для растений, для животных, человека, приготовления пищи и т. д ).

    А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется

    «Хорошо –плохо».

    Разделимся на две команды.

    Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»

    Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»

    Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»

    Ответ: ( Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду. Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы).

    -Первая команда отлично справилась с заданием.

    Послушаем ответы второй команды:

    «Вода-это плохо. Почему?»

    Ответ: ( Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть).

    Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.

    4. Вода прозрачная жидкость (без цветная).

    Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную коктейльную трубочку.

    -Что мы видим? (трубочку видно)

    Опускаем в стакан с молоком трубочку.

    Ответ: ( трубочку не видно в стакане)

    (Самостоятельная работа)

    Вывод: Через воду трубочку видно, а через молоко нет.

    Значит вода прозрачная (без цветная) жидкость.

    (Зарисовываем это свойства воды)

    5. Вода –не имеет вкуса.

    -А есть ли у воды вкус?

    (Дети пробуют воды и высказывают свое мнение)

    Затем предложить одной команде размешать в воде

    -сахар

    -соль

    -лимонную кислоту

    После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

    -Что изменилось?

    У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

    Вывод: Своего вкуса у воды нет.

    Вода растворитель

    -Ребята, а почему соль, сахар, лимонная кислота боятся воды?

    (Потому что они в ней исчезают, растворяются).

    Вывод: Вода является растворителем.

                 

    6. Все ли вещества могут растворятся в воде?

    Давайте проведем следующий опыт.

    Если в воду положить муку, землю она так же исчезнет как соль, сахар.

    Давайте проверим.

    Попробуем растворить в воде муку, землю.

    (Самостоятельная работа в подгруппах)

    Ответы: (Одни вещества вода может растворять, а другие нет).

    Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

    Вывод: Не все вещества могут растворится воде.

    7. Воду можно очистить.

    -Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку куда мы насыпали землю. Она так и осталась в воде. Можно пить такую воду и почему?

    (Нет она грязная)

    -Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? ( Ее нужно очистить).

    А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.

    (Самостоятельная работа детей)

    Давайте попробуем, как работает наши фильтры.

    Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

    (Самостоятельная работа)

    Вода стала чистой.

    -Куда же делась земля?

    (Вся земля осталось на фильтре)

    -Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

    Итог: Какие свойства воды вы узнали из опытов?

    -Вода- это жидкость

    -Вода не имеет собственной формы

    -Вода может растворять одни вещества и не растворять другие

    -Воду можно очистить с помощью фильтра.

    -Ребята, вода одна из самых удивительных веществ на планете.

    Вода добрый друг и помощник человека.

    Я думаю, сегодня, ребята, вы многое узнали нового о воде и ее свойствах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Водичка-водичка» (с использованием технологии экспериментирования)

    Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Познакомить детей со свойствами воды через экспериментирование....

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

    Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

    Конспект познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Фильтрование воды»

    Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

    материал может быть использован коллегами подготовительных групп. Конспект показывался для учителей начальных классов....

    конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

    Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....