Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ондар Лариса Олбезековна

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. Опытно-иследовательская деятельность в условиях ДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС.

Представляю вашему вниманию: конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовителной группе "Свойства воды"

 Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница–вода» образовательная деятельность Познавательное развития

Цель: с помощью экспериментальной деятельности доказать детям, что мир познаваем, все явления природы могут научно объяснимы.

Задачи:

-содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

-развивать личный познавательный опыт детей;

-пробуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;

-воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость;

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:

-содействовать расширению и активизации словаря детей;

Образовательная область Социально-коммуникативное развития

-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

-воспитывать у детей коммуникативную культуру;

Образовательная область Физическое развитие

-содействовать развитию словестно-двигательной координации, мелкой мускулатуре рук.

Используемые педагогические технологии:

1.Познавательно-исследовательская деятельность

2.Игровая

3.Пальчиковый массаж

4.Мнемотехника

Планируемые результаты НОД:

любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды 

Материал и оборудование:

-прозрачные пластиковые стаканчики

-емкости разной формы

-земля(почва)

-соль

-сахар

-молоко

-лимонная кислота

-мука

-ватные диски

-воронки

-салфетки тряпочные

-аудиозапись «Вода»

-трубочки коктейльные цветные

-бутылочки с водой (0,3-0,5л)

-кубики

-шарики

-чайные ложки (пластмассовые)

-экспериментальный лист

-фломастеры

 

Предварительная работа:

Проведение серии опытов, с водой, наблюдение, чтение сказок А.Толстой «По щучьему велению»;А.С.Пушкин «Золотая рыбка» ;заучивание стихотворений: И.А.Бунина «Родник»;С.Погореловского «Берегите воду».

Ход деятельности:

Организационный момент:  

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнце и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

- Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро» (дети здороваются)

- Задумались ли-вы когда-нибудь, почему мы такими мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?

(Желаем добра, радостного дня, хорошего настроения)

-Молодцы верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, дает нам энергию, необходимую для дел- и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глазка и слышать: «Доброе утро, Здравствуйте!»

( Дети присаживаются на стульчики).

( Звучит запись журчание ручейка).

-Что за звуки вы слышите?

( Это журчит ручеек)

-Что мы можем сказать о воде?

( Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.)

Ответы:

Вот сейчас мы это проверим-так ли это.

  1. Вода- жидкость

- Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь много посуды. Какая она? (стеклянная).

Инструктаж:

-Как нужно обращаться с такой посудой?

(Осторожно. Постараться не ударить ее друг о друга)

Опыт:

-Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

(Самостоятельная работа детей)

-Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечке? (ответы)

-Почему она растеклась по блюдечку? (ответы)

Вода-жидкая.

-Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

Вывод:

Вода жидкая, и может течь, ее называют жидкостью.

А каком еще состоянии может быть вода?(в твердом,лёд)

Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия?

( лечение холодом ).Сейчас мы будем заниматься контрастной

креотерапией.

                  Пальчиковый массаж:

Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:

                 Мы научимся ледок,

                Между пальцами катать,

                Это в школе нам поможет

                Буквы ровные писать.

                (дети вытирают руки)

 

     2.Вода не имеет собственной формы.

Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.

Какой они формы?

Ответы: (Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую).

-Если на речке мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?

Ответы: (Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)

-А есть ли форма воды?

(Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.)

Опыт:

Будем наливать воду в блюдце,

                                           -чашечку

                                           -баночку

                                          -бутылочку

(Самостоятельная работа)

-Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку?

-Какую форму она принимает?

Ответ: (форму баночки)

-что произошло с ней, когда мы ее налили в чашку, в блюдце?

Ответ: (вода приняла форму этих предметов)

-Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили-чашки, блюдца, баночки.

-Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?

Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Вывод- вода не имеет собственной формы.

( В экспериментальном листе рисуем условные обозначения воды жидкость, вода не имеет собственной формы).

3.Мы знаем, что без воды невозможно жизнь на земле.

-Скажите, для чего вода необходима?

Ответы ( для растений, для животных, человека, приготовления пищи и т. д ).

 

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется

«Хорошо –плохо».

Разделимся на две команды.

Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»

Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»

Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»

Ответ: ( Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду. Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы).

-Первая команда отлично справилась с заданием.

Послушаем ответы второй команды:

«Вода-это плохо. Почему?»

Ответ: ( Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть).

Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.

4. Вода прозрачная жидкость (без цветная).

Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную коктейльную трубочку.

-Что мы видим? (трубочку видно)

Опускаем в стакан с молоком трубочку.

Ответ: ( трубочку не видно в стакане)

(Самостоятельная работа)

Вывод: Через воду трубочку видно, а через молоко нет.

Значит вода прозрачная (без цветная) жидкость.

(Зарисовываем это свойства воды)

5. Вода –не имеет вкуса.

-А есть ли у воды вкус?

(Дети пробуют воды и высказывают свое мнение)

Затем предложить одной команде размешать в воде

-сахар

-соль

-лимонную кислоту

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

-Что изменилось?

У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: Своего вкуса у воды нет.

Вода растворитель

-Ребята, а почему соль, сахар, лимонная кислота боятся воды?

(Потому что они в ней исчезают, растворяются).

Вывод: Вода является растворителем.

             

6. Все ли вещества могут растворятся в воде?

Давайте проведем следующий опыт.

Если в воду положить муку, землю она так же исчезнет как соль, сахар.

Давайте проверим.

Попробуем растворить в воде муку, землю.

(Самостоятельная работа в подгруппах)

Ответы: (Одни вещества вода может растворять, а другие нет).

Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Не все вещества могут растворится воде.

7. Воду можно очистить.

-Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку куда мы насыпали землю. Она так и осталась в воде. Можно пить такую воду и почему?

(Нет она грязная)

-Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? ( Ее нужно очистить).

А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.

(Самостоятельная работа детей)

Давайте попробуем, как работает наши фильтры.

Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

(Самостоятельная работа)

Вода стала чистой.

-Куда же делась земля?

(Вся земля осталось на фильтре)

-Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

Итог: Какие свойства воды вы узнали из опытов?

-Вода- это жидкость

-Вода не имеет собственной формы

-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие

-Воду можно очистить с помощью фильтра.

-Ребята, вода одна из самых удивительных веществ на планете.

Вода добрый друг и помощник человека.

Я думаю, сегодня, ребята, вы многое узнали нового о воде и ее свойствах.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodah2o.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект с элементами экспериментирования « Волшебница –вода» образовательная деятельность Познавательное развития

Цель: с помощью экспериментальной деятельности доказать детям, что мир познаваем, все явления природы могут научно объяснимы.

Задачи:

-содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

-развивать личный познавательный опыт детей;

-пробуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;

-воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость;

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:

-содействовать расширению и активизации словаря детей;

Образовательная область Социально-коммуникативное развития

-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

-воспитывать у детей коммуникативную культуру;

Образовательная область Физическое развитие

-содействовать развитию словестно-двигательной координации, мелкой мускулатуре рук.

Используемые педагогические технологии:

1.Познавательно-исследовательская деятельность

2.Игровая

3.Пальчиковый массаж

4.Мнемотехника

Планируемые результаты НОД:

любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды  

Материал и оборудование:

-прозрачные пластиковые стаканчики

-емкости разной формы

-земля(почва)

-соль

-сахар

-молоко

-лимонная кислота

-мука

-ватные диски

-воронки

-салфетки тряпочные

-аудиозапись «Вода»

-трубочки коктейльные цветные

-бутылочки с водой (0,3-0,5л)

-кубики

-шарики

-чайные ложки (пластмассовые)

-экспериментальный лист

-фломастеры

Предварительная работа:

Проведение серии опытов, с водой, наблюдение, чтение сказок А.Толстой «По щучьему велению»;А.С.Пушкин «Золотая рыбка» ;заучивание стихотворений: И.А.Бунина «Родник»;С.Погореловского «Берегите воду».

Ход деятельности:

Организационный момент:  

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнце и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

- Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро» (дети здороваются)

- Задумались ли-вы когда-нибудь, почему мы такими мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?

(Желаем добра, радостного дня, хорошего настроения)

-Молодцы верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, дает нам энергию, необходимую для дел- и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глазка и слышать: «Доброе утро, Здравствуйте!»

( Дети присаживаются на стульчики).

( Звучит запись журчание ручейка).

-Что за звуки вы слышите?

( Это журчит ручеек)

-Что мы можем сказать о воде?

( Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.)

Ответы:

Вот сейчас мы это проверим-так ли это.

  1. Вода- жидкость

- Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь много посуды. Какая она? (стеклянная).

Инструктаж:

-Как нужно обращаться с такой посудой?

(Осторожно. Постараться не ударить ее друг о друга)

Опыт:

-Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

(Самостоятельная работа детей)

-Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечке? (ответы)

-Почему она растеклась по блюдечку? (ответы)

Вода-жидкая.

-Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

Вывод:

Вода жидкая, и может течь, ее называют жидкостью.

А каком еще состоянии может быть вода?(в твердом,лёд)

Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия?

( лечение холодом ).Сейчас мы будем заниматься контрастной

креотерапией.

                  Пальчиковый массаж:

Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:

                 Мы научимся ледок,

                Между пальцами катать,

                Это в школе нам поможет

                Буквы ровные писать.

                (дети вытирают руки)

 

     2.Вода не имеет собственной формы.

Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.

Какой они формы?

Ответы: (Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую).

-Если на речке мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?

Ответы: (Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)

-А есть ли форма воды?

(Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.)

Опыт:

Будем наливать воду в блюдце,

                                           -чашечку

                                           -баночку

                                          -бутылочку

(Самостоятельная работа)

-Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку?

-Какую форму она принимает?

Ответ: (форму баночки)

-что произошло с ней, когда мы ее налили в чашку, в блюдце?

Ответ: (вода приняла форму этих предметов)

-Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили-чашки, блюдца, баночки.

-Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?

Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Вывод- вода не имеет собственной формы.

( В экспериментальном листе рисуем условные обозначения воды жидкость, вода не имеет собственной формы).

3.Мы знаем, что без воды невозможно жизнь на земле.

-Скажите, для чего вода необходима?

Ответы ( для растений, для животных, человека, приготовления пищи и т. д ).

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется

«Хорошо –плохо».

Разделимся на две команды.

Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»

Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»

Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»

Ответ: ( Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду. Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы).

-Первая команда отлично справилась с заданием.

Послушаем ответы второй команды:

«Вода-это плохо. Почему?»

Ответ: ( Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть).

Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.

4. Вода прозрачная жидкость (без цветная).

Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную коктейльную трубочку.

-Что мы видим? (трубочку видно)

Опускаем в стакан с молоком трубочку.

Ответ: ( трубочку не видно в стакане)

(Самостоятельная работа)

Вывод: Через воду трубочку видно, а через молоко нет.

Значит вода прозрачная (без цветная) жидкость.

(Зарисовываем это свойства воды)

5. Вода –не имеет вкуса.

-А есть ли у воды вкус?

(Дети пробуют воды и высказывают свое мнение)

Затем предложить одной команде размешать в воде

-сахар

-соль

-лимонную кислоту

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

-Что изменилось?

У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: Своего вкуса у воды нет.

Вода растворитель

-Ребята, а почему соль, сахар, лимонная кислота боятся воды?

(Потому что они в ней исчезают, растворяются).

Вывод: Вода является растворителем.

             

6. Все ли вещества могут растворятся в воде?

Давайте проведем следующий опыт.

Если в воду положить муку, землю она так же исчезнет как соль, сахар.

Давайте проверим.

Попробуем растворить в воде муку, землю.

(Самостоятельная работа в подгруппах)

Ответы: (Одни вещества вода может растворять, а другие нет).

Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Не все вещества могут растворится воде.

7. Воду можно очистить.

-Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку куда мы насыпали землю. Она так и осталась в воде. Можно пить такую воду и почему?

(Нет она грязная)

-Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? ( Ее нужно очистить).

А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.

(Самостоятельная работа детей)

Давайте попробуем, как работает наши фильтры.

Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

(Самостоятельная работа)

Вода стала чистой.

-Куда же делась земля?

(Вся земля осталось на фильтре)

-Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

Итог: Какие свойства воды вы узнали из опытов?

-Вода- это жидкость

-Вода не имеет собственной формы

-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие

-Воду можно очистить с помощью фильтра.

-Ребята, вода одна из самых удивительных веществ на планете.

Вода добрый друг и помощник человека.

Я думаю, сегодня, ребята, вы многое узнали нового о воде и ее свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Фильтрование воды»

Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

материал может быть использован коллегами подготовительных групп. Конспект показывался для учителей начальных классов....

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...