Занятие по теме «Дары Осени» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития
план-конспект занятия (старшая группа)

Овчинникова Нина Борисовна

Итоговое занятие по теме "Осень" и "Посуда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Занятие по теме «Дары Осени»

в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Учитель — дефектолог:

Мамедова Ирана Рзаевна

Учитель-логопед:

Кириллова Ирина Геннадьевна

Воспитатели:

Галиева Татьяна Валерьевна Овчинникова Нина Борисовна

Санкт-Петербург 2023-2024 уч.г.

Цель: закрепить знания детей, об овощах и фруктах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление пройденных лексических тем (признаки осени, овощи, фрукты)

2. Закрепления представления о геометрических фигурах, цвете, величине и умение различать и называть их.

3. Развитие зрительного восприятия.

4. Совершенствование лексико-граматического строя речи.

5. Развитие артикуляционного аппарата

6. Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие связной речи и интонационной выразительности.

2. Расширение и активизация словаря детей по темам: признаки осени, овощи, фрукты.

3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие графомоторных навыков.

6. Активизировать в речи прилагательные.

7. Активизировать в речи глаголы.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, умение слушать товарища.

2. Воспитание, активности, инициативности, самостоятельности.

3. Умение работать в детском коллективе.

Ход занятия.

Слайд 1 Титульный лист

Воспитатель: О.Н.Б.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу).

Мы пришли сюда с утра,

Здравствуйте, мои друзья,

Гости наши – здравствуйте!

Воспитатель: Г.Т.В.

Посмотрите, кто к нам пришел в гости, это Маша. Давайте с ней познакомимся.

Д\И «Назови свое имя» Дети называют свои имена

(Когда последний ребенок называет свое имя. Воспитатель хвалит детей - «Молодцы!»)

Воспитатель: О.Н.Б.

Ребята, какое время года у нас сейчас? (Дети отвечают -Осень). Маша подарила нам вот эти живописные картины. посмотрите, на эти картины Давайте рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их).

Воспитатель хвалит детей - «Молодцы!»)

Воспитатель:О.Н.Б. Ребята, давайте Маше назовем признаки осени. Поиграем в игру, которая называется "Да, нет" я вам буду задавать вопросы, если это бывает осенью, вы говорите "Да", если этого осенью не бывает, вы говорите «Нет».

Дидактическая игра: "Да, нет"

- Осенью цветут цветы?

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаём мы сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Куртки, шапки надевать..

Учитель-дефектолог: Ребята. Посмотрите, что здесь выросло

Пальчиковая гимнастика: «ОВОЩИ+ ФРУКТЫ»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи считать

Раз — капуста

Два — лучок

Три — румяный кабачок

Четыре — свекла

Репа — пять

Этот пальчик - апельсин

Он конечно не один

Этот пальчик слива,

Вкусная, красивая

Этот пальчик - абрикос

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Учитель-дефектолог:-Давайте посмотрим на какие формы похожи наши овощи и фрукты и научим Машу.

Д\И «Подбери форму»

Дефектолог хвалит детей - «Молодцы!»

Учитель-дефектолог: - Ой, посмотрите, что-то у нас тут не правильно, что-то лишнее.

Д.И «Четвертый лишний»

Учитель-дефектолог хвалит детей - «Молодцы!»

Воспитатель: Г.Т.В. Какие вы молодцы! Вы так устали! Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка “Собираем урожай”

В огород пойдем,

(Дети маршируют на месте)

Урожай соберем.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(“Таскают”)

И картошки накопаем.

(“Копают”)

Срежем мы кочан капусты

(“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показывают)

Щавеля нарвем немножко

(“Рвут”)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, наш урожай в одном ящике. Давайте покажем Маше, как мы умеем разбирать овощи и фрукты в разные корзинки.

Д.И «Разбери овощи и фрукты»

Учитель-логопед: Ребята, вы такие молодцы. Все знаете, разобрали овощи и фрукты, а теперь пойдем на кухню и покажем Маше, как мы умеем готовить, но сначала поиграем язычком.

«Артикуляционная гимнастика»

Учитель-логопед хвалит детей - «Молодцы!»

Учитель-логопед: -Давайте покажем Маше, как мы умеем делать сок и варить компот.

Из больших фруктов и ягод будем делать сок, а из маленьких — варить компот.

Д.И «Большой — маленький»

Учитель-логопед: хвалит детей - «Молодцы!»

Д\И «Какой сок?»

Учитель-логопед хвалит детей - «Молодцы!»

Учитель-логопед: - А теперь давайте сварим компот из маленьких фруктов и ягод

Д\И «Варим компот»

Учитель-логопед хвалит детей - «Молодцы!»

Воспитатель: Г.Т.В.

Как много вы показали и научили Машу. Давайте раскрасим фрукты и подарим Маше.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла»

в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Воспитатель: Овчинникова Нина Борисовна

Санкт-Петербург 2023-2024 уч.г.

Цель: закрепить знания у детей об осени.

Задачи:

Познавательные: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, снижение температуры воздуха).

Развивающие: Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти).

Воспитательные: Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Обогащение словаря: живописная, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Чтение художественной литературы. А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Токмакова «Осень». Н. Сладков «Осень на пороге». В. Бианки «Октябрь».

К. Ушинский «Осень». Г. Скребицкий «Художник-осень».

Заучивание стихов, отгадывание загадок про осень.

Технологии:

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка, динамическая пауза.(Развитие общей моторики, координации речи с движением) Информационно-коммуникационные технологии; Игровая технология социально-коммуникационного взаимодействия детей.

Материал и оборудование: муляжи овощей, фруктов, две корзинки, 4 иллюстрации «Осень», листья деревьев дуба, березы, клена, рябины, напольная игра «Речевая карусель», ноутбук, монитор.

Ход занятия.

Слайд 1 Титульный лист

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу).

Мы пришли сюда с утра,

Здравствуйте, мои друзья,

Гости наши – здравствуйте!

Слайд 2 Осень

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла красавица Осень. Осень предлагает вам ребята отгадать загадку

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает (Осенью)

Воспитатель: Посмотрите вокруг, видите живописные картины (художник пишет картины с натуры) эти картины подарила нам Осень. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их).

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель:А сейчас Осень хочет проверить, знаете ли вы признаки осени. Мы поиграем в игру, которая называется "Да, нет" я вам буду задавать вопросы, если это бывает осенью, вы говорите "Да", если этого осенью не бывает, вы говорите

Дидактическая игра: "Да, нет"

- Осенью цветут цветы?

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаём мы сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Куртки, шапки надевать..

Воспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?
Игровое упражнение: «Скажи ласково»
Дождь – дождик,
Солнце – солнышко,
Птица – птичка,
Лист – листик,
Ветер – ветерок,
Гриб – грибок,
Туча – тучка,
Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрал

Слайд 3 Осень
Воспитатель: Осень еще нам принесла подарки, давайте расскажем какие,

Пальчиковая игра «Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла

Яблоки душистые,

Персики пушистые, (поочередно загибают пальцы)

Репку золотистую,

огурчики гладкие

И морковку сладкую.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Соберем урожай».

Слайд 4 Осень

Физкультминутка “Собираем урожай”

В огород пойдем,

(Дети маршируют на месте)

Урожай соберем.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(“Таскают”)

И картошки накопаем.

(“Копают”)

Срежем мы кочан капусты

(“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показывают)

Щавеля нарвем немножко

(“Рвут”)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Воспитатель: Что принесла нам Осень ? (на столе лежат муляжи фруктов и овощей и две корзинки)

Ответы детей: фрукты и овощи.

Воспитатель: В синюю корзинку соберем – фрукты, в желтую – овощи.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы будем описывать овощи и фрукты.

Напольная игра «Речевая карусель»

Описать по схеме (цвет, форма, какой на ощупь, растет на грядке или дереве): помидор, огурец, яблоко

Слайд 5 Осень: Молодцы ребята, вы очень старались, а сейчас я приглашаю вас в лес на прогулку

Воспитатель: Пойдем в лес?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда строимся

Мы ребята из детсада

Собираемся в поход

По тропинке мы пойдем

И в лесочек попадем.

Слайд 6 Лес

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько много деревьев в лесу и много листьев лежат на земле.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
Дети: листопад

Воспитатель: Ребята, а какие листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?
(ответы детей)
Проводится игровое упражнение «Какой листик?»

Слайд7
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;

Слайд 8
Если лист березы, то он … - березовый;

Слайд9
Если лист клена, то он … - кленовый;

Воспитатель: Ребята в лесу живут дикие животные.

Слайд 10 Белка, зайчишка, ёжик, бурый мишка.

Вот белка и зайчишка,

Колючий ёж и бурый мишка.

Сейчас мы их сказать попросим,

Как все они встречают осень.

Слайд 11 Зайка

Пора мне, зайчику линять.

Пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

Слайд 12 Ежик

Ёжик осенью с корзинкой
Ходит по лесным тропинкам:
Собирает он грибочки,
А потом их солит в бочке.

Слайд 13 Мишка

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима опять.

Пусть мне во сне приснится мёд

Проснусь, когда весна придёт.

Слайд 14 Белка

Я спешу, спешу, спешу

На сучке грибы сушу

Лето я не проспала

А орешки припасла.

Высоко моё дупло

В нём и сухо и тепло.

Воспитатель:

Ребята, теперь мы знаем как звери в лесу подготовились к зиме.

Слайд 15 Осень

Пора мне с вами попрощаться, а на прощание дарю вам корзинку грибочков

Воспитатель:

Давайте, скажем, Осени спасибо.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Мы ребята из детсада

Возвращаемся из леса

По тропинке мы пойдем

В детский сад мы попадем

Итог занятия:

Ребята, вам понравилось путешествие? - Что больше всего понравилось? Что было самым трудным?



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Занятие по теме «Посуда» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Воспитатель: Овчинникова Нина Борисовна

Санкт-Петербург 2022-2023 уч.г.


Цель: Закрепление знаний детей о посуде.

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить с детьми названия посуды; #1047;акрепить умение называть и различать кухонную, столовую, чайную посуду, столовые приборы;

#1047;акрепить умение называть части посуды, внешние признаки.

Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие. 2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, навыки группировки и классификации. 3. Развивать способность к восприятию целостного образа предмета.

3. Развивать мелкую моторику рук и пальцев

4 Развивать связную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к посуде

2. Воспитывать доброжелательность, умение слушать товарища.

Материалы и оборудование: Ноутбук с презентацией к мероприятию. Монитор Пазлы с изображением частей посуды , картинки с изображением посуды Напольная игра «Речевая карусель» с картинками «Посуда: кухонная, столовая, чайная».

Мольберт с набором картинок посуды.

Предварительная работа: Беседа о посуде. Чтение художественных произведений о посуде: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Русская народная сказка «Три медведя»; Анна Шорох «Сказка про чашку»; «Сказка о чайнике, кастрюле и сковородке»; отгадывание загадок о посуде, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему, проведение дидактических игр, разучивание приветствия, пальчиковой гимнастики, физминутки, динамической паузы. Используемые образовательные технологии : #1048;нтерактивные технологии: хоровод, цепочка #1047;доровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка, динамическая пауза. #1048;нформационно-коммуникационные технологии; #1048;гровая технология социо-коммуникационного взаимодействия детей.

Ход занятия.

Слайд 1 Титульный лист

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу).

Мы пришли сюда с утра,

Крикнем дружно все: «Ура!»

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля!

Гости наши – здравствуйте!

Слайд 2 Закрытая книга

Воспитатель: присаживайтесь, ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране закрытая книга). Хотите её открыть? Я вас приглашаю в путешествие по сказке, но чтобы туда попасть, надо открыть замочек. И тогда книга откроется.

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать (пальцы соединили)

Двери в сказку открывать (пальцы разъединили)

Хоть замочек очень крепкий (соединили пальцы в замок)

Металлический и цепкий (повороты вправо-влево)

Мы его сперва покрутим (от себя, на себя)

Покачаем раз, два, три (покачаем руки)

Дверь замочек отопри (руки разъединили).

Слайд 3 Раскрытая книга

Воспитатель: вот книга и раскрылась (на экране раскрытая книга). Перед вами сказка, а какая? Ответ детей «Федорино горе»

Слайд 4 Федора

На опушке возле леса я живу совсем одна.

Раньше в доме был порядок и уют и чистота.

Годы шли, я постарела лень меня вдруг одолела.

И решила вся посуда тут же от меня сбежать.

Потому что надоело ей всегда в пыли стоять.

Но потом всё изменилось, и посуда воротилась,

Воротилась, но не вся.

Очень вас прошу, ребята всю посуду отыскать

И поставить в шкаф опять.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: бабушка Федора.

Воспитатель: чтоб узнать какую нужно посуду искать, отгадайте загадки, если правильно отгадаете – посуда появиться на экране. А загадает нам загадки бабушка Федора

Слайд 5 Федора:

  1. Если б не было ее, было б кушать тяжело.
    Некуда и суп налить И котлетку положить. (тарелка)

Слайд 6 (Тарелка)

Слайд 7 Федора

  1. Сама не ем – а людей кормлю (ложка)

Слайд 8 (Ложка)

Слайд 9 Федора

#1054;на всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая ... (чайная чашка)

Слайд10 (Чайная чашка)

Слайд 11Федора

  1. Воду, овощи бери, Суп и борщ во мне вари.
    Я чистюля, не грязнуля, Я же мамина (кастрюля)

Слайд 12(Кастрюля)

Воспитатель: молодцы, правильно отгадали загадки, теперь мы знаем какую посуду искать. Ну что, вы готовы отправиться в путь?

Дети: да.

Речь с движениями: дети встают друг за другом.

Мы ребята из детсада (обычная ходьба)

Оправляемся в поход: по тропинке мы пойдём и посуду мы найдём.

Слайд 13 Федора:

Ребята, я вижу какие-то осколки, да это же моя посуда. Вы, друзья мне

помогите и посуду соберите!

-Дети подходят к столу, берут конверты с разрезанными картинками: предметов посуды и собирают. Описывают его по плану: название, внешние признаки, назначение.

Воспитатель: осколки превратились в целые предметы. Молодцы!

У Федоры много красивой посуды, давайте изобразим её.

Слайд 14 Посуда: чайник, чашки с блюдцами, ложка

Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный, как начальник! (одна рукой на поясе другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки: (приседают, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки!

Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками круг) Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке. (Вытягиваются, руки смыкают над головой)

Слайд 15 Федора:

я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!» Я хочу ее ласково называть, но не знаю как? Подскажите мне.

Воспитатель: Игра; «Назови ласково» (дети называют посуду ласково).

На мольберте картинки с посудой.

Чашка – чашечка, ложка – ложечка, тарелка – тарелочка, кастрюля – кастрюлька, нож – ножичек, кружка – кружечка, вилка – вилочка, чайник – чайничек, самовар – самоварчик, стакан – стаканчик.

Слайд 16 Федора:

молодцы, ребята. Спасибо вам большое, помогли мне вернуть всю посуду, только вот беда в шкаф поставить их опять не смогу без вашей помощи – друзья! Не могу понять какая посуда кухонная, какая столовая, какая чайная.

Дидактическая игра: «Разделить посуду на кухонную, чайную, столовую»

На столе стоят: кастрюля, тарелка, сковородка, чашка, блюдце. Нужно отдельно отобрать: кухонную посуду, столовую посуду, чайную посуду.

Слайд 17 Федора:

ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам! Я теперь исправлюсь! Осталось только вскипятить чай и порадовать гостей. А вот чашек не хватает, пожалуйста, сделайте мне чашки.

Дидактическая игра «Палочки Кюизенера» (дети выкладывают чашки)

Слайд 18 Федора:

спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. В благодарность я напекла вам пирожков. Угощайтесь на здоровье. А мне пора в сказку. До свидания! (даёт детям угощение).

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад.

Мы ребята из детсада (обычная ходьба)

Оправляемся в поход: по тропинке мы пойдём

В детский сад мы попадем.

Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы в сказке побывали,

Поучились, поиграли, и героям помогали,

их задания выполняли. (дети говорят в какой сказке побывали и что выполняли)

«До свиданья!» дружно скажем и рукою всем помашем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Дары осени» в группе для слабовидящих детей.

Задачи. • Образовательные. Закрепить знания об овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. • Коррекционные. Учить выделять форму в предметах. Учить различать овощ по внешнему виду, п...

Социальная акция "Дари добро" в группе компенсирующей направленности детей с ТНР Жемчужинки

3 декабря в нашей стране  отмечается праздник – День инвалида. Празднуют его с 1992 года. Данное решение было принято Генеральной Ассамблеей в целях повышения мобилизации поддержки ва...

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.

Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...

Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Занятие проводилось для детей 5-6 лет с задержкой психологического развития. На этом занятии были закреплены знания детей об осени. На занятии были использованы различные игры и упражнения, которые по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития (с 4 до 7 лет)

Рабочая программа разработана для детей с 4 до 7 лет компенсирующей направленности с задержкой псизического развития...