Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений Тема: «Как мы помогали Маше и Мише собирать урожай» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития Форма проведения: подгрупповая. Образовательная область «Познавательное
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Обобщить и систематизировать  элементарные математические представления дошкольников  через игровые  ситуации по лексической теме «Овощи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_matematika.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14 « г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект занятия

по развитию  элементарных математических представлений

Тема: «Как мы помогали Маше и Мише собирать урожай»

в группе № 6 для детей с задержкой  психического развития

Форма проведения: подгрупповая.

Образовательная область «Познавательное развитие»

                                 Интеграция областей:  «Социализация», «Коммуникация»,

Возраст детей: 5-6 лет.

 

                                                                     

                                                                            Провела:

                                                                                                 учитель - дефектолог

                                                                                    Якунина Н.П.

                                                                     

               

г. Туймазы, 2024г.

Цель: Обобщить и систематизировать  элементарные математические представления дошкольников  через игровые  ситуации по лексической теме «Овощи».

Коррекционно-обучающие:

- закрепить умение считать предметы в пределах пяти, при счете предметов слева направо называть числительные по порядку, согласовывать числительные с существительными  в роде, числе, падеже.

- обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам ( больше - меньше,  выше- ниже, длинный - короткий);

- формировать умение сравнивать две группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет.

- закрепить зрительный образ цифры 1, умение писать по точкам цифру 1.

- формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Коррекционно-развивающие:

- развивать конструктивные способности, творческое воображение, зрительное внимание, мелкую моторику;

- формировать умения делать простейшие выводы, логические умозаключения в процессе учебной деятельности.

- развивать умение находить решение проблемных задач.

- освоение мнемотехнических приемов

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык самоконтроля и взаимооценки.

- воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

-  воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.  

Материал:  

демонстрационный - изображения овощей, геометрических фигур, карточки с предметами;

Иллюстративный:  -картинки с изображением героев мультфильма Маша и Медведь,

 -картинка с изображением геометрических фигур, расположенных в три ряда.

раздаточный :  модели геометрических фигур; наборные полотна, картинки с изображением овощей,

массажный мяч Су-джок;

Оборудование: магнитная доска ;  мольберт.

ТСО: запись волшебной музыки.

Методы и приёмы:

игровой (физминутка «Мы умеем все считать»,

наглядный (показ изображений плоскостных изображений  геометрических фигур)

словесный ( беседа);

практический (карточки с изображением овощей).

Предварительная работа: разучивание: речедвигательное упражнение «Скажем здравствуйте», физминутки  «Мы умеем все считать», беседа о пользе овощей для человека, рассматривание обучающего плаката «Овощи», изучение геометрических форм, беседа «Что  такое  огород?».

                                             

Ход занятия                                                    

Вводная часть, организационный момент.

Учитель - дефектолог: Дети, у нас сегодня необычный день.

К нам пришли гости. А с гостями принято здороваться.

 Речедвигательное упражнение «Скажем здравствуйте».

- Скажем здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

- Скажем здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

Станет радостно кругом! (Дети поднимают руки вверх.)                                                                                                    

Учитель - дефектолог: Подарим гостям наши улыбки?

Дети отвечают.

Учитель - дефектолог:  Пусть и у них будет хорошее, солнечное настроение.

Дети улыбаются гостям и дуют на свои ладошки.

 II часть. Основная часть.

Педагог звонит в колокольчик со словами:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй. (Дети поворачиваются к педагогу)

Речедвигательное упражнение с использованием здоровьезберегающих технологий «Утро в детском саду»

Утром встали малыши,

В детский садик они пришли.

Что сейчас будут делать наши ушки? – Слушать. (Делаем массаж ушкам).

Что сейчас наши глазки будут делать? – Смотреть. (Моргаем глазками).

Что сейчас будет делать наша голова? – Думать. (Делаем массаж голове).

Что будут делать наши ручки? – Нам помогать. (Пальцы сжимаем и разжимаем).

Что будут делать наши ножки? – Не будут нам мешать.

Учитель - дефектолог: Я сейчас каждому на ладошку положу по одной геометрической фигуре, которая сегодня укажет ваше место за столами.

Педагог раздает геометрические фигуры и у каждого ребенка спрашивает, как называется его фигура и какого она цвета. (Квадраты, треугольники и круги красного и зеленого цвета.)

Молодцы, все правильно назвали фигуры, а теперь занимайте свои места (на столах геометрические фигуры дублируют фигуры у  детей, каждый ребёнок должен найти своё место).

Мотивация:

Учитель - дефектолог: Сели все красиво, спину держим прямо, ноги подружились, глаза смотрят на меня.

Тише, дети! Вам не кажется, что кто-то плачет?

На экране монитора появляется плачущая Маша (видео обращение от Маши)

(Педагог ведет диалог с Машей.)

Учитель – дефектолог: Здравствуй Маша. Почему ты плачешь?

Маша: Здравствуйте, дети. Мы с Мишей заболели. А у нас еще не убран урожай овощей с огорода. Что делать, мы не знаем. Знаю, что вы очень добрые и всегда помогаете тем, кто в беде. Помогите нам с Мишей собрать урожай и пересчитать овощи.

Учитель – дефектолог: Дети, Маша и Миша попали в беду, вы согласны им помочь?

Дети: Да.

Учитель – дефектолог: Маша, но мы не знаем дороги в лес.

Маша: Я отправила Вам образцы дорожек, состоящих  из геометрических фигур,

самая короткая дорожка укажет вам путь.

Учитель – дефектолог: Тогда не будем терять ни минуты.

Маша прислала нам 3 дорожки.

( На магнитной доске педагог выставляет три дорожки, на которых изображены геометрические фигуры).

Учитель – дефектолог: Скажите, какие  геометрические фигуры  изображены на первой  дорожке?

Дети: Квадраты.

Учитель – дефектолог: Какого цвета квадраты на ней? (показ)

Дети: Синего.

Учитель – дефектолог: Молодцы, дети.

Учитель – дефектолог: Скажите, какие  геометрические фигуры  изображены на второй  дорожке?

Дети: Треугольники.

Учитель – дефектолог: Какого цвета треугольники на ней? (показ)

Дети: Зеленого.

Учитель – дефектолог: Молодцы, дети.

Учитель – дефектолог: Скажите, какие  геометрические фигуры  изображены на третьей   дорожке?

Дети: Из кругов.

Учитель – дефектолог: Какого цвета круги  на ней? (показ)

Дети: Красного.

Учитель – дефектолог: Молодцы, дети.

Учитель – дефектолог: По какой дорожке мы должны пойти, чтобы попасть как можно быстрее к Маше и Мише?

Дети: Пойти по короткой дорожке.

Учитель – дефектолог: - Для того, чтобы сравнить дорожки по длине, можно приложить их друг к другу или наложить друг на друга и выровнять концы с левой стороны.

Учитель – дефектолог:  Нам нужно идти по  дорожке из красных кругов, потому что она самая короткая.

Ну что, идемте. В путь! На помощь Маше и Мише.

(Дети вместе с педагогом шагают по крупным плоскостным фигурам, соответствующим короткой дорожке)

Физкультминутка «Идем в лес»:

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Раз, два, три, четыре

К Маше мы спешим и Мише.

Учитель – дефектолог:  Пришли. Что вы здесь видите?

(На мольберте изображен домик Миши и огород с овощами.)

Дети: Дом Мишки и огород.

Учитель – дефектолог:  Сколько здесь овощей на грядках растет! Поможем Маше и  Мише собрать и сосчитать  урожай овощей.

Посмотрите и запомните, как нужно считать: показывать на каждый предмет по очереди и называть число, последнее отнести ко всей группе и сделать такой жест (педагог показывает нужное движение)

Учитель – дефектолог: Попробуй Марк, сосчитай огурцы. Собери их в корзинку.

Учитель – дефектолог: Теперь, ты Арсений сосчитай помидоры. Всё правильно сделал.

Учитель – дефектолог: Амина, давай попробуй и ты. Умница.

Собери помидоры для Маши в маленькую корзинку. А в боьшую корзинку огурцы для Мишки

Молодцы. Вот Мишка будет рад, как быстро мы собрали урожай овощей.

Дети, Миша с Машей просили не только собрать овощи, но и разобрать их.

Учитель – дефектолог:

Дети, одинаковые, ли они по величине все овощи ?

Дети: Нет, разные.

Покажите самый маленький огурец. Расположите  его первым. Расположите огурцы в порядке возрастания, т.е начиная с самого маленького  и до самого большого.

Не забывайте, что раскладываем как? Слева направо.

Марк, как ты расположил огурцы, назови?: самый маленький, побольше,  еще побольше,самый большой.

Давайте, все вместе проговорим… самый маленький, больше,  самый большой.

Сосчитайте, сколько всего огурцов? 3

На доске выкладывает педагог.

Это какой помидор? Самый большой.

Это какой помидор? Самый маленький.

Сколько всего помидоров? 2

Теперь разложить надо с самого большого, до самого маленького.

Покажите самый большой помидор.

Расположите его первым, …выполняем дальше.

Давайте проверим, повтори, Марк: самый большой, поменьше,  еще поменьше, самый маленький.

Все вместе: показываем и проговариваем: самый большой, поменьше, самый маленький.

Но прежде, чем мы продолжим  считать овощи, нам необходимо выполнить упражнение.

Речедвигательное упражнение: «Все умеем мы считать».

Раз, два, три, четыре, пять.    

Все умеем мы считать.         Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.

Сколько пальцев на руках?   Раскрыть пальцы рук.

Сколько пальцев на ногах?   Присесть, коснуться носков ног.

Сколько овощей на грядке.

Сколлько у меня в кармашке.

Раз, два, три, четыре, пять.    

Можно все пересчитать.         Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.

Раз, два, три, четыре, пять

Учитель – дефектолог:

(Дети садятся за столы. Работа с раздаточным материалом).

(Работа проводится на наборном полотне.)

Учитель – дефектолог: Я тоже собрала целую корзину овощей для Маши с Мишей. Но овощи не пересчитала. Давайте сосчитаем овощи вместе.

Дети, Посмотрите, перед вами лежат карточки с овощами. На синей полоске расположите  столько помидоров, сколько у меня на доске.

- Сколько вы положили? (Один)

Выкладываю 1 помидор и 2 огурца.

- Под помидором, на желтой полоске расположите столько огурцов, сколько у меня на доске. Сколько вы положили? (Два)

- Чего больше: помидоров или огурцов? (Ответы детей)

-Как сделать, чтобы помидоров стало столько же, сколько огурцов? (Добавить ещё один помидор)

- Что можно сказать о количестве помидоров и огурцов? (Ответы детей).

Их стало поровну. Одинаковое количество.

На верхней полоске – один огурец, на нижней – один помидор (Создается равенство в пределах известного детям числа). Вопросы детям: «Сколько огурцов?» (Один.) «Сколько помидоров?» (Один.) «По сколько огурцов и помидоров?» (Поровну, столько-сколько, no одному.) Педагог добавляет на верхнюю полоску еще один огурец спрашивает: «Чего стало больше (меньше): помидоров или огурцов?», «Сколько стало огурцов?» Педагог  сама дает образец счета: «Послушайте, я посчитаю: один, два, всего два огурца». (Педагог считает слева направо, дотрагивается до каждого предмета рукой, делает обобщающий жест и называет итоговое число.) Считает дважды. Дети повторяют счет хором и индивидуально. Затем спрашивает: «Чего больше: два огурца или один помидор? Чего меньше? Какое число больше: два или один? Что нужно сделать, чтобы огурцов и помидоров стало поровну?» (Добивается, чтобы дети дали два варианта ответа). Педагог  добавляет на нижнюю полоску один помидор «Сколько стало помидоров? Давайте посчитаем». (Считают вместе.) «По сколько сейчас огурцов и помидоров?» (По два.) Выставляем цифры

Дети, посмотрите, мы с вами собрали весь урожай с огорода Мишки. Ребята, я знаю, как мы Машу и Мишку порадуем и поможем вылечиться.

А нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Шагаем по красной дорожке .

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Репа, морковка, чесночок

3.Заключительная часть

- Вам понравилось наше путешествие? Чему вы научились новому?

Что мы делали сегодня на занятии? -Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю собрать урожай овощей, они вас благодарят за помощь. 

 Педагог благодарит детей за то, что они хорошо знакомы с числами, цифрами, геометрическими фигурами, быстро и дружно выполнили все задания. Дошкольники прощаются с Машей и Машей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Интерактивная игра "МАША И МИША СОБИРАЮТ УРОЖАЙ"

Интерактивная игра "МАША И МИША СОБИРАЮТ УРОЖАЙ"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие» тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие»тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Образовательная область: познавательное развитие Тема: История шестая (продолжение). Цифра 6

Задачи:  1. Закрепить знание о числе 6.2. Учить считать до шести, упражнять различать и называть круглую, квадратную, прямоугольную, треугольную форму предметов.3. Развивать внимание, мелкую мото...