Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Глядешкина Алена Рудиковна

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»

Программные задачи: Углублять и расширять знания детей о предметах быта. Проследить процесс создания предметов, облегчающих труд в быту. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы. Развивать умения составлять разные предложения по опорным словам. Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.

Методы и приемы: Рассказ, показ, художественное слово, пояснение, указания, вопросы к детям, поощрение.

Словарная работа: первобытный, пещера, лучина, керосиновая лампа, колодец, корыто.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе  группе

Подготовила:  Воспитатель Лемещенко Анастасия Сергеевна.

Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»

Программные задачи: Углублять и расширять знания детей о предметах быта. Проследить процесс создания предметов, облегчающих труд в быту. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы. Развивать умения составлять разные предложения по опорным словам. Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.

Методы и приемы: Рассказ, показ, художественное слово, пояснение, указания, вопросы к детям, поощрение.

Словарная работа: первобытный, пещера, лучина, керосиновая лампа, колодец, корыто.

Индивидуальная работа: Провести с Марком, Машей и Даниилом, беседу о предметах быта.

Предварительная работа: чтение стихотворения о электроприборах.

Оборудование: изображение быта древних людей, щепка, карандаши, тетради, бумага, доска, мел, изображение электроприборов.

Ход

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами познакомились с бытом людей, которые жили до нас. Узнали о первобытных людях. Слово «первобытный» уже говорит нам, о первом быту людей, как они жили и чем они пользовались в быту.

Посмотрите на эти картинки. Вспомнили? Расскажите: где жили люди, как они были одеты, где готовили еду?

Дети: они жили в пещерах, одевались в шкуры животных, еду готовили на костре.

Воспитатель: а сейчас, где мы живем, во что одеваемся и где готовим еду? Дети: Мы сейчас живем в домах , квартирах, одеваем одежду из ткани, готовим еду на плитах.

Воспитатель: Как вы думаете, это сразу изменилось или прошло много времени?

Дети : прошло много времени, люди стали строить дома из бревен, это мы узнали из сказок.

Воспитатель: Каких?

Дети: Заяц и лиса. «Была у зайца избенка лубяная, а у лисы ледяная»

Воспитатель: Где леса не было, там строили жилища из камня. Вспомните сказку «Три поросенка», какие они стрили дома, и какой из них  был самый крепкий?

Дети: Ниф-Ниф построил дом из соломы, Нуф-Нуф – деревянный, а Наф-Наф – кирпичный, самый крепкий.

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, где Наф-Наф готовил еду?

Дети: На печке.

Воспитатель: Верно. Ребята, отгадайте загадку:

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,                                                                                      Четыре синих  солнца горели и потухли,                                                                                         Поспели щи, шипят блины,                                                                                                                        До завтра солнца не нужны.

Дети: Газовая плита.

Воспитатель: Ребята, а  как люди освещали свои жилища?

Дети: Свечами

Воспитатель: Верно. Посмотрите дети, это лучина (Показ), ее зажигали, когда наступала ночь, а ставили лучину в подсвечник. Ребята, отгадайте еще одну загадку:

К дальним селам, городам, кто идет по проводам                                                                             Светлое величество – это    

Дети: (электричество)

Воспитатель: Ребята, как только придумали электричество, сразу изменился быт людей.

Ребята, сейчас появились другие предметы, облегчающие труд людей. Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть старинные предметы, а вы назовите предметы, которые пришли им на замену.

Веник, метла – Д: пылесос.

Валик и рубило, утюг с углями – Д6 электрический утюг.

Воспитатель: Верно, а от чего это все работает?

Дети: от электричества.

Воспитатель: верно ребята, а сейчас отдохнем.

Физминутка: Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клен.  (3 раза повтор)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо, когда в доме есть электричество. А как люди узнавали время?

Дети: по солнцу.

Воспитатель: верно, и еще по приметам и животным. И были еще солнечные и песочные часы, посмотрите на картинки. А сейчас какие часы?

Дети: электронные и механические.

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, как люди общались на дальних расстояниях?

Дети: Люди зажигали костры, была голубиная почта.

Воспитатель: Верно, а сейчас как?

Дети: сейчас сотовые телефоны.

Воспитатель: Вот так со временем изменились вещи, которыми мы пользуемся. А сейчас мы поиграем со словами., вслушайтесь в слово  п-е-р-в-о-б-ы-т-н-ы-й, это сложное слово, из каких слов оно состоит?

Дети: первый и быт.

Воспитатель: верно, какой гласной соединены эти слова?

Дети: «О»

Воспитатель: Правильно, подумайте и назовите электроприборы, в которых есть этот звук

Дети: пылесос, телефон.

Воспитатель: Молодцы, а теперь придумайте предложения с этими словами.

Дети: Мама позвонила папе по телефону.

Воспитатель: Ребята, где стоит слово «телефон»в начале, в середине или в конце предложения?

Дети: в конце предложения.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята.

Скажите, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предметах быта, о том, что со временем приборы менялись.

Воспитатель: Верно. Молодцы ребята , вы были внимательны, все хорошо поработали, Саша и Артем верно составляли предложения, следили за местом в предложении. Кира и Ваня хорошо себя вел на занятии, соблюдали правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Данная разработка может быть использована на последнем занятии по развитию речи. Составлена с учетом ФГОС....

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цели:Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой реч...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Цели:Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить зна...