Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Наумова Ольга Михайловна

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_2018_podg._gr.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; закреплять умение составлять слова из слогов.

Работать над предложением: составлении предложений по схеме, составление предложений из слов, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко -буквенном анализе слова «весна»;

Совершенствовать фонематическое восприятие.

развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Материал:

Схема с картинками для составления рассказа о весне;  полоски с клетками и фишки красного, синего, зеленого цвета и черного цвета; дерево, на листочках которого написаны слоги; птички из картона и лист цветной бумаги для складывания гармошки.

Методические приёмы:

   Художественное слово, вопросы детям,  игровая мотивация, Рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент.

Предварительная работа:    

Практическая деятельность на занятиях, чтение и заучивание стихов о весне, рассматривание картин с весенними пейзажами, составление рассказов.                      

ХОД ЗАНЯТИЯ

                             

Воспитатель:

 Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла  ….(весна).

Да, конечно, вот и к нам пришла весна!!!

Воспитатель:

Но, ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее задержал сильный порывистый ветер и он не хочет чтобы в лес не приходило настоящее весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. Ведь вы в этом году идете в школу, и многое знаете, многому научились в детском саду. И так, вы готовы?

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года  наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель: А наше солнышко тоже  заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель: Давайте назовем солнышко красивыми словами

Дидактическая игра «Подбери слово»

А какое оно, солнышко? (подбор синонимов)

 (На доске висит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

Воспитатель: золотое яблочко по небу катается, всем-всем улыбается, а улыбки-то лучи очень-очень горячи.

-Молодцы! Я сейчас превращу вас в лучики солнца (дети надевают галстуки-лучики).Так мы быстрее сможем помочь Весне.

         Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Воспитатель: Первое задание такое: нужно назвать приметы весны  и начинать предложение нужно со слов - Весной ...  

Дети: Весной небо высокое,  голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной  закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной  появились проталины и т.п.

Воспитатель: Сейчас я буду показывать  картинки, а вам нужно подобрать к

ним определения.

Солнце –  яркое, теплое, калящее, искрящееся, отражается в лужах;

Небо – высокое, голубое, ясное, лазурное,

Облака -  белые, перистые облака, пушистые;

Сосульки – искрящиеся, звонкие, ледяные,  тающие;

Снег – серый, мокрый, рыхлый;

Далее дети придумывают последовательный рассказ о весне по опорным картинкам:

Описательный рассказ «Весна»
Наступила весна. Ярко светит солнце. Небо стало голубым и высоким. Снег почти растаял. Из – за того, что тает снег появляются лужи, а по дорогам бегут и звенят ручьи. На проталинках появились первые цветы: подснежники и мать – и – мачеха. На деревьях распускаются почки. Животные просыпаются после зимней спячки. Медведь выходит из своей берлоги. Заяц, меняет белую шубку на серую, а белка на рыжую . Возвращаются из теплых стран перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы, соловьи. Проснулись насекомые, на лугах весело порхают разноцветные бабочки. Все радуются приходу весны! 

Работа за столами

Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков).

- Что такое звук? (это то, что мы произносим и слышим, но не видим)

- Какие  Бывают звуки ? (Гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает преграду).

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произношении которых воздух не встречает препятствие, и мы можем их пропеть, протянуть).

Какими бывают согласные звуки? (мягкими, твердыми, звонкими и глухими)

 Чем на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами).

-Что такое буква? (буквы мы пишем и видим).

Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова «Весна»

( первый звук в слове «весна»  «вь» - мягкий, звонкий, согласный звук, обозначаем зеленой фишкой, второй звук  «и» - он  гласный, обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове весна «с» - это твердый, глухой, согласный звук – обозначаем синей фишкой, четвертый звук в слове весна «н» - твердый, звонкий, согласный , обозначается синей фишкой. Пятый звук в слове весна «а» - это гласный звук, обозначается красной фишкой).

Воспитатель: Сколько звуков в слове «весна»? (5).Сколько гласных звуков?(2).Сколько согласных?(3).Сколько слогов в слове «весна»? (2).Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

Воспитатель: Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием ( на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов.

Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки, лу-жа, кап-ли, тра-ва, де-ре-во).Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.

Закружился и запел;

«жу- жу- жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Вот он вправо полетел -

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел -

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет,

К Маше на нос сесть он хочет.

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук с ладошки улетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно;

Хлоп, хлоп, хлоп,

Улетай скорей, жучок.

 

Воспитатель: Каких еще насекомых вы знаете?

Дети: Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель: Что такое предложение? (в предложении слова дружат и нам о чем-то говорят).Назовите правило написания предложения( Предложение начинаем писать с заглавной буквы, а  в конце ставим точку).Назовите правило написания «хитрых» слов? ( Имена, фамилии людей, клички животных ,названия городов, стран, рек, озер пишутся с заглавной буквы)

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

Дети:

1. Бабочка летает.

2. Бабочка на цветке.

3. Бабочка высоко летает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.

Воспитатель: А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев,  называть будем по очереди и при этом складывать «гармошечкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Воспитатель: Молодцы, как много птиц вы знаете, а  на что похожа наша «гармошка»?

Дидактическая игра «На что похоже»

Воспитатель: А еще она похожа на крылья. Давайте сделаем птиц и  украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну.

А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА«Веснянка»

(координация речи с движениями)

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко! (По кругу взявшись за руки)

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей. (Бегут по кругу).

Прилетели сто грачей.(стоят в  кругу).

Цветочки подрастают. (Встают на цыпочки).

А сугробы тают, тают. (Медленно приседают).

Кап-кап-кап звенит капель

Приближается апрель. (Подушечками пальцев по полу).

Садятся на стулья

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи о весне? (Дети читают стихи о весне).

1.К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

2.Идет матушка весна отворяй-ка ворота:

Первым март прошел

Всех детей провел.

А за ним апрель…

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май

 Сколько хошь гуляй.

- Русский народ очень любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы? (Ответы детей). «Увидел грача, весну встречай». «Весна красна цветами, а осень пирогами». «Весенний дождик лишним не бывает». «Весной трех погожих дней не бывает». «Весною день упустишь – годом не догонишь». «Хороший год по весне видно».

Слышен стук в дверь, вносят посылку от Лесовичка. В посылке угощение и письмо с благодарностью к детям за помощь Весне

Воспитатель: Вот и пали чары злого ветра. Я больше, чем уверена, что вы своими знаниями помогли  весне  освободиться и в лесу теперь тоже будет тепло. Этому будут рады и птицы, и животные, и растения.       А как  мы помогли весне освободиться, какие задания мы выполнили? (ответы детей).

Используемая литература:

  1. В.Б.Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа»;
  2. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.
  5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет»