Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Артёмова Елена Владимировна

Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи  работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практики коррекционной  работы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Учителя –логопеда ВВК Артёмовой Елены Владимировны.

Слайд 2

Приемы формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Слайд 3

Цель: распространить личный педагогический опыт среди широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1.Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. 2. Создать условия для профессионального развития педагогов, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Слайд 4

Связная речь: представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.

Слайд 5

Проблемы развития связной речи у детей с онр . Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью , как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Слайд 6

задачи коррекционной работы: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; - формирование навыков построения связных монологических высказываний; - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; - формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

Слайд 7

Связное высказывание должно иметь: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями ); достаточный объём высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Слайд 8

Последовательность работы по формированию связной речи в группах учащихся, имеющим нарушения чтения и письма, обусловленные онр .

Слайд 9

Знакомство с понятием «предложение». Составление предложений из данных слов. Грамматическое оформление предложений. Составления предложений - полных ответов на вопросы. Составления предложений - кратких ответов на вопросы. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Составление предложений по картинке с использованием опорных схем.

Слайд 10

Деление сплошного текста на предложения. Объединение предложений в связный текст. Работа с деформированными предложениями. Восстановление деформированного текста. анализ и редактирование, составленных текстов.

Слайд 11

Упражнения для развития связной речи.

Слайд 12

Упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него. Рассказ. В зоопарке. Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. Набор слов. Ученики, зоопарк, видеть, звери, львица, заяц, волчица, черепаха, лисица.

Слайд 13

Упражнения на сравнение рассказа и набора бессвязных предложений. Рассказ. Ё жик. Женя и Оля нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Оля положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зои Николаевны. Она поможет ёжику выздороветь. Набор бессвязных предложений. Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Там живет много животных. Женя учится в третьем классе. Ёжики ловят мышей, ящериц и змей. Учительницу зовут Зоя Николаевна. Оля положила ежа в корзину.

Слайд 14

Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения. Рассказ. Привал Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. Отдельное предложение. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки.

Слайд 15

Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта. Рассказ. Летние каникулы. Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. Деформированный вариант рассказа. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они надолго запомнили эти каникулы. Наступило жаркое лето.

Слайд 16

Упражнения на сравнение рассказа и его некомплектного варианта. Рассказ. Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате: - Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Некомплектный вариант . Котенок. У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Слайд 17

Составление рассказа с использованием цепочек ассоциаций.

Слайд 18

Что же такое ассоциация ? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Слайд 19

Виды ассоциаций. 1. Свободные ассоциации: за 30 сек написать слова первые пришедшие на ум (норма 10-15 слов). 2. Направленные ассоциации: за 30 сек слова на букву «С». 3. Многоаспектовые ассоциации: за тоже время - все, что может быть белым. 4. Аналогия - на что похож предмет. 5. Ассоциация на действия - как можно использовать предмет. 6. Ассоциация на качество – пример: свеча восковая, автомобильная, аптечная. 7. Перекодирование - слово переводится в рисунок. 8. Качание маятника - поиск связи. Методы или приемы запоминания словесного материала.

Слайд 20

каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Обратите внимание, что

Слайд 21

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения.

Слайд 22

Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.

Слайд 23

Правило № 1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Слайд 24

Правило № 2. Представляйте ваши ассоциации визуально.

Слайд 25

Правило № 3. Преувеличивайте ваши ассоциации.

Слайд 26

Правило № 4. Ваши ассоциации должны двигаться.

Слайд 27

Слова- предметы. Девочка Солнышко Лисичка Тучка Зайчик Паровозик.

Слайд 28

Выводы. Предложенная методика формирует и совершенствует речевые навыки у детей благодаря развитию правильной речевой логики и способности классифицировать упорядоченные образы различных объектов. Простота, лаконичность и ясность символов делают методику легко понимаемой, запоминаемой и используемой детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...