Методическая разработка:"Мой любимый город Санкт-Петербург"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Колачева Ольга Вадимовна

Методическая разработка конспекта занятий для учителей-логопедов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennye_strazhi.docx22.92 КБ
Файл moy_proekt_po_spb.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Необыкновенные стражи Петербурга

Цель:  Продолжать расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи: Образовательные

-  формировать у детей представления о достопримечательностях  Санкт- Петербурга.

- закрепить знания о городе

-  расширять и активизировать словарь детей

Развивающие

- развивать логическое мышление и память

- развивать речь и познавательную активность

Воспитательные

- воспитывать у детей любовь к городу

- воспитывать навыки взаимодействия

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,

художественно – эстетическое, познавательное развитие

Педагогические технологии

- технология музыкального воздействия

- игровые технологии

- здоровьесберегающие технологии.


Логопедическое занятие для подготовительной группы

( Дети входят под музыку в зал, здороваются с гостями и садятся на места)

-Логопед -      Хочу спросить я вас, ребята

                           А не забыли вы?

                           Что же за праздник в мае  будет

                             На берегах Невы ?

                            Чей день рождения мы отмечаем

                             27 мая.

Дети –   Нет, День рождения нашего города.

  1. Конечно, это знаем мы, ведь любим город свой,

И каждой новой встречи с ним мы с нетерпеньем ждем.

  1. Над Россией небо синее

Небо синее над Невой

В целом мире нет красивее

Петербурга моего.

Логопед – Тогда, отправимся тотчас,  и время не теряя,

                    сегодня в городе опять мы с вами побываем.

Занятие у нас сегодня будет не простое , а волшебное. К нам с минуты на минуту должны придти гости.

(раздается стук в дверь и под музыку входят кот и кошка)

- Здравствуйте ребята, Меня зовут кот Елисей.

- А меня  - кошка Василиса.

Е - Мы любим по городу гулять

И на крышах любим спать

Во дворцы во все заходим

Очень часто ночью бродим.

В - Город знаем лучше Вас

И, пришли спросить  сейчас

Может вам что показать

Может что-то рассказать?

Елисей - ребята, а вы знаете, что в нашем городе много памятников животным.

А какие памятники вы знаете?.     (показ слайдов памятники животным)

( кошка и кот на малой садовой , кот ученый, чижик – пыжик, собака, медведь).

Логопед – Давайте вспомнить , что в нашем городе связано с этими животными?  слайд

Заяц – Зайчий остров. Петропавловская крепость.

  1. Царь остров в устье указал , и поднялись за валом вал

Пускай враги смирят свирепость, узнав, что встала на века

Здесь Петропавловская крепость.

Петропавловка не спит, Ангел город наш хранит

Пушка в полдень возвещает. День 12 каждый знает.

Слайд

Лось ( лосиный остров. Раньше так назывался Васильевский остров)

Слайд

Лебедь Лебяжья канавка ( канал , соединяющий реки Неву и мойку Рядом с Летним садом. Раньше там плавали лебеди)

Слайд

  1.      Лебяжья канавка, Лебяжья канавка

     Где много людей

     Лебяжья канавка, Лебяжья канавка,

     Где нет лебедей.

    Они улутели, куда же, куда?

   Но нам не сказала об этом вода.

Кони ( В нашем городе много коней.  На Аничков мосту,  на арке главного штаба, на Александринском театре,  около манежа – выставочного зала). Показ слайдов

  1.     Красивый мост, любимый нами,

    Известен четырьми конями

Василиса -  А еще вы не назвали памятники нашим большим родственникам, охраняющим наш город?  Что это за памятники. Показ слайдов львов у адмиралтейской набережной. На свердловской набережной 22 льва, львиный мостик.

  1. Львы, как живые стоят у фасадов

Гости им рады и жители рады.

Львы у ступенек, львы у дверей

Только не бойтесь вы этих зверей

Логопед – В нашем городе есть зоопарк, где можно увидеть много разных животных, но за зиму названия на клетках стерлись. Помогите, пожалуйста, восстановить названия.

Л…В                               ЕН…Т             ЗЕБ…А           Ж…РАФ

           

                                    И     Е        О        Р

Логопед – Какая схема к какому слову подходит?

Тигр                               Лиса                    Волк                            Белка

 Схемы слов

                                        2.                             3.                                                4.

физминутка

Логопед _ Что может объединять эти картинки? Слайд

Утка, волк, таракан, глухарь, карп, лебедь.

Дети- Названия рек созвучны названиям этих животных.

Доскажи словечко…

Волка след весь день искал, я вдоль ( Волковки) гулял

Тараканов не пугайся, в (Таракановке) купайся.

Много карпов принесет кто на (Карповку) пойдет.

Глухарей ведь не нашел, хоть на (Глухарку) пошел.

Солнце светит ясненько, течет речка красненькая.

Долго камни собирал Я вдоль ( каменки ) гулял.

Крестик золотой нашел , когда на (крестовку) я пошел.

Не видать от грязи дна потому что речка (черная) черна.

Логопед –  Названия каких рек вы еще знаете?  Слайд отгадай ребус

(Мойка, Нева, Фонтанка, Пряжка).

Логопед – На набережных рек и на мостах нашего города можно увидеть необыкновенных животных. Отгадайте что это за животные.

Слайд с буквами и цифрами.

2

5

3

1

4

6

ф

к

и

с

н

с

6

3

1

5

4

2

н

и

г

о

ф

г

Логопед- Правильно ребята. Это фантастические необычные животные сфинксы и грифоны. Слайд.  А где их можно увидеть.

  1. Угрюмо сфинксы у воды застыли

О чем они таинственно молчат

Мечтают, может быть о Родине, Ниле

И, на Неву загадочно глядят.

  1. На мосту на банковском их найдете вы.

Это львы  из сказки, крылатые они.

На мосту их всех 4, лучше нету в целом мире.

Грифоны – сказочные львы.

Охраняют наши сны.

Кот Елисей. Молодцы ребята. Вы столько знаете о необычных памятниках в городе.

Василиса. – Нам пора домой. До свидания.

Логопед – Вы вырастите скоро и будете учиться,

                   Научитесь верить творить и мечтать

                    Но мало еще в Петербурге родится

                    Вам надо еще Петербуржцами стать.



Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста с  г.Санкт- Петербургом «Мой город».

Актуальность: Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.  Мы живём  в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И  моя задача с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга. Поэтому для детей старшего дошкольного возраста решено  создать проект «Прогулки по Санкт–Петербургу». Были сформулированы цели и задачи проекта, определены участники. 

тема проекта   « Мой город»              

 вид проекта   долгосрочный (сентябрь - май), групповой

тип проекта  творческий (итог проекта детский праздник),

                        информационно – практико – ориентированный

цель проекта для педагога:   Сформировать у  детей  новые знания о родном городе и закрепить их через различные виды деятельности.

задачи проекта: 

  • Формирование начальных знаний о Санкт-Петербурге, живого интереса к городу и происходящим событиям.
  • Пробуждение интереса к истории города, архитектуре, знаменитым людям, которые жили и творили в нашем городе.
  • Развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, систематизация, воображение и т.д.)
  • Обогащение лексики детей терминами «градоведческого»  направления.
  • Воспитание маленьких петербуржцев (приобретение навыков культурного поведения петербуржцев – быть добрым, коммуникабельным, внимательным, доброжелательным). Привить культуру поведения на улицах города, около памятников, в парках, в музеях.

коррекционные задачи:

  • Продолжать работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов.
  • Закреплять в речи поставленные звуки.
  • Продолжать работу по профилактике дисграфии.

участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы,  музыкальный руководитель,   родители.

 сроки реализации проекта:  долгосрочный  (с сентября по май)

принципы:

  • Наглядности (большое количество наглядного материала).
  • Доступности (материал  соответствует возрасту).
  • Практические задания.

Основное содержание проектных действий

  • Познавательная   (активное слушание, просмотр картинок , фотографий)
  • Игровая деятельность (сюжетная, ролевая, пальчиковые игры, командные игры и т.д.)
  • Практическая работа (обведение по контуру, вырезание, изготовление поделок, рисование, лепка, конструирование)
  • Работа с картой.
  • Публичные выступления.
  • Участие в пятиминутках вежливости.
  • Участие в инсценировках.
  • Собирание пазлов.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Формирование целостной картины мира. Данная тема предоставляет детям возможность широкой наглядной прикладной и практической деятельности (сюжетно-ролевые игры,  ознакомление с художественной литературой, иллюстрационным материалом, беседы и т.д.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков. Развитие лексики: новые слова, понятия. Формирование грамматического строя речи. Воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все вышеизложенное позволяет совершенствовать умения и навыки детей: беседа, как метод обучения диалогической речи; обучение рассказыванию по предметам, из опыта, по воссоздающему наблюдению; обучение творческому рассказыванию; формирование связных высказываний типа суждений.
  2. Экология и нравственное воспитание. Природа Санкт-Петербурга и пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.
  3. Развитие художественного творчества. Чем сильнее у детей развиты изобразительные способности, тем точнее будет зарегистрирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного (героя, сюжета и т.д.)
  4. Трудовое воспитание. Через художественные образы  воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов труда. Дети оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности, в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  5. Музыкальное  развитие. С помощью музыки дети учатся видеть прекрасное в обычном.

предполагаемый результат: усвоение детьми предлагаемой информации: свободно ориентирование в названиях памятников архитектуры; узнавание  на иллюстрациях и фотографиях памятники архитектуры; знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города; знать фамилии людей , которые прославили наш город; знать названия элементов

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный

Срок

Мероприятия

Участники

Август

- разработка календарного плана (приложение 1);

- информирование родителей об этапах проекта, составление рекомендация по посещению с детьми объектов культурного наследия

- пополнение ППРС групп материалами и пособиями по теме;

- подготовка литературы (приложение 2)

И т.д.

Специалисты ДОУ

2 этап Основной

Сентябрь - апрель

Организация деятельности детей в соответствии с выбранной тематикой (приложение 3);

Работа с родителями:

 - сбор материала для оформления альбомов: «Города России»;

- фотовыставки «Достопримечательности нашего города»;

- сбор раскрасок на тему: «Мой Петербург».

Посещение библиотеки им Н. Островского на Тучковом переулке.

Совместные с родителями экскурсии  к «Медному всаднику»

«Стрелка Васильевского острова», «Кунсткамера»

Специалисты ДОУ, дети

Родители (законные представители)

3 этап Итоговый

Май

Праздник: Необыкновенные стражи Петербурга

(конспект – приложение 4)

Специалисты, дети, родителя (законные представители)

Приложение 1

Календарный план к проекту «Мой город»

№ п/п

Месяц

Тема

1

Октябрь

Тема №1 «Город, в котором я живу»

Тема №2 «Символы города»

2

Ноябрь

Тема №3 «Наш район. Музеи на острове»

Тема №4 «Осень в городе. Адмиралтейство»

3

Декабрь:

Тема №5 «Здесь будет город заложен»

Тема №6 «Петропавловская крепость»

4

Январь:

Тема №7 «Нева. Мосты нашего города»

Тема №8 «Подвиг нашего города в дни блокады»

5

Февраль:

Тема №9 «Город на островах»

Тема №10»Ансамбль Дворцовой площади»

6

Март:

Тема №11 «Дворцовая площадь»

Тема №12 « Реки нашего города»

7

Апрель

Тема №13 «Необыкновенные памятники»

Тема №14 « Сказочные памятники (Героям из сказок)»

8

Май

Тема №15 «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема № 16 «День рожденья города

9

май

 Итоговое  занятие Необыкновенные стражи с. Петербурга

Приложение 2

Список используемой литературы

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.

Алифанова Г.Т., Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб, 2005.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. – М.: АРКТИ, 2006.

Прохорова О.А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва»:Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 сентябрь/ 2012. МЦФЭР.

Данная система разработана на  основе программы  Алифановой Г.Т.  «Первые шаги»  

Приложение 3

Перспективное планирование работы с детьми

 Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим

В соответствии с расписанием НОД в совместной и самостоятельной деятельности

Изобразительная деятельность детей

Игровая деятельность детей

Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Иностранец»
- «Чей костюм?»;
- «Я назову, а ты угадай»;                                                                        

- «Угадай картинку».

• Настольные игры:

- «Лабиринт»;

- «Пазлы», «Домино».
 Подвижные игры:
- «Львы из камня»;
- «По болоту Петр шел»
- «С кочки на кочку».

Чтение художественной литературы

  • Сказки:

«Сказ о том, как наш город родился»
- «Спас на крови»;
- «Петропавловская крепость»
- «Зимний дворец»;
- «Медный всадник»
- «Площадь декабристов»;
- «Секрет Дворцового моста».

• Стихи о Санкт-Петербурге
- С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»;
- В. Брюсов «К медному всаднику»;
- А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»;

- В. Лелина «Львиный мостик».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Приложение 4

Конспект итогового мероприятия

Необыкновенные стражи Петербурга

Цель:  Продолжать расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи: Образовательные

-  формировать у детей представления о достопримечательностях  Санкт- Петербурга.

- закрепить знания о городе

-  расширять и активизировать словарь детей

Развивающие

- развивать логическое мышление и память

- развивать речь и познавательную активность

Воспитательные

- воспитывать у детей любовь к городу

- воспитывать навыки взаимодействия

Интеграция образовательных областей:

Познание, музыка , социализация

Педагогические технологии

- технология музыкального воздействия

- игровые технологии

- здоровьесберегающие технологии.

Логопедическое занятие для подготовительной группы

( Дети входят под музыку в зал, здороваются с гостями и садятся на места)

Логопед -      Хочу спросить я вас, ребята

                           А не забыли вы?

                           Что же за праздник в мае  будет

                             На берегах Невы?

                            Чей день рождения мы отмечаем  27 мая.

Дети –   Нет, День рождения нашего города.

  1. Конечно, это знаем мы, ведь любим город свой,

И каждой новой встречи с ним мы с нетерпеньем ждем.

  1. Над Россией небо синее

Небо синее над Невой

В целом мире нет красивее

Петербурга моего.

Логопед – Тогда, отправимся тотчас,  и время не теряя,

                    сегодня в городе опять мы с вами побываем.

Занятие у нас сегодня будет не простое , а волшебное. К нам с минуты на минуту должны придти гости.

(раздается стук в дверь и под музыку входят кот и кошка)

- Здравствуйте ребята, Меня зовут кот Елисей.

- А меня  - кошка Василиса.

Е - Мы любим по городу гулять

И на крышах любим спать

Во дворцы во все заходим

Очень часто ночью бродим.

В - Город знаем лучше Вас

И, пришли спросить  сейчас

Может вам что показать

Может что-то рассказать?

Елисей - ребята, а вы знаете, что в нашем городе много памятников животным.

А какие памятники вы знаете?.     (показ слайдов памятники животным)

( кошка и кот на малой садовой , кот ученый, чижик – пыжик, собака, медведь).

Логопед – Давайте вспомнить , что в нашем городе связано с этими животными?  слайд

Заяц – Зайчий остров. Петропавловская крепость.

  1. Царь остров в устье указал , и поднялись за валом вал

Пускай враги смирят свирепость, узнав, что встала на века

Здесь Петропавловская крепость.

Петропавловка не спит, Ангел город наш хранит

Пушка в полдень возвещает. День 12 каждый знает.

Слайд

Лось ( лосиный остров. Раньше так назывался Васильевский остров)

Слайд

Лебедь Лебяжья канавка ( канал , соединяющий реки Неву и мойку Рядом с Летним садом. Раньше там плавали лебеди)

Слайд

  1.      Лебяжья канавка, Лебяжья канавка

     Где много людей

     Лебяжья канавка, Лебяжья канавка,

     Где нет лебедей.

    Они улутели, куда же, куда?

   Но нам не сказала об этом вода.

Кони ( В нашем городе много коней.  На Аничков мосту,  на арке главного штаба, на Александринском театре,  около манежа – выставочного зала). Показ слайдов

  1.     Красивый мост, любимый нами,

    Известен четырьми конями

Василиса -  А еще вы не назвали памятники нашим большим родственникам, охраняющим наш город?  Что это за памятники. Показ слайдов львов у адмиралтейской набережной. На свердловской набережной 22 льва, львиный мостик.

  1. Львы, как живые стоят у фасадов

Гости им рады и жители рады.

Львы у ступенек, львы у дверей

Только не бойтесь вы этих зверей

Логопед – В нашем городе есть зоопарк, где можно увидеть много разных животных, но за зиму названия на клетках стерлись. Помогите, пожалуйста, восстановить названия.

Л…В                               ЕН…Т             ЗЕБ…А           Ж…РАФ

           

                                    И     Е        О        Р

Логопед – Какая схема к какому слову подходит?

Тигр                               Лиса                    Волк                            Белка

 Схемы слов

                                        2.                             3.                                                4.

физминутка

Логопед _ Что может объединять эти картинки? Слайд

Утка, волк, таракан, глухарь, карп, лебедь.

Дети- Названия рек созвучны названиям этих животных.

Доскажи словечко…

Волка след весь день искал, я вдоль ( Волковки) гулял

Тараканов не пугайся, в (Таракановке) купайся.

Много карпов принесет кто на (Карповку) пойдет.

Глухарей ведь не нашел, хоть на (Глухарку) пошел.

Солнце светит ясненько, течет речка красненькая.

Долго камни собирал Я вдоль ( каменки ) гулял.

Крестик золотой нашел , когда на (крестовку) я пошел.

Не видать от грязи дна потому что речка (черная) черна.

Логопед –  Названия каких рек вы еще знаете?  Слайд отгадай ребус

(Мойка, Нева, Фонтанка, Пряжка).

Логопед – На набережных рек и на мостах нашего города можно увидеть необыкновенных животных. Отгадайте что это за животные.

Слайд с буквами и цифрами.

2

5

3

1

4

6

ф

к

и

с

н

с

6

3

1

5

4

2

н

и

г

о

ф

г

Логопед- Правильно ребята. Это фантастические необычные животные сфинксы и грифоны. Слайд.  А где их можно увидеть.

  1. Угрюмо сфинксы у воды застыли

О чем они таинственно молчат

Мечтают, может быть о Родине, Ниле

И, на Неву загадочно глядят.

  1. На мосту на банковском их найдете вы.

Это львы  из сказки, крылатые они.

На мосту их всех 4, лучше нету в целом мире.

Грифоны – сказочные львы.

Охраняют наши сны.

Кот Елисей. Молодцы ребята. Вы столько знаете о необычных памятниках в городе.

Василиса. – Нам пора домой. До свидания.

Логопед – Вы вырастите скоро и будете учиться,

                   Научитесь верить творить и мечтать

                    Но мало еще в Петербурге родится

                    Вам надо еще Петербуржцами стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя Родина. Мой любимый город - Санкт-Петербург!

Данная презентация содержит в себе 8 слайдов с загадками; поможет детям закрепить знания о родном городе....

Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство...

Методическая разработка "Мой любимый город – Санкт – Петербург"

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продукт...

Методическая разработка НОД " Наш город- Санкт-Петербург " для дошкольников старшего возраста

История создания города, знакомство с символикой и достопримечательностями города в процессе интеграции образовательных процессов....

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...

Методическая разработка проекта "Мой город Санкт - Петербург"

Задачи проекта: Познакомиться с историей  и достопримечательностями Санкт – Петербурга.Научить детей выступать перед другими детьми и слушать друг друга. Воспитывать чувство гордо...

Методическая разработка «Любимый город Санкт-Петербург»

                                                  «Любимый гор...