Собственная методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии на тему

Литвинова Анна Алексеевна

Данная разработка позволяет получить представление о роли дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobstvennaya_metodicheskaya_razrabotka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Влияние  дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как модно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом. Очень важно для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мало того серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический.… Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе».

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.

Игры без игрушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны игры-потешки, созданные нашим народом для обучению родному слову: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие. Они являются первыми и любимыми учителями маленьких детей. Для более старших народная педагогика создала другие игры. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании, например в таких народных играх, как «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты» и др.

Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. «Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в такой игре! Какая возможность для друзей детей соединять познание вещей с познанием слов и упражнять своих любимцев в сравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума. Друзья детей! Спросите хороших учителей философии, правда ли, что в будущем эти упражнения окажут детям большую пользу при формулировке понятий».

Большое значение в развитии умственных способностей детей в процессе игр придавала итальянский педагог Д.А. Калоцца. Она писала: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают – это надо постоянно повторять – из его собственного опыта. Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях – в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность. Это можно сказать почти обо всех играх. Далее, есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?»… игра с прерванными предложениями и т.д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной ценности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному составлению суждений».

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Н. К. Крупская часто обращала внимание педагога на значение народных словесных игр. Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогических сочинений. Н. К. Крупская писала: «Много есть старых игр, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов. Например,  Была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте» - сколько веселья, смеха было около этих игр».

Называя народные игры, Н. К. Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувство юмора.

Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогическую направленность народных игр, изменить их названия, придумать для них новые слова, приблизить их содержание к современности: «Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».

 Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры были заимствованы из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору». «Черного и белого не назвать, «да» и «нет» не говорить», «Море волнуется», «Свети-свети ясно», «Краски» и др. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитания правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. На этом мы хотим остановить внимание воспитателей.

Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как человек с готовым ориентировочно-исследовательским рефлексом, названным И. П. Павловым «рефлексом что такое?», т.е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети задают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Откуда? Как?» и др. Это врожденная сторона самостоятельности мышления. Она требует от взрослого поддержки, внимания. Развитие же второй стороны этого качества мышления, а именно умения самому найти ответ на вопрос, всецело зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства направлять мышление ребенка. Взрослому хочется на вопрос ребенка сразу же ответить, показать, рассказать. Но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности мышления. Дать ребенку возможность найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, - вот основное направление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» - спрашивает ребенок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе: Он скажет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!».

В работе воспитателя таких случаев , когда можно подвести ребенка к самостоятельному решению вопроса, очень много, они встречаются на каждом шагу. Воспитателю в практике следует чаще использовать эти моменты.

Самостоятельность мышления в большой мере зависит от жизненного опыта человека, от богатства накопленных знаний. Заботясь о развитии этого качества, необходимо идти по пути накопления разнообразных знаний и использования этих знаний в соответствии с поставленными задачами.

Самостоятельность и активность мышления детей не приходит сама собой и не развивается на какой-то ступени обучения. Это качество воспитывается с самого раннего возраста под руководством взрослого, с того момента, как начинает развиваться сам процесс мышления.

Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления должны уделить воспитатели старших групп детского сада. Перед ними стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки, свойства, находить признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы, приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждение; приучать  применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.

В воспитании детей для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.

У детей, особенно старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление, и его надо развивать. Это психологически оправдано, так как наибольший эффект дает обучение, опирающееся на свойства ребенка, которые находятся в стадии созревания. «Одним из основных положений является то положение, что для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх или вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка.…  Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы, теряет возможность их организовывать, поправить известным образом и т. д.», –   утверждал советский психолог Л. С. Выготский.

В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв от чисто наглядного мышления».

Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах.

В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алгоритмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и т. д.

В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. Так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Этот вид игр в теории и практике наименее изучен, хотя он и таит в себе большие возможности для развития самостоятельности и активности мышления детей.

Словесные игры не связаны с непосредственными восприятиями, в них дети должны оперировать представленными, поэтому они проводятся преимущественно с детьми старшего возраста и очень важны для подготовки детей в школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием самой методики.

Методика проведения игр

Игры подбираются по возрастным группам. Указывается цель игры, ее ход, методика проведения. Во многих играх имеются варианты, усложняющие игровые задачи.

Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр:

1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитателя.

При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.

2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего, сам воспитатель настраивается на игровой лад. «Дети, хотите поиграть?» или «Ребята, давайте поиграем!»  – предлагает  он. Если надо играющих разделить на две группы, по считалочке выбирают двоих вожаков.

Считалочка используется также при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.). Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.

Иногда по ходу игры нужно провести «сговор»: игроки сходятся парами и сговариваются между собой, как им называться. Один говорит, например: «Я буду ниточкой», а другой: «Я буду иголочкой». Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фразы, например: «Я травка-муравка», «А я – золотая булавка». Или: «Что берешь: яблочко в саду или рыбку в пруду?». Уже в самом сговоре есть благоприятные условия для развития сообразительности, находчивости. Дети радуются подобранному слову.

Во многих играх есть условие: кто не выполнит правила, ошибается, тот платит фонт. Фант – любая вещь, которая отдается ребенком водящему, а затем «выкупается». Само разыгрывание фантов – веселая игра. Дети любят и ждут ее. Воспитатель оставляет часть времени на разыгрывание фантов. Если на занятии не хватило времени, можно провести его на прогулке.

Дети при разыгрывании фантов предлагают разные задания: произнести несколько раз скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без помощи рук сесть на пол и подняться с пола и др.

Любимыми заданиями становятся такие: «Превратись в дедушку», «Стань пчелой». Игра в превращения особенно нравится детям. Воспитатель поддерживает шутки детей, подбадривает застенчивых.

Если же в игре есть элементы соревнования (кто быстрее, кто больше), можно ввести значок победителю: звездочку, флажок. Иногда бывает достаточно поощрения воспитателя. Он говорит: «Вова выиграл, он назвал больше всех грибов».

3. необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличило бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов, о которых говорилось ранее: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д.

4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития младшего и среднего возраста. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения. Почти все народные словесные игры построены по этому принципу. Так, в игре «Что это за птица?» дети, описывая характерные признаки птицы, показывают, как она ходит, имитируют полет, бег. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий.

5. в каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях. Однако воспитатель сам может придумывать различные варианты, зная, какие у детей сформированы представления, умения.

6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож – не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например, воспитатель познакомил детей со средствами передвижения людей. После беседы «На чем ездят люди?» хорошо проходит игра «А если бы». Или: познакомив детей с овощами, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки – корешки».

В таких играх принимают участие все дети. Но чаще всего следует проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных с менее активными. Последние, стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Модно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.

Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр. В старших и подготовительных группах дети должны уметь самостоятельно выбрать игру, творчески решить вопрос о способах действия в ней.

7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.

Методические советы, имеющие отношение лишь к определенной возрастной группе детей, помещены в соответствующих разделах данной книги.

8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.

Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает детям и о правилах игры.

Объяснение правил – первый этап в обучении детей путем дидактической игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит успех игры. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервется.

Воспитателю следует помнить. Что чем строже правила, тем напряженнее, интереснее игра.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному.

Детям младшей группы воспитатель объясняет правила в процессе самой игры. Например, в игре «Коза рогатая», рассмотрев с детьми картинку с изображением козы, он говорит «Я буду козой, а вы – малыми ребятами». Прочитав стихотворение, после слов «забодает» он предлагает: «Убегайте скорее, а то вас коза забодает!» Малыши убегают.

Дети средней группы могут запомнить правила, которые воспитатель разъяснит им до игры. Например, в игре «Воробушки и автомобиль» он заранее объясняет правила: по какому сигналу они должны делать (прыгать, убегать, садиться в гнездышки). Воспитатель следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

В старших и подготовительных группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть толь существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. в старших группах в играх увеличивается и количество правил. Воспитатель и в этих группах учит выполнять их. Например, в игре «Отгадай» надо описывать только те предметы, которые находятся в комнате. Ребенок же описал предмет, который он видел на участке. Воспитатель отмечает, что предмет описан хорошо, но не все правила игры выполнены. Обращаясь к детям, он уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?» Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого в групповой комнате нет».

После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила, можно предложить им играть самостоятельно. Воспитатель выступает в роли советчика, справедливого судьи.

Игры для детей младших групп

Кто из взрослых не замечал, как любят играть дети со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады – гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуками.

Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах.

Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития».

В выборе игр для малышей мы руководствовались советами Е. И. Тихеевой использовать народное творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, которые должны быть предъявлены к произведениям для детей самого раннего возраста. Материалом для игр со словом, предназначенных малышам, и послужили в основном произведения народного творчества из книги Е. И. Тихеевой «Игры и занятия малых детей». Нами были использованы те произведения, которые рекомендовано связывать с игрой.

В методике проведения игр мы также использовали советы Е. И. Тихеевой: прежде чем читать тот или иной стишок, надо обязательно малышей познакомить с живым объектом или его изображением на картине: с вороной, сорокой, козликом и др., т.е. те образы, которые ребенку даются в живом слове, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.

Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значение слов, умение правильно их произносить.

Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя! Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо – и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».

Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворения надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.

  1. Ладушки
  2. Про сороку
  3. Игра с пальчиками
  4. Коза рогатая
  5. Заинька
  6. На птичьем дворе
  7. У медведя во бору
  8. Конь
  9. Петушок
  10.  Хохлатка
  11.  Сова
  12.  Уточка
  13.  Птички
  14.  Солнечные зайчики
  15.  Игра в поезд
  16.  Птицы и автомобиль
  17.  Вороны
  18.  Пчелки

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Методическая разработка "Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста"

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреж...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение...

Методическая разработка «Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

laquo;Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста» В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр,  пр...