Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ковалевская Любовь Владимировна

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на его месте, проживает всю историю, примеряя ее на себя. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Разработала: Ковалевская Любовь Владимировна

Сказкотерапия - самый древний метод воспитания и образования. В древние времена знания о мире, его истории и развитии передавались в форме сказок и мифов из уст в уста, неся с собой опыт, накопленный многими поколениями.
На сегодняшний день, к сожалению, многие люди утратили взгляд на сказки и мифы как на сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта.

Актуальность

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на его месте, проживает всю историю, примеряя ее на себя. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает ребенку правильно определить  модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, ребенку предоставляется возможность выбрать наиболее подходящий вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Именно любимые рассказы и сказки становятся для ребенка первыми учителями в жизни.
  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество ребенка.

Цели:

Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть детские страхи, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой. На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки. Воспитатель вместе с детьми составляют рассказ, который может относиться к какой-то определенной теме и иметь несколько окончаний (плохое-хорошее).
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие детей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
  • Изготовление кукол. Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо использовать структуру занятий –

Ритуал «погружения» в сказку. Можно включить плавную, расслабляющую музыку или закрыть глаза и представить  («перенестись») в определенное место

Знакомство со сказкой. Происходит чтение сказки

Обсуждение. Воспитатель задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить.

Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки, или то, что запомнилось больше всего для каждого ребенка

Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию

Подведение итогов. Обсуждение с каждым ребенком, что наиболее ему понравилось, запомнилось, какие выводы он сделал, какое впечатление произвела на него сказка.

Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за столами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 15-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка, чтобы сюжет сказки был доступен для понятия. Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты. Занятие следует проводить в утреннее время, важно, чтобы дети не были перевозбуждены или перегружены. Обстановка в процессе сказкотерапии должна быть ненавязчивой и дружеской.

Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети. Если они приблизительно одного возраста с ребенком, с которым предстоит работать, то такая сказка будет ему понятна и близка. 
В подборе произведений можно отдавать предпочтение различным видам: русским народным, притчам, сказкам народов мира и авторским. Лучшим выбором могут стать рассказы, написанные воспитателем лично, которые направлены на предотвращение определенных проблем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективный метод социализации детей дошкольного возраста

Презентация  воспитателя МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Журавлёвой Евгении Евгеньевны из опыта работы по теме:  «Использование современной технологии «Социальн...

Методическая разработка "Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста"

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреж...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение...

Методическая разработка «Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

laquo;Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста» В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр,  пр...