Методическая разработка Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по психологии

Фадеенко Анна Геннадьевна

Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66

«Детский сад комбинированного вида»

(МБДОУ № 66 «Детский сад комбинированного вида»)

650056, г. Кемеровская область – Кузбасс, город Кемерово, ул. Волгоградская, 30 «А», тел.(384 2) 542-249, E-mail: pme67@mail.ru; mdou66.kem@mail.ru

Методическая разработка

Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Фадеенко А.Г.

Воспитатель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        6

1.1. Эмоции        6

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного        возраста        10

1.3. Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста        17

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКИ        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        41


ВВЕДЕНИЕ

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Уровень сформированности эмоциональной сферы дошкольника существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития его эмоциональной сферы. В этот период ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми: родителями, воспитателями, сверстниками.

Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

В связи с этим значение эмоциональной сферы понимается в настоящее время как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка. Осознание важности эмоциональной сферы в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.

Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, проявлять чувства и эмпатию, распознавать мотивы нравственного поведения. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Многие годы, система дошкольного воспитания и обучения, ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка. Формированию эмоциональной сферы, часто уделялось недостаточно внимание.

1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Эмоции

Основу эмоциональной сферы составляют эмоции, эмоциональные состояния, чувства и настроение человека.

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоция - это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний [9].

К. Изард определяет эмоцию как процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие. По мнению автора, эмоции включают 3 взаимодействующих компонента:

  • субъективное переживание эмоций;
  • физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;
  • экспрессию или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация) [2].

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:

  • переживание (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).
  • отношение (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).
  • отражение (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов).

На основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии К. Изард выделяет десять фундаментальных эмоций: радость, удивление, интерес, страдание (печаль), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Вина - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе [2].

Существуют и иные классификации эмоций, так. Б. И. Додонов в зависимости от субъективной ценности переживаний выделяет следующие виды эмоций: альтруистические, коммуникативные, глоричные, практические, романтические, гностичные, эстетически, гедоничные, акизитивные, мобилизационные.

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней и внешней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции ребенка - наиболее простые реакции на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).

Эмоциональные состояния - более длительные по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные состояния более связаны с глубоко личностными состояниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др.

Роль эмоций в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Чувства - более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Эмоциональный опыт приобретается ребенком в процессе взаимодействия с людьми начиная с самого раннего возраста. Соответствующие формы поведения взрослых и благоприятная окружающая атмосфера создают условия для формирования эмоциональной сферы ребенка.

Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы. Из-за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные навыки.

На ступени раннего развития эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно; происходит социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения; происходит включение слова в эмоциональные процессы, тем самым создаются предпосылки для их регуляции.

Начиная с 4- летнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, однако лучше он распознает отрицательные эмоции.

До 5 лет, из основных фундаментальных эмоций, детям наиболее понятны и доступны следующие радость, удивление, печаль (страдание), гнев. Эмоции страха и интереса крайне трудно смоделировать для малышей, поэтому работу с ними целесообразно проводить, начиная с 5-ти лет. Также следует поступить и в отношении эмоции пренебрежения (презрения) - младшим детям она попросту не понятна, в связи с недостатком у них социального опыта.

В этот же период у ребенка развивается способность осознавать правомочность амбивалентных, противоречивых эмоций, переживаемых одновременно. В эмоциональной сфере ребенка происходит сдвиг основных причин, вызывающих эмоции из области внеперсональных в область межперсональных отношений, и эмоции начинают обусловливаться не только внешними, но и субъективными факторами [6].

Успешное развитие малыша немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание - вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребенку в процессе его общения со взрослыми помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности, а также способствует формированию у малыша здоровой эмоциональности.

М.И. Лисина утверждает, что общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми [3].

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение диапазона распознаваемых эмоций, возникают новые эмоции- социальные, познавательные.

Эмоциональное развитие старшего дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, открыть их для себя, вчувствоваться в них.

Между нормальными, социально приемлемыми выражениями, и явно болезненными чертами, вроде безмерной активности и чрезмерного увеличения аффектов, гнева, страха, располагается неизмеримое количество переходных степеней от "здоровых" к "больным" эмоциям. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между нормой и патологией в эмоциональной сфере.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает осознавать и квалифицировать свои эмоции и переживания. К данной способности ребенок приходит через понимание эмоционального состояния других (эмпатии).

Эмоциональная сфера к концу дошкольного возраста претерпевает ряд изменений: происходит обобщение переживаний, у ребенка появляются устойчивые чувства, как результат обобщения эмоционального опыта, происходит дифференциация внутреннего и внешнего, привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком [9]. Некоторые дети дошкольного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие, являются устойчивыми примерно у половины детей дошкольного возраста. Остальные дети, по данным А. Д. Кошелевой, составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости [8].

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте увеличивает возможности ребенка в социальном взаимодействии с взрослыми, сверстниками. От дифференциации и нахождения тождественных эмоций по отдельным, бросающимся в глаза, признакам в раннем возрасте дошкольник переходит к целостному восприятию мимики взрослых, затем к соотношению всех признаков лица.

На последних стадиях формирования перцептивного процесса достигается высшая интериоризация перцептивного процесса, формируется внутренняя модель - константный и ортоскопический перцептивный образ.

Развитию эмоциональной сферы дошкольника способствуют все психические процессы. Так, восприятие ребенка проходит ряд этапов в ходе развития от реакций на один признак к восприятию объекта как целое и затем к анализу частей и связей. Теперь один беглый взгляд на предмет, выделяющий какой-либо характерных его признак, может привести к мгновенному усмотрению свойств воспринимаемого объекта. Восприятие ребенка становится свернутым, симультанным.

Таким образом, дошкольник активно усваивает сенсорные эталоны предметного мира, характеристики невербального поведения, в том числе лицевые выражения эмоциональных состояний.

Л.С. Выготский отмечает, что ребенок начинает воспринимать мир не только через свои глаза, но и через речь. В первом полугодии младенческого возраста ребенок еще только воспринимает интонацию материнских слов, к концу первого года жизни он уже способен понимать некоторые слова, относить их к конкретным предметам, начинает формироваться пассивная речь [9].

В процессе речевого развития ребенок усваивает, сперва, внешнюю связь между словом и предметом, между словом и эмоцией, расширяется словарь ребенка. Затем ему становятся доступны внутренние отношения между знаком и значением, ребенок становится способным к обобщению, усвоению понятийного значения слов, что способствует в дошкольном возрасте становлению категоризации эмоциональных состояний.

Включенным в процесс опознания помимо указанных психических процессов является мышление.

Развитие наглядно-образного мышления позволяет ребенку старшего дошкольного возраста представить свое эмоциональное состояние, ситуации, связанные с эмоцией радости, грусти, злости.

К 7 годам, как указывает Ж. Пиаже, ребенок становится способным воспринимать точку зрения другого человека. Эгоцентризм детского мышления уступает место децентрации [3]. Данный феномен является важной предпосылкой к пониманию ребенком причин, вызывающих определенные эмоции у людей. Итак, мышление ребенка позволяет ему представлять возможные действия и их результаты в решении практических задач, дает возможность обобщать полученный опыт.

Учеными доказано, что дети способны не только выражать эмоции, но и распознавать их. Так, исследования К. Бюллера и Хетц (1928), Г. Гейтес (1923), Шпитц и Вольф (1946) доказывают, что только после 8 месяцев ребенок начинает дифференцировать мимическое многообразие. Ф. Леард и Э. Банлаки (1960) выявили зависимость распознавания эмоций от возраста. Ученые отметили, что с возрастом у детей наблюдается прогресс в распознавании эмоций и выяснили, что дети начинают распознавать и категоризировать эмоции с 10-20 месяцев. К трем годам эта способность развивается и совершенствуется [4].

О.В. Гордеева отмечает, что дети лучше распознают те эмоции, термины, которых чаще всего употребляются в устной речи. Формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания относится к новообразованиям дошкольного возраста [11].

В.А. Лабунская для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных состояний (преимущественно лица) вводит понятие «вербальный эталон экспрессии». Автор отмечает, что детям старшего дошкольного возраста доступны такие вербальные эталоны экспрессии как сочувствие, сопереживание по отношению к изображенным людям [10].

А.М. Щетинина констатирует «стойкие возрастные различия в способах восприятия детьми экспрессии», а также динамику выраженности эмоциональной окрашенности (эмоциональности) восприятия. Автор выделяет следующие виды восприятия эмоций старшими дошкольниками:

  • синтетическое: обобщенное, целостное восприятие эмоции. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности («...вся злая: и лицо, и стоит зло»);
  • аналитико-синтетическое: дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. Данный тип восприятия экспрессии является ведущим типом восприятия для детей старшего дошкольного возраста [5].

С ее точки зрения, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста детей, но и в некоторой степени от характера эмоции.

Определенные эмоциональные модальности показывают достаточно устойчивые связи с определенными типами восприятия: страх и удивление с довербальным типом, радость и грусть с диффузно-аморфным и аналитикосинтетическим. Это указывает на возможность развития у детей дошкольного возраста восприятия экспрессии в процессе обучения.

Ссылаясь на учение о развитии высших психических функций (Л.С. Выготский, 1983), можно рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями формирования которой выступают игра и общение, а средством - речь.

Внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется с помощью особого психологического механизма регулирования - эмоциональной коррекции поведения. Данный механизм характеризуется согласованием поведения ребенка с личностным смыслом определенной ситуации и выполняемых в ней действий для удовлетворения его потребностей и интересов.

Т.А. Данилина утверждает, что в старшем дошкольном возрасте дети способны управлять своими эмоциями. Эмоции становятся более адекватными. Исчезают сильные аффективные реакции и конфликты по незначительным поводам [12].

Значительная роль в развитии способности ребенка к распознаванию эмоций принадлежит семье. Анализ психологических источников о влиянии семьи на развитие ребенка (Л.И. Божович, (1968), Л.С. Выготский , (1982), Г.М. Бреслав, (1984), М.И. Лисина, (1985), В.Я. Титаренко, (1987 позволил прийти к выводам:

  • взрослый выступает, прежде всего, как образец и проводник человеческой культуры, способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их;
  • в процессе развития ребенка и принятия культурно-исторического опыта человечества посредством общения с взрослым происходит дифференциация и усвоение эталонов эмоциональной экспрессии, их зрительное распознавание у близких взрослых, нахождение тождественных эмоций в кругу семьи, понимание эмоциональных состояний окружающих, осознание своих эмоций и овладение их названиями;
  • одна из важнейших функций семьи - эмоциональная - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте неразрывно связано с развитием познавательных процессов (воображением, мышлением, восприятием), а также с формированием новых мотивов поведения ребенка. Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного механизма эмоциональной регуляции - эмоциональной коррекции поведения ребенка.

Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:

  • формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний;
  • ведущий тип восприятия эмоций - аналитико-синтетическое - способность выделять элементы экспрессии и обобщать их;
  • способность регулировать эмоции;
  • дети способны не только выражать собственные эмоции, но и распознавать эмоциональные состояния других людей;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;

Развитие эмоциональной сферы дошкольника неразрывно связано с его общением с взрослыми с сверстниками.

Успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста возможно при всестороннем учете особенностей указанных психических состояний процесса и создании необходимых условий для развития эмоциональной сферы.

1.3. Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.

Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.

Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел [6].

Сказка - это:

  1. вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.        Сказочный        фольклор        противостоит

"строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).

  1. жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной [9].

Сказка, как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, т.е. психические процессы, оперирующие единицами опыта. Согласно данной точке зрения, сказка для ребенка является своеобразной матрицей, с помощью которой ребенок организует свой внутренний мир, заполняя ее ячейки элементами опыта, упорядочивает аффективную сферу, формирует стройную систему смыслов, структурирует и оформляет познавательные процессы.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех

народов мира.

В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл, который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя, развёрнутая деятельность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план - план эмоционального воображения [17].

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребёнка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Это внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу.

В этике существует две основные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром и злом. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Сказка позволяет детям осознать, что добро побеждает зло не само по себе, а путем преодоления трудностей.

Эмоциональная отзывчивость на сказку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоциональнообразному содержанию произведений.

Существуют разнообразные классификации сказок. Различают сказки о животных, бытовые и волшебные, авторские, народные и т. д. Сказка помогает закладывать в детях основы нравственности, воспитывать моральные

ценности, формирует характер, эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям.

Сказки о животных помогают педагогу показать:

  • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка») и др.

В сказках о животных есть много юмора, это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движения душевные силы.

Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети, верно, приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторон всяких жизненных несоответствий. (Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе «Колобок»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глаза народа наивысшую ценность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например: сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается: («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна - лягушка», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл», забота о близком («Бобовое зернышко»).

Положительные герои наделены в сказках силой, мужеством, упорством, честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный герой - Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки» и др.). Другой, не менее популярный герой. Тип ироничного везунчика Ивана - дурочка - он добрый, доверчивый, миролюбивый, трудолюбивый. Значительное место в сказках занимает женщина-воительница. Она воплощает в себя идеал красоты, мудрости. Это - Василиса Премудрая, Марья-Моревна, Алёнушка и другие.

Природа в сказке защищает героев (речка и дерево в сказке «Гуси- лебеди», утешает и сочувствует горю (так, в сказке «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» злая ведьма утопила Алёнушку, и никто этого не заметил, «только цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, травы блекнуть»). Из этого слияния с природой рождается любовь - жалость к животным, ко всему живому, столь присущая русским сказкам и неоднократно отмечавшаяся исследователями.

Счастье в сказках познаётся в самом стремление к нему, в самом факте подъёма над обыденностью. Порой, начиная свой путь, герой сам не знает, к чему стремится (отправляется «куда глаза глядят»). Л.П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что ребёнок может постигнуть ценность благородного поступка, низость предательства, коварства и зла, испытать чувство любви и ненависти, конечно, из произведений искусства, которые не только расширяют представления ребёнка, мир его чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Особое место здесь занимает сказка, которая включает в себя духовные ценности, ярко представленный мир чувств, напоминающий жизнь взрослых людей. Сказка помогает ребёнку познать мир не только умом, но и сердцем, даёт возможность откликнуться на окружающие явления и события, выразить своё отношение к добру и злу.

Сказка особенно активно пробуждает активность ребёнка, подчеркивает Л.П. Стрелкова, т. к. помогает малышу мысленно преодолеть весь путь с любимыми героями, сочувствуя им и переживая. Также сказка активизирует воображение ребёнка, т. к. появляются не только новые знания и представления, а самое главное - возникает новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям [44].

В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

Сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни.

Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе работы со сказкой можно сформулировать следующим образом:

  • учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;
  • учить распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен);
  • развивать эмоциональную отзывчивость (эмпатию) на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину);
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния;

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказок при развитии эмоциональной сферы дошкольников предполагает учет общих закономерностей работы со сказочным материалом.

Отметим несколько основных педагогических приемов при работе со сказкой, основных форм работы с детьми:

  • использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются;
  • рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации, вызываемые у ребенка сказкой, проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом;
  • беседа. «Почему герой так поступил?» - обсуждение сказки, то есть более активная работа с текстом, в ходе которой обсуждается поведения и мотивы персонажа, что в свою очередь служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии определенного поступка «хорошо» — «плохо». Вариантом простого обсуждения может быть анализ проблемной ситуации;
  • проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми ребенок или группа детей должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: «Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы?» (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева»), «Почему с Шапокляк никто не хотел дружить» (Э. Успенский "Крокодил Гена"). Что можно сделать, чтобы с тобой захотели дружить? Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
  • моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств;
  • проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, позволяя тем самым расширить индивидуальный репертуар выразительных средств;
  • метод физического действия - опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий (заимствован из театральной педагогики К.С. Станиславского). Заключается в воспроизведени действий человека. Точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу ребенка. В процессе указанной деятельности ребенок демонстрирует самобытный, индивидуально - неповторимый рисунок эмоциональной экспрессии; стимулирует проявление сформированного эмоционального опыта;
  • выразительные движения. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского; Изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой;
  • игровая драматизация, игровая психогимнастика являются наиболее эффективными приемами развития паралингвистических проявлений эмоций. Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Организуя такие игры педагог должен учитывать:
  1. специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления;
  2. последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
  3. последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз. Выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов.
  4. творческие задания (индивидуальные или коллективные). Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Например, рассказать по кругу знакомую сказку «Теремок», придумать свою сказку (по аналогии), разыгрывание придуманных сказок и т.п.

Формы знакомства ребенка со сказкой:

  1. традиционные - чтение сказки, просмотр сказки и т.п.;
  2. инновационные - сказка для театрализации, драматизации.

Таким образом, рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.

Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.

Указанные выше особенности сказок и педагогические способы из применения позволяют эффективно развивать эмоциональную сферу старшего дошкольника.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКИ

Введение сказки в образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Использование сказки в работе позволит развивать:

  • активность:        от  потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность: от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов выражения эмоций, эмоционального состояния;
  • эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков.

При разработке занятий нами учитывались методические принципы:

  • принцип осознанности,
  • принцип множественности,
  • принцип погружения: целостность и неспешности эмоционального освоения материала;
  • принцип реальности.

При отборе литературного материала мы руководствовались следующим:

  1. Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка- припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
  2. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Так, старшие дошкольники идентифицируют себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
  3. Народные сказки несут чрезвычайно важные идеи.
  • Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования терпимости и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Исходя из этих идей нами подобраны русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль», «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса», «Хаврошечка».

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

В работе также используются литературные сказки русских и зарубежных авторов: А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Красная шапочка», «Пампси грустит», «Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Слепой музыкант» В. Короленко и др.

Формы организации: комплекс занятий.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Комплекс занятий составлен автором данной работы, но в ней используются как авторские упражнения, так и заимствованные у других специалистов Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролова «Волшебная страна внутри нас»; Т.Громовой, О. Хухлаевой, И.А. Бурениной, Л.Б. Фесюковой и др. Каждое задание, представленное на занятии, объединялись в единую сюжетную линию, которая позволит детям целостно воспринимать тему, повышать интерес детей, вызывать потребность к выражению эмоций.


Тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Предполагаемый результат

1

Знакомство со сказочной страной эмоций.

-Закреплять полученные ранее        знания        об

основных эмоциях;

  • Дать представления о способах        выражения

собственных эмоций.

  • Развивать        умение

понимать свои чувства и чувства других;

-Продолжать        развивать

эмпатию,

  • Учить        выражать

эмоции        с        помощью

мимики и движений.

-Снижать эмоциональное напряжение.

- Чтение письма детьми, - беседа по вопросам, - игра «Садовник и цветы»;

  • Игра поездка на волшебном поезде,
  • Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
  • Упражнение        «Друг        к

дружке» -Мимическая гимнастика        «Победи свой

страх»;

  • «Цветок эмоций»;
  • Мультимедийная        игра

«Страна Эмоций»

Определяют        эмоцию,

называют        и

изображают её; Различать положительные        и

отрицательные эмоции; Выражают        эмоции

жестами,        мимикой,

позой, словом.

Активно        проявляют

свои        эмоции        и

управляютими.

2

Знакомство с эмоциями        -

грусть, радость

-Формировать понятия положительных эмоций        и

отрицательных эмоциональных состояний. - Развивать адекватное самовыражение, рефлексию состояний.

Чтение русской народной сказки «Репка».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Ее обсуждение. Выполнение заданий        с        помощью

дидактических игр.

Драматизация        сказки        с

помощью театра «Би-Ба-Бо»

Различают положительные        и

отрицательные эмоции        (грусть        и

радость); Эмоционально реагируют        на

положительные        и

отрицательные состояния.

3

Знакомство с эмоцией страх, спокойствие

  • Формировать

понятия отрицательных эмоциональных состояний

  • Развитие

способности отличать отрицательные эмоции от положительных.

  • Учить        выражать

эмоциональных состояний в мимике.

  • Воспитывать

нравственные чувства личности.

Чтение        русской народной

сказки        «Волк        и семеро

козлят». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение.        Выполнение

заданий        с        помощью

дидактических        игр.

Драматизация        сказки        с

помощью        кукольного

театра.

Различают положительные        и

отрицательные эмоции        (страх,

спокойствие); Эмоционально реагируют        на

положительные        и

отрицательные состояния. Преодоление страхов, обретение уверенности в себе, понимании того, что вера        в        себя

необходима        для

развития человека

4

Знакомство с чувством мера

Побуждать        детей

передавать эмоциональное состояние        героев        в

движении,        мимикой,

жестами, интонационной выразительностью.

Чтение        сказки        А.        С.

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций к сказке.

Ее        обсуждение.

Выполнение        заданий с

помощью        дидактических

игр. Драматизация сказки с помощью        кукольного

театра.

Определяют        чувство

МЕРЫ, Эмоционально реагируют        на

чрезмерные потребности Бабки в сказке.

5

Знакомство с эмоциями злость интерес

Формировать понятия эмоций        «злость»,

«интерес» Побуждать        детей

передавать эмоциональное состояние        героев        в

движении,        мимикой,

жестами, интонационной выразительностью.

Чтение сказки Шарля Перро «Красная        Шапочка».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение.        Выполнение

заданий        с        помощью

дидактических игр. Игровые драматизации        сюжета

сказки.

Различают        эмоции

«злость», «интерес», Эмоционально реагируют        на

действия положительных        и

отрицательных героев. Передают эмоциональное состояние        героев в

движении,        мимикой,

жестами.

6

Знакомство с эмоцией обида

-        Познакомить        с

эмоцией «обида».

Побуждать        детей

передавать состояние героев в движении, мимикой,        жестами,

интонационной выразительностью.

Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль». Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение.        Выполнение

заданий        с        помощью

дидактических        игр.

Драматизация        сказки        с

помощью        кукольного

театра.

Различают эмоцию «обида».

Эмоционально реагируют        на

действия положительных        и

отрицательных героев. Передают эмоциональное состояние героев в движении, мимикой, жестами, интонационной выразительностью.


7

Знакомство с эмоцией удивление

-        Познакомить        с

эмоцией «удивление».

Побуждать        детей

передавать эмоциональное состояние        героев        в

движении,        мимикой,

жестами, интонационной выразительностью.

Чтение русской народной сказки        «Три        медведя».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Ее обсуждение.        Выполнение

заданий        с        помощью

дидактических        игр.

Драматизация        сказки        с

помощью        кукольного

театра.

Различают эмоцию «удивление», Активно проявляют свои        эмоции        и

управляют ими.

8

Знакомство с эмоциями вина, восхищение

-        Формирование

представлений        о

чувстве вины. -        Учить        осознавать

чувство стыда

-        Побуждать        детей

передавать эмоциональное состояние        героев        в

движении,        мимикой,

жестами, интонационной выразительностью.

Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса». Рассматривание иллюстрации к сказке. Ее обсуждение.        Выполнение

заданий        с        помощью

дидактических        игр.

Драматизация        сказки        с

помощью        кукольного

театра.

Различают чувства «вина», «восхищение».

Осознают        чувство

стыда.

Эмоционально        и

адекватно реагируют        на

неправильные поступки героев. Передают эмоциональное состояние        героев

сказки.

9

Я больше не боюсь!

-        Преодоление

негативных переживаний.

-        Символическое

уничтожение страха. - Снижение эмоционального напряжения.

Чтение        сказки        «Заяц-

хваста» Рассматривание иллюстраций        к        сказке.

Выполнение        заданий        с

помощью дид. игр. Пантомимический        этюд

«Хвастовство». Драматизация        диалога

зайца с тёткой вороной

Преодоление страхов, обретение уверенности в себе, понимании того, что вера        в        себя

необходима        для

развития человека

10

Почему люди плачут

- Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо.

- Учить выражать свое сочувствие.

- Вызвать желание проявлять сочувствие друг к другу.

Сказки «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Хаврошечка», С. Есенин «Лебедушка», А. Толстой «Птичка», «Лев и собачка» и т. д., В. Короленко «Слепой музыкант».

Проблемные ситуации: Кто поможет?

Активизация словаря: утешить, успокоить, приласкать, пожалеть, грустный, печальный, веселый.

Дети        замечают

эмоциональные состояния сверстников воспитателя, родителей. Выражению        своё

эмоциональное состояние        через

действие,        умеют

разбираться        в

эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.


11

Моё настроение

Развитие        умения

понимать и различать эмоциональные состояния (рефлексия), знакомство        со

способами управления настроением, развитие коммуникативных навыков.

Осознание        своих

Эмоций

  • Беседа о настроении.
  • Озвучивание жизненных ситуаций
  • Знакомство        со

сказочным персонажем - дракончиком Памси.

  • Чтение сказки «Памси грустит».
  • Графический диктант.

Различают        и

понимают эмоциональные состояния. Применяют способы управления своим настроением, коммуникативное общение.

12

Как в сказке

Формирование положительной        “Я-

концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных        черт

личности.

  • Упражнение “ Росточек под солнцем”
  • Упражнение “Конкурс боюсек”

-Игра“Принц        и

принцесса”

  • Рисование        на тему

“Волшебные зеркала”

  • Упражнение “ Горячие ладошки”

Положительная “Я- концепции”, самопринятие, уверенность в себе, снижение тревожности, выявленные положительные черти личности.

13

Развлечение «Карнавал эмоций»        -

итоговое занятие

  • Закрепить знания о чувствах, настроении и эмоциях.
  • Развивать умение понимать эмоциональное состояние        других

людей.

-        Способствовать

принятию        любого

эмоционального переживания.

Путешествие в гости к сказочной Фее на Карнавал Эмоций.

Упражнение        «Здравствуй

друг»

Упражнение        «Передай

улыбку по кругу» Стихотворение «Удивление»

Беседа:        когда        люди

удивляются.

Упражнение «Зеркало» Стихотворение «Злость» Игра-упражнение “Приласкай меня”

Упражнение «Полезен ли страх?»

Стихотворение «Грусть» Аукцион        идей        «Как

справиться        с        грустным

настроением» Стихотворения «Карнавал».

Релаксация        «Плывем        в

облаках».

Приобретенная уверенность        в

выражении разных эмоций;

Саморегуляция эмоционального состояния; учитывать эмоциональное состояние окружающих. Снижение тревожности, поддержка состояния эмоционального комфорта, спокойствия.

Структура занятия по развитию эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста

Этап

Цель

Содержание

1. «Вхождение в сказку» (эмоциональный настрой)

Создать        непринужденную

атмосферу,        комфорт        и

заинтересованность. Войти в сказку.

Создание эмоционального фона при        помощи        музыки,        места

занятия,        создающее        образ

сказочного пространства, показа необычного предмета и т.п.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.

2. Основная часть

Вызвать интерес к проблеме, эмоционально        вовлечь        в

ситуацию, использовать свой личный опыт.

Собственно        рассказывание

сказки и демонстрация персонажей сказки, которое сопровождается вопросами, заданиями («Найдите и назовите сказку»,        «Где живет

сказка?» и др.).

3. Вовлечение детей в действие, игру.

Развивать        эмоциональное

сопереживание героям сказки, эмпатию,        умение

взаимодействовать        с

окружающими.

Дети        вспомнили        знакомую

сказку, ее героев, и у них возникла потребность        играть        с        ней,

создавать с помощью подручных средств        задуманный        образ        и

выражать его .

4. Свободная игровая или продуктивная деятельность.

Приобретение        опыта,

появление        новых        качеств

личности        ребенка.

Использовать        полученные

знания в видах деятельности.

Дети        самостоятельно

разыгрывают        эпизоды        сказки,

показывают        пантомимические

этюды, рисуют        сказочных героев и

т.п.

5.»Выход

из сказки»

Обобщить,        закрепить

приобретенный опыт, связать его        с        уже        имеющимся.

Подготовить        ребенка        к

взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», эмоциональный настрой.

Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. Следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения. Педагог, во время чтения или рассказа, должен находиться перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление. Важно видеть и лица детей, обращая внимание на мимику, наблюдать как она меняется во время слушания. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Чтение сказок желательно сопровождать иллюстративным материалом, отражающим наиболее яркие переживания героев. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Для этого можно использовать мультимедийную презентацию, провести дидактическую игру по сюжету сказки на интерактивной доске.

Основные методы работы со сказкой:

  • словесная режиссерская игра;
  • словесное комментирование;
  • проблемные ситуации и вопросы;
  • игровые задания;
  • моделирование сказочных сюжетов;
  • творческие задания;
  • пластические игры и упражнения, пантомимические этюды;
  • элементы драматизации.

Пантомимические этюды. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки:

  • больно. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место;
  • злость. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз;
  • радость. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку;
  • горе. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову;
  • глупость. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу;
  • хитрость. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем;
  • стыд. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу;
  • усталость. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка;
  • удивление. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.

При использовании сказки педагогу необходимо собственное проявление чувств и эмоций, отношений. Например, интонационная выразительность при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Яркое эмоциональное проявление педагогом своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность.

Эмоциональную сферу старших дошкольников обогащали включением в занятия образно-выразительных средств музыки (прослушивание музыкальных композиций) и литературы (чтение стихов, сказок, рассказов). Совокупность различных видов искусств помогает создавать особую эмоциональную атмосферу, которая пробуждает детский интерес, обогащает эмоциональную сферу детей новыми ощущениями и впечатлениями, побуждает к сопереживанию, взаимодействию со сверстниками, использованию личного опыта.

Зрительные впечатления старшие дошкольники получают путем рассматривания иллюстраций к сказкам, репродукций картин русских художников.

На занятиях необходимо добиваться от детей чувственных проявлений, таких как бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи со сказкой.

Выбор содержания, форм и методов организации занятий должен обеспечить положительный результат в развитии эмоциональной сферы дошкольников, а именно:

  • эффективно развивать способности детей к распознаванию эмоций и эмоциональных состояний;
  • снизить уровень негативных эмоциональных состояний,
  • снизить уровень тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональная сфера - это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих переживаний человеком эмоций, эмоциональных состояний, чувств и настроений.

Эмоция - кратковременный психический процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, и отражающий форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.).

Чувство - длящийся комплекс эмоций, проявляющийся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.

Настроение - внутреннее психическое состояние, длительное несильное чувство, возникающее на совокупность определенны факторов, которое не имеет предметной направленности.

Развитие эмоциональной сферы является одним из центральных новообразований развития в старшем дошкольном возрасте. Это новообразование неразрывно связано с развитием познавательных процессов (воображением, мышлением, восприятием), а также с формированием новых мотивов поведения ребенка. Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного механизма эмоциональной регуляции — эмоциональной коррекции поведения ребенка.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется следующими новообразованиями:

  • формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний;
  • ведущий тип восприятия эмоций - аналитико-синтетическое - способность выделять элементы экспрессии и обобщать их;
  • способность регулировать эмоции;
  • дети способны не только выражать собственные эмоции, но и распознавать эмоциональные состояния других людей;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  • развитие эмоциональной сферы дошкольника неразрывно связано с его общением со взрослыми с сверстниками.

Успешное развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста возможно при всестороннем учете особенностей указанных психических состояний процесса и создании необходимых условий для развития эмоциональной сферы.

Неиссякаемым источником развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются сказки.

Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.

Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алпатов, В. М. История лингвистических учений [Текст] : Учебное пособие 4-е изд., испр. и доп. / В.иМ. Алпатов. - М. : Издательский дом: Языки славянской культуры, 2018. - 368 с.
  2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современной учебновоспитательном процессе [Текст] : Пособие для педагога / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Школьная пресса, 2022. - 144 с.
  3. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка [Текст] / Ю. Бердникова. - СПб. : 2017. - 168 с.
  4. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С.13-26.
  5. Буренина, И. А. Театр всевозможного: От игры до спектакля [Текст]. Выпуск 1 / И.А. Буренина.- СПб. : Музыкальная палитра, 2022. - 114 с.
  6. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. В. Вайнер. - М. : 2021. -245 с.
  7. Вилюнас, В. К. Психология и механизм биологической мотивации [Текст] Монография / В. К. Вилюнас. - М. : 2019. - 424с.
  8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. - М.: Педагогика, 2019. - 536 с.
  9. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. - 2018. - №2. - С.137-149.
  10. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ /Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2018. - 149 с.
  11. Диагностика эмоционально-личностного развития детей 3-7 лет [Текст] / сост. Н. Д. Денисова. - М. : Учитель, 2017. - 196 с.
  12. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1 / Н. С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 91 с.
  13. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 2 / Н. С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 49 с.
  14. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира.Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман.- СПб. : Тускарора, 2018. - 184 с.
  15. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», - 2020. - 736 с.
  16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2021 - 240 с.
  17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2018. - 176 с.
  18. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2018. - 176 с.
  19. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2021. - 464 с.
  20. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2021. - 288 с.
  21. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет сказками [Текст] / И. О. Карелина. - Ярославль: Академия развития, 2018. - 144 с.
  22. Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований [Текст]: избранные научные статьи / И.О. Карелина. - Прага: «Sociosfera-CZ», 2017. - 157 c.
  23. Книгин, И. А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / И. А. Книгин. - М.: Вако, 2015. - 96 с.
  24. Кольцова, В. А. История психологии в лицах. Персоналии [Текст] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2021.- 322 с.
  25. Лабунская, В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Феникс, 2019. -347 с.
  26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
  27. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова// Молодой ученый. 2021. - №1. - С. 221-224.
  28. Психология [Текст]. Учебник / О.К. Тихомиров: под ред. О.В. Гордеевой. - М., 2016.- 656 с.
  29. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 2019. - 176 с.
  30. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Под ред. Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2016 - 176 с.
  31. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка.[Текст] :Репринтное издание / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт, 2017. - 1239 с.
  32. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст]: для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2020. - 464 с.
  33. Филиппова, О.        Г.        Эмоционально-ценностное        развитие        ребенка-

дошкольника/О.        Г.        Филипова//Сайт Центра        развития        ребенка.

[Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.children37.narod.ru

  1. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е. Губский, Г.Кораблева. В. Лутченко. М.: Инфра-М, 2009. - 576 с.
  2. Царегородцев, Г. И. Философия [Текст]: Учебное пособие. 3-е изд. / Г. И. Царегородцева, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. - М.: Изд-во «Весть», 2009. с.
  3. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: Учебное пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород :НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие - 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
  5. Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998. - №3. - С. 42.
  6. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С. Г. Якобсон. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Музыкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Что означает термин - "музыкотерапия". Какие возможности дает музыкотерапия,  и какими достоинствами она обладает. Основные направравления в музыкотерапии. Доступность использования музыкотерапии...

«Выразительное движение как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Моя авторская статья «Выразительное движение как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»  написана на основе опыта работы с дошкольниками, имеющими проблемы ...

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста...