Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»
методическая разработка на тему

Кузнецова Алла Викторовна

        Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрасте и осуществлять целенаправленно и систематически. В связи с этим нами разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условию повышению эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« № 1362»

Методическая разработка на тему:

«Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

                                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                                                Кузнецова А.В.

        

                                           Москва 2017- 2018           

Введение

        Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрасте и осуществлять целенаправленно и систематически. В связи с этим нами разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условию повышению эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ.

На первом этапе у детей важно сформировать ощущение того, что детский сад это единая дружная семья взрослых и детей. Теплоту во взаимоотношения вносит традиции группы и детского сада, например, традиция радостного приема детей утром, коллективное приветствие членов группы, организации вечеров веселых развлечений, празднования в детском саду утренников. При этом культура педагога, характер его общения с детьми имеет главное значение в формирование добрых отношений у ребят. Однако формирование дружеских отношений на данном этапе работы - это длительный и сложный процесс: вначале они складываются в небольших по численности объединениях детей (по 3-6 человек), возникающих в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой. Поэтому на первых порах организатором объединения становлюсь я: читаю небольшой группе воспитанников сказки, пою песенки, показываю игрушки, поощряю первые объединения детей «Как интересно и весело играть вместе», - говорю им. Однако эти объединения очень неустойчивы по составу, не длительные по времени, легко распадаются. В связи с этим отдельной педагогической задачей становится сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность по времени. В этом отношении можно сказать, что игры-драматизации являются превосходным средством сближения детей. Тяга к играм-драматизациям возникает чаше всего под влиянием пока настольного театра. Воспитатель вносит в группу такой материал, который помогает детям самостоятельно развернут!» эту игру. Представление сказок требует участия персонажей, что ведет к естественному объединению детей.

На этом этапе работы растет число играющих вместе детей, некоторые из них начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских способностей. Поэтому уже на данном этапе начинаю воспитывать у детей способности видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявляться эта способность? В умении относится к другому как к самому себе, понимать, что ему можно, а что нельзя, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей. Поэтому обращаю особое внимание детей на обогащение их речи такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «дружный». Показываю, как это важно - быть такими партнерами. Беседую с ними о добрых поступках людей, детей и взрослых, читаю им художественную литературу, вместе с ними разучиваю пословицы и поговорки о дружбе, провожу дидактические игры. Постепенно дети усваивают правила совместной игры, начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к постройке товарища, заступаться за тех, кого обижают, помогать сверстнику, если у него возникло затруднение. Правила дружеских взаимоотношений особенно хорошо усваиваются в подвижных и бытовых строительных играх.

На втором этапе работы, когда произошло налаживание дружеских взаимоотношений в группе, необходимо усилить внимание к созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка в группе. Для этого в совместных играх необходимо стараться предупреждать трудности, которые возникают у детей, не умеющих вступать в контакт и игру со сверстниками, поддерживать его или заканчивать. Так. ребенка, вступающего в игру, надо познакомить со следующими правилами:

  • Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и что понадобиться для игры;
  • Уважай тех, кто играет рядом: уважай общий замысел, честно соблюдай правила игры;
  • В ходе игры при необходимости умей задавать вопросы, уточнить, что непонятно, договориться, спросить мнение товарища, разговаривай вежливо:
  • Нс забывай после игры вместе с другими ребятами убирать игрушки.

           В связи с этим хочется вспомнить мысль М. Горького:

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». При этом игра позволяет детям изменяться и самим. Например, объединение в игре робких детей с доброжелательными, справедливыми ребятами помогает застенчивым воспитанникам быстрее войти в коллектив, вызывает желание играть вместе с другими детьми. Оно рождает уверенность в добром отношении к нему со стороны товарищей и. в свою очередь, вызывает стремление хорошо относиться к сверстникам.

Воспитатель на данном этапе работы обращает внимание детей на то. как дружно и весело они играют, на то, что они поступают, как настоящие друзья. И хотя их представления о дружбе находятся на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться), без проникновения в саму суть се. это новое явление в развитии детей имеет огромное значение. Приведу ответы на вопросы о дружбе, заданные детям: «дружить - значит помогать другу», «когда играешь, все давать друг другу и никогда не обижать», «любить друг друга». Если же у детей потом спросить, умеют ли они дружить и в чем это проявляется, или попросить закончить предложение: «Я добрая (добрый), потому что...»,- то результаты все-таки могут быть неожиданными. Например, результаты обследования моих воспитанников, проведенные в 2006 году, таковы: пол группы детей представление о доброте и дружбе связывают с понятием «что-то делать». Например: «Я добрая, потому что умею кататься на велосипеде и убирать игрушки». Другие путают это качество с иными качествами и считают добрыми тех детей, которые не дерутся, не отнимают игрушки, всем уступают. На предложение сказать о своих плохих поступках реакция детей чаше всего неоднозначна. Некоторые утверждают, что никогда не вели себя плохо. Другие пытаются перевести разговор на другую тему или же рассказать о плохих поступках других товарищей Таким образом на данном этапе работы можно выявить множество нерешенных проблем социально-нравственного развития детей и осознать, как много еще предстоит сделать.

Уточнить и дифференцировать представление детей о дружбе помогает обсуждение содержания диафильмов и сюжетных картинок с проблемными ситуациями.

Предлагаемые ситуации должны обладать определенным драматизмом событий. Драматическая напряженность способствует более активному восприятию нравственного смысла ситуации. Например, обычно я предлагаю детям следующие сюжетные картинки:

  • Мальчик бежал по тротуару и упал в лужу. Сидит и плачет. Около него стоит девочка.
  • У девочки упал мяч в лужу. Рядом с ней стоит мальчик.

Задаются следующие вопросы: «Что произошло с девочкой? Как. по-твоему, поступит мальчик?»

  • За столом сидят две девочки. Они собрались рисовать. У Кати есть карандаш, у Маши нет. Маша смотрит, как рисует Катя. Вопросы детям: «Что делают девочки? Почему одна из них не рисует? Как. по-твоему, поступит Катя? Почему она так поступит?»

Главной целью использования данного приема является уточнение и разделение представлений детей о дружбе, взаимопомощи, доброте. Так, в коллективной беседе с детьми, организованной после совместной игры, можно обсудить те моменты, когда детям было легко (потому что они - друзья) или трудно играть вместе, несмотря на то, что они - друзья. При этому помогает приведение аналогичных примеров из литературных произведений («Вместе тесно, а врозь - скучно» К.Ушинского. «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского. «Синие листья» В.Осссвой. «Как друзья познаются»С. Михалкова и др.), пословиц и поговорок, серии юмористических частушек «Про знакомые дела». Например: «Петя ловко ловит рыбу, / Может плотик смастерить. / Только «здравствуй» и «спасибо» / Не умеет говорить».

Говоря об использовании произведений художественной литературы как средстве воспитания, следует отметить, что недостаточно только прочесть то или иное произведение, надо к нему обращаться неоднократно, вспоминая героев с их поступками, сравнивать их поступки со своими.

На третьем этапе работы очень важно добиться, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Я считаю своей задачей воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других.

Для этого проводятся игры с нравственным содержанием. По мере того как дети подрастают, оно усложняется. В игровых замыслах воспитанников все более отражаются важные общественные явления. Играющие спасают тонущие корабли, заблудившихся людей в тайге, собирают урожаи и тушат пожары, отстаивают честь страны на спортивных состязаниях. При этом для меня важно проследить за окончанием игры, добиться того, что дети чувствуют себя спасателями и созидателями, бережно сохраняют результаты совместной игровой и конструктивной деятельности, хотят продолжить игровой сюжет в следующий раз. При этом особое значение придается соблюдению в сюжетно-ролевой, режиссерской и строительных играх правил нравственного поведения. Сформулировать из помогает проведение специальных игр-драматизаций. Ведь формировать гуманные представления и нравственные чувства невозможно только с помощью замечаний, указаний, наставлений и правил. По итогам осуждении сценок с нравственным содержанием, создающим условия для морального выбора детей (поступить хорошо, морально, но ущемляя какие-то свои интересы и др.), мы создаем с детьми иллюстрированную «Азбуку нравственности».

Оценить результаты данной работы помогают специальные игры. Например, «Цветик- семицветик». Для нее понадобиться цветик-семицветик, который можно сделать по- разному, но главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем можно другим только тогда, когда лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем можно другим только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными: «Лети, лети, лепесток, / Через запад на восток, / Через север, через юг, / Возвращайся, сделав круг. / Лишь коснешься ты земли, / Быть по-моему вели!»

Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, то он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, педагог может определить уровень социально-нравственного развития группы (но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваться под оценки взрослых). В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему. Такая игра может выступать в качестве средства для проведения мониторинга социально-нравственного развития всех воспитанников детского сада.

Отдельным вопросом, необходимым для изучения в рамках мониторинга, контроля результатов социально-нравственного развития и формирования дружеских отношений у детей, выступает оценка уровня организации сотрудничества педагогов с родителями. Это связано с тем, что немаловажную роль в закреплении данных представлений, формировании нравственных чувств и воспитании добрых и дружеских отношений у детей, выступает оценка уровня организации сотрудничества педагогов с родителями. Это связано с тем, что немаловажную роль в закреплении данных представлений, формирование нравственных чувств и воспитании добрых и дружеских отношений со сверстниками, конечно, играет семья. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоению личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоположным требованиям. Поэтому в работе с родителями мы ставим перед собой и пытаемся решать следующие задачи: выяснить, подготовлены ли родители теоретически к воспитанию у детей доброжелательных, дружеских отношений к сверстникам; помочь родителям в приобретении необходимых знаний; помочь родителям в приобретении необходимых знаний и оказать методическую помощь; выявить положительный опыт семьи и распространить его; познакомить с содержанием работы по социально-нравственному развитию детей в саду. Во время подведения итогов работы по данным направлениям оценивается эффективность взаимодействия семьи и ДОУ.

БЕСЕДА «КАК ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ»

       В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них мы предлагаем вам ниже; в ходе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав - скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй -радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:

  • Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
  • Не радуйся. Когда другой проигрывает, не смейся над ним.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть произошло поражение.

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Цель: вызвать интерес к героям, быть похожими на положительных персонажей.

Девочка Маша собирает цветы. Ей кажется, что она заблудилась (прилетела птичка).

Маша: Здравствуй птичка! Я по лесу гуляла, цветочки собирала и заблудилась (плачет).

Птичка: "Не плачь, девочка! "Вижу ты приветливая, вежливая. Помогу я тебе. Полечу вперед, а ты за мной иди. Приведу тебя к старичку-лесовичку. Он все знает.

Птичка:-"3десь живет старичок - лссовичок. (улетает)

Маша: "Старичок-лесовичок, появись! Старичок-лесовичок появляется.

С.-Л.-ЗдравствуЙ, Маша! Здравствуй, милая! Стар я стал. Крепко устал.

Маша:-3дравствуй. Старичок-лесовичок! Я по лесу гуляла, цветочки собирала и дорогу потеряла

(плачет)

С.-Л.- Не плачь, Маша. Дарю тебе волшебный цветок. Понюхай его - и сразу веселее станешь

Да со мной старичком потанцуешь (Маша нюхает цветок, пляшет) ОХЮХЮХ! Не стою на месте (оба танцуют)

С.-Л.- Иди по этой дорожке, если понадобится помощь, цветок.

Маша:- Спасибо. Старичок-лесовичок, до свидания! (появляется волк). Я волк, зубами щелк!

Съем тебя, девочка! Не ешь меня, волк! Лучше понюхай цветок, (волк нюхает)

ВОЛК: "Что со мною стало? Зубы не стучат и злость пропала. Нет, не буду я ее есть. Очень она хорошая и пригожая, (выбегает заяц, увидел волка прячется).

Маша:- Не прячься, зайчик, покажись.

ЗАЙКА: - Как я тебе покажусь, если волка боюсь! (Заяц нюхает цветок). Никого я не боюсь!

Даже Волку покажусь, покажусь!

ВОЛК: -Добрый стал и нс злюсь, а с зайчишкой подружусь. (Навстречу лиса).

ЛИСА: - Я, Лиса-краса. Ох. как я хитра! Обхитрю, кого хочу, потому что хохочу.(замечает Машу) А вот и девочка. Пойдем за мной. Я приведу тебя домой.

Маша:- понюхай цветок. Лисонька, мой цветочек.

Лиса: - Что со мною стало! Поверь, теперь я нс хитрю, И только правду говорю. О волшебном цветке никому не известно в лесу. О нем слух на весь лес разнссу.(появляется медведь.)

Медведь: - Нс пойму, кто так напугал лису. А это кто еще в лесу, задавлю, раздавлю и растопчу.

Маша:- Мишенька, понюхай цветок!

Медведь:- Что случилось со мной? Стал я легок, хоть большой. Никого не задавлю, никого не затопчу.

Маша:- Долго по лесу я шла, но дорогу нашла. И пришла я в д/сад, что б порадовать ребят.

Я цветок покажу, о его волшебстве расскажу. Волк нс стал кусаться, заяц перестал бояться, лиса перестала хитрить, а медведь - лесных зверей давить.

Ребята, понюхайте и вы цветок! Будьте, дети, добры, ласковы, умны! Все здоровы и красивы

и конечно, веселы. Попляшите для меня, с вами мы теперь друзья!

После игры обсуждения.

КОНСПЕКТ № 1 «ЭТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА»

Цель: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять.

Основная часть:

Раздается стук в дверь, воспитатель спрашивает у детей, что за шум за дверью.

Кто там стучится? Давайте посмотрим. Открывается дверь (вносят куклу Незнайку с воздушными шарами в руках). Незнайка: Ох! Еле приземлился. Здравствуйте, ребята! Это д/сад?

- Да.

Я специально прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне на вас посмотреть. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. А то, что видел, вам расскажу. А вы мне скажите, может у вас такое бывает, слушайте внимательно.

«Двум мальчикам-драчунам не играется с утра, ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть «друзья». Кулаками размахались, слезу мажут по лицу. И кричат: «Сейчас побью!». Есть у вас такие? Назовите их имена. А я полечу дальше и расскажу о них другим ребятам. Всем драчунам стыд и срам. А однажды я прилетел в один д/сад ночью. Вижу: в одной группе сидят игрушки на полу и грустно песенку поют:

Мы бедные игрушки поломанные!

Мы бедные игрушки несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит?

Кто на место отнесет?

Кто на место нас посадит?

Кто нам платьице поправит?

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ай! Ай!

Ребята, ваши игрушки такие песенки поют? - Нет-Молодцы!

Берегите их и не ломайте (беседа, как беречь игрушки).

Как-то увидел такую картину: на полу лежит малыш, ногами об пол стучит, руками машет:

«Отдай мою игрушку, это мое, не дам». А среди вас есть такие? Назовите их имена. А полечу и расскажу о них другим ребятам. Стыд и срам капризулям и жадинам!

Однажды я летал и устал, сел на подоконник отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: мальчик играет с малышом и песенку' поет:

Подрастай быстрей, братишка!

Будем вместе мы играть.

И в солдатиков, и с мишкой.

Научу тебя считать.

Подрастай быстрей, братишка.

Очень я тебя люблю!

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу, какие добрые и хорошие братья и сестры бывают (беседа о добрых и заботливых отношениях между детьми).

Незнайка: «Хорошо у вас, но мне пора лететь. Всем расскажу, какие вы дружные и воспитанные. Молодцы! До свидания!».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 2

ТЕМА: «Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я»

Цель: уточнить и закрепить у детей представления о законах дружбы.

Ход занятия: Вос-ль: «Когда живется дружно, что может быть лучше? И ссориться не нужно, можно всех любить».

Эти строки из стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».

Живется дружно, когда ребята умеют дружит»,. Скажите, а в вашей группе есть такие ребята? Назовите их.

Ребята! Помните, я вам читала рассказ туркменского писателя про двух мальчиков, которых звали Мурад и Байьер-Холма? Почему их можно назвать настоящими друзьями? Правильно, они помогали друг другу в трудную минуту, выручали из беды. Друзья обязательно должны помнить это правило - приходит», на выручку друг другу. Недаром в народе говориться: «Друзья познаются в беде».

А сейчас я прочту вам стихотворение, кто будет слушать его внимательно, сам догадается, о каком правиле дружбы здесь говориться:

... Мальчик в рубашке идет налегке.

Козлик - в зеленом его пиджаке.

И ничего, что не кончился дождь:

Дружбу водою не разольешь!...

Тот, кто догадался, хорошо. А кто нет - тому помогу я. А теперь, ребята, скажите, каким же должен быть настоящий друг?

Вое-ль обобщает ответы детей. Правильно, друг должен обязательно быт», внимательным, добрым, заботливым!

Есть еще одно правило дружбы. О нем вы узнаете из рассказа «Дамские пальчики» (читает отрывок), о том, как мальчик хохотал над другом, попавшим в беду: то его укусила оса, когда он пил воду из горлышка, то не смог перепрыгнуть через ручей и упал по пояс в воду. Но когда другой мальчик попал в беду, этот мальчик нс стал смеяться, а помог ему. «Не смейся над чужой бедой, сам в нее попадешь».

Вос-ль спрашивает: «Понравился ли рассказ?» Чтобы вы сказали, если бы засмеялись над вашей бедой. (Не смейся над чужой бедой, тем более над бедой друга). Второй мальчик был злым или добрым? (он был добрым, поэтому помогал, а не смеялся). А на прогулке мы с вами поиграем в новую игру-хоровод «Дружная семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Методическая разработка по теме "Формирование певческих навыков в дошкольном возрасте"

Один файл содержит презентацию на тему "Формирование певческих навыков у дошкольников", а второй пояснения к ней....

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Методическая разработка на тему: «Характеристика познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическ...

Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка посвященная  феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, корре...