Главные вкладки

    Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
    консультация (старшая группа) по теме

    Консультация на тему:
    «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_na_temu.docx21.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация на тему:
    «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

    Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

    Развитие игровой деятельности детей;

    Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

    Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу

    Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал.

    Гендерная культура предполагает:

    Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

    Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.

    Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

    Актуальность проблемы

    В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый)

    Причины:

    • Большой процент разводов в обществе;
    • Преобладание неполных семей;
    • Главенствующая роль матери в семье;
    • Пассивное участие мужчин в воспитании детей;
    • Отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;
    • Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
    • Низкий процент мужчин-педагогов;
    • Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
    • Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.

    Этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

    Этапы работы

    Дети

    Педагоги

    Родители

    1. Диагности-ческий

    Интервьюирование
    Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

    Анкетирование 
    Цель: определение уровня знаний в области гендера

    Анкетирование
    Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

    2. Формирующий

    На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;индивидуальные беседы.

    Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум

    Общее установочноесобрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов, устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации

    3. Заключи-тельный

    Интервьюирование

     Анкетирование

     Анкетирование

    Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

    Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников.

    Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения → Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами.

    Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе → Консультативный материал для родителей.

    Построение развивающей среды → Организация предметно-развивающей среды.

    Построение модели педагогического процесса → Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола.

    Создание предметно-развивающей среды

    Схемы – действий - (Все возрастные группы)

    Макет русской избы - (Все возрастные группы)

    Мини-среда мужского и женского труда - (Все возрастные группы)

    Гостиная – мини-среда этикета - (Все возрастные группы)

    «Домашний очаг», уголок красоты - минипространство девочек - (Все возрастные группы)

    «Мужской мир» - уголок мальчиков - (Все возрастные группы)

    Уголок мужской доблести, уголок мужских и женских профессий – (старший дошкольный возраст).

    Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

    · организованная образовательная деятельность (групповая, индивидуальная);

    · этические беседы:

    · игры:

    · момент общения с детьми;

    · прогулка, экскурсия.

    · самостоятельная работа детей;

    · решение моральных ситуаций и т.д.

    Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

    Младший дошкольный возраст.

    Темы:

    «Семья» – приём гостей, день рождения куклы, кукла заболела- вызов скорой помощи, семья переезжает в новую квартиру – новоселье, поездка в автобусе, непредвиденная дорожная ситуация.

    «Магазин» - магазин открывается, купим одежду кукле.

    «Автомастерская» – перерыв на обед.

    «Парикмахерская» – новые причёски, причешем куклу.

    Непосредственно образовательная деятельность   (средний дошкольный возраст)

    Система состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

    Раздел 1Мужчина и женщина, — какие они?

    Цикл мероприятий данного раздела позволяет:

    сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;

    Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

    Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

    Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

    Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

    При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

    Специальные занятия-тренинги   (старший дошкольный возраст)

    Задачи: формирование у детей позитивной полоролевой идентичности.

    1-ый блок: «Кто я: мальчик, девочка?» Задача: развитие представлений о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола.

    2-ой блок: «Какой я мальчик? Какая я девочка?». Задача: формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

    3-ий блок: «Мужчина и женщина в семье и обществе» Задача: развитие у детей представлений о социальных функциях и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

    4-ый блок: «Я сегодня и в будущем». Задача: обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.

    Игры и упражнения на прогулке и в повседневной жизни.

    Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика), «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие.

    Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др.

    Игры: настольно-печатные (лото, пазлы), подвижные.

    Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится…» и др.     Проблемные ситуации (старший дошкольный возраст).

    Формы работы с родителями

    Презентация ДОУ.

    Анкетирование.

    Родительские собрания.

    On-line консультации и рассылка для родителей.

    Открытые занятия для родителей.

    Педагогические беседы.

    Мастер-класс.

    Информационные уголки.

    Выполнение заданий совместно с детьми.

    Совместные досуги и развлечения.

     

    Литература:

    1. Т. Доронова «Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Моска, Линка-пресс 2009г.
    2. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» ТЦ «Сфера», Москва 2012г.
    3. А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» ТЦ «Сфера», Москва 2010г.
    4. М.А. Панфилова «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье» Москва 2009г., ГОУ д/с 557
    5. «Основы мужественности и женственности для дошкольников» А.В.Абдарашитова Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», февраль 2010г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель,  ,Муниципальное бюджетное дошкольн...

    Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

    Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....

    Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

    Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

    Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

    Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

    Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

          Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

    Консультация для воспитателей на тему: "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...