Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
консультация

Черненко Людмила Степановна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал.

Гендерная культура предполагает:

Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.

Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Актуальность проблемы

В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый)

Причины:

Большой процент разводов в обществе;

Преобладание неполных семей;

Главенствующая роль матери в семье;

Пассивное участие мужчин в воспитании детей;

Отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;

Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

Низкий процент мужчин-педагогов;

Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.

 Этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы        Дети        Педагоги        Родители

1. Диагности-ческий        Интервьюирование

Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера        Анкетирование

Цель: определение уровня знаний в области гендера        Анкетирование

Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

2. Формирующий        На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;индивидуальные беседы.        Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум        Общее установочноесобрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов, устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации

3. Заключительный        Интервьюирование         Анкетирование         Анкетирование

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников.

Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения → Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами.

Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе → Консультативный материал для родителей.

Построение развивающей среды → Организация предметно-развивающей среды.

Построение модели педагогического процесса → Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола.

Создание предметно-развивающей среды

Схемы – действий - (Все возрастные группы)

Макет русской избы - (Все возрастные группы)

Мини-среда мужского и женского труда - (Все возрастные группы)

Гостиная – мини-среда этикета - (Все возрастные группы)

«Домашний очаг», уголок красоты - минипространство девочек - (Все возрастные группы)

«Мужской мир» - уголок мальчиков - (Все возрастные группы)

Уголок мужской доблести, уголок мужских и женских профессий – (старший дошкольный возраст).

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

· организованная образовательная деятельность (групповая, индивидуальная);

· этические беседы:

· игры:

· момент общения с детьми;

· прогулка, экскурсия.

· самостоятельная работа детей;

· решение моральных ситуаций и т.д.

Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

Младший дошкольный возраст.

Темы:

«Семья» – приём гостей, день рождения куклы, кукла заболела- вызов скорой помощи, семья переезжает в новую квартиру – новоселье, поездка в автобусе, непредвиденная дорожная ситуация.

«Магазин» - магазин открывается, купим одежду кукле.

«Автомастерская» – перерыв на обед.

«Парикмахерская» – новые причёски, причешем куклу.

Непосредственно образовательная деятельность   (средний дошкольный возраст)

Система состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Раздел 1. Мужчина и женщина, — какие они?

Цикл мероприятий данного раздела позволяет:сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;

Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Специальные занятия-тренинги   (старший дошкольный возраст)

Задачи: формирование у детей позитивной полоролевой идентичности.

1-ый блок: «Кто я: мальчик, девочка?» Задача: развитие представлений о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола.

2-ой блок: «Какой я мальчик? Какая я девочка?». Задача: формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

3-ий блок: «Мужчина и женщина в семье и обществе» Задача: развитие у детей представлений о социальных функциях и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

4-ый блок: «Я сегодня и в будущем». Задача: обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.

Игры и упражнения на прогулке и в повседневной жизни.

Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика), «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие.

Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др.

Игры: настольно-печатные (лото, пазлы), подвижные.

Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится…» и др.     Проблемные ситуации (старший дошкольный возраст).

Формы работы с родителями

Презентация ДОУ.

Анкетирование.

Родительские собрания.

On-line консультации и рассылка для родителей.

Открытые занятия для родителей.

Педагогические беседы.

Мастер-класс.

Информационные уголки.

Выполнение заданий совместно с детьми.

Совместные досуги и развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

    Многие из Вас неоднократно в повседневной жизни слышали такие словосочетания как: «девочка - пацанка», «женоподобный парень». Давайте попробуем разобраться, в чем же причина появл...

Сборник игр направленных на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могу...

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»Цель: углубить знания родителей о гендерном воспитании детей дошкольного возраста.Здр...

Методическая разработка по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Технологии, способствующие формированию полоролевыхзнаний и представлений. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения. Технологии, способствующие воспитанию женств...

Игры направленные на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание способствует формированию таких качеств, как женственность или мужественность, формирует культуру взаимоотношений между мужчиной и женщиной, учит соответствующим социальным ролям....