Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей
презентация по логопедии на тему

Буланова Марина Николаевна

"Источники способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли." В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_melkoy_motoriki22.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и Пальчиковые ИГРЫ , КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Учитель-дефектолог: Буланова Марина Николаевна; учитель-логопед: Приданова Марина Геннадьевна

Слайд 2

« Пальцы человека – это выдвинувшийся вперед мозг » И.Кант “ Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развить речь ребенка.

Слайд 4

Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Слайд 5

Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Слайд 6

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Слайд 7

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Слайд 9

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин. Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Слайд 10

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.

Слайд 11

Сопряжённая гимнастика Очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Слайд 12

Игры с массажным мячиком Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), как пальчиковая игра во время логопедических пятиминуток, в самостоятельной деятельности детей , например самомассаж, пальчиковые дорожки .

Слайд 13

Главные преимущества использование массажных мячиков для самомассажа рук следующие: Безопасность использования; Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей; Можно использовать многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ; Самомассаж может быть включен в любое занятие; Дети выполняют самомассаж самостоятельно под контролем взрослого; Проводится самомассаж как правило в игровой форме; Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Слайд 14

Игры с су-джок мячиками Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности.

Слайд 15

Игры с прищепками Очень любят дети играть и заниматься с данными игровыми пособиями. Нравится им превращать прищепки в листики, лучики, капельки дождя. Во время игр действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами. ЁЖИК Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем .

Слайд 16

пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями Пальчиковый театр

Слайд 17

Плетение браслетов «Золушка» (игры с крупой)

Слайд 18

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Слайд 20

Итог Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики позволяют : - научить ребенка концентрировать свое внимание и правильно его распределять; -развить память, поскольку ребенок запоминает определенные положения рук и последовательность движений; - развить воображение и фантазию (овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории) ; – сделать речь более четкой, ритмичной, яркой, усиливая контроль за выполняемыми движениями; – приобрести силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;

Слайд 21

– создать благоприятный эмоциональный фон, развить умение подражать взрослому, научить вслушиваться и понимать смысл речи, повысить речевую активность ребенка; – индуктивно привести к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладев...

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевым нарушением. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что нарушения  возн...

Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  и Пальчиковые  ИГРЫ ,  КАК  СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ   РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ     У ДЕТЕЙ...