ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
статья по развитию речи на тему

Панфил Юлия Викторовна

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладевать своими мышцами, управлять своими движениями. Выполнение упражнений для ног, рук, туловища способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, челюстей. Двигательная активность ребёнка помогает лучше развивать его речь, с другой стороны формирование движений происходит при участии речи. Слово – основной элемент двигательно-пространственных упражнений.

Особенно необходимо отметить пользу игр на развитие мелкой моторики, пальчиковую гимнастику для детей с отклонениями в развитии, так как многими исследователями доказана тесная связь между развитием речи и состоянием моторики кистей рук.

Тексты игр, упражнений должны быть рифмованными подсказками к движениям, которые ребёнок быстро запомнит. Стихотворный ритм улучшает произношение, развивает дыхание, темп речи, речевой слух. Двигательные упражнения могут содержать элементы психогимнастики, учат детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладевать своими мышцами, управлять своими движениями. Выполнение упражнений для ног, рук, туловища способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, челюстей. Двигательная активность ребёнка помогает лучше развивать его речь, с другой стороны формирование движений происходит при участии речи. Слово – основной элемент двигательно-пространственных упражнений.

Особенно необходимо отметить пользу игр на развитие мелкой моторики, пальчиковую гимнастику для детей с отклонениями в развитии, так как многими исследователями доказана тесная связь между развитием речи и состоянием моторики кистей рук.

Тексты игр, упражнений должны быть рифмованными подсказками к движениям, которые ребёнок быстро запомнит. Стихотворный ритм улучшает произношение, развивает дыхание, темп речи, речевой слух. Двигательные упражнения могут содержать элементы психогимнастики, учат детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх)

Методика проведения игр, упражнений.

1. Показ, объяснение как его выполнять – совместное выполнение упражнения с детьми.

2. Ритмическое, выразительное чтение текста вслух.

3. Дети слушают, запоминают, выполняют движения по тексту вместе с педагогом.

4. Предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.

5. Выучить текст наизусть, соотнося с движениями.

Пальчиковые игры могут проводиться во время организованной образовательной деятельности, на логоритмических и музыкальных занятиях, на вечерах досуга, на прогулках и дома, во время зарядок и физкультминуток.

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики во время режимных моментов.

1.Ежедневно. 1 половина дня:

 - массаж кистей рук;

 - пальчиковая гимнастика;

 - застёжки, шнуровки, раскраски, обводки;

 - различные виды мозаик, конструктора, пазлы;

 - работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками,    раскрасками;

 - работа со счётными палочками;

 - составление узоров из круп, природного материала, пуговиц.

2. Утренняя гимнастика:

 - упражнения для кистей рук и пальцев;

 - массаж рук.

3. Культурно-гигиенические навыки:

  - закаливание кистей рук;

 - заучивание стихов, потешек, считалок.

4. Организованная образовательная деятельность:

 - перед занятием и во время физминутки самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;

 - работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;

 - выполнение различных заданий на развитие мелкой моторики.

5. Прогулка:

 - застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;

 - завязывание и развязывание шнурков;

 - разучивание считалок;

 - рисование на песке и асфальте;

 - пальчиковая гимнастика;

 - подвижные игры.

6. 2 половина дня:

 - коррекционная работа по заданию учителя-логопеда;

 - подвижные игры;

 - развивающие игры;

 - пальчиковые игры и упражнения;

 - рисование пальчиками на крупе.