Отчет по самообразованию на тему «Развития мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений».
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Чернова Оксана Владимировна

отчет по самообразованию учителя-логопеда на тему "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_na_2013.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за  2015-2016 учебный год.

Учитель-логопед: Чернова Оксана Владимировна

Тема: «Развития мелкой моторики как  средство коррекции речевых нарушений».

Цель: Повышение  уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области речевого развития.

Цель: 

Достичь положительного результата в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1. Улучшение развития мелкой моторики пальцев, кистей рук посредством сочетания игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью.
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности  в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
  5. Повысить интерес детей к упражнениям и играм, связанными с движениями рук и пальцев.
  6. Подтвердить влияние пальчиковой игры на развитие речи детей.

 «Руки – это видимая часть

полушарий головного мозга»

Э. Кант

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал:  «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир.  Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

 «Развитие движений руки способствует развитию речи» Академик В. М. Бехтерев

Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук». Таким образом, мелкая моторика – это способность пальцев. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи ребенка.

Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений. Очень важно и необходимо уделять внимание процессу совершенствования мелкой моторики после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. В пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизирует соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Такую работу необходимо  проводить регулярно.

Игры на ладошке, игры для пальчиков, игры с кулачками, игры с хлопками в ладоши, самомассаж кистей рук с помощью перекатывания карандаша - обязательное ежедневное  сопровождение проводимых мною индивидуальных, фронтальных занятий.

Так же мною используются и другие нетрадиционные способы : дети работают с раскрасками, трафаретами, шаблонами по лексическим темам, выполняют обведение  по контуру, точкам,  рисуют пальчиками,  ватными палочками, выкладывают фигуры из пуговиц, счетных палочек, собирают бусы из макарон и готовых конструкторов, перебирают крупы, узнают на ощупь предметы в сухом бассейне из круп.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в логопедическом кабинете:

-кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.) ;

-деревянные ложки  для отстукивания ритма;

-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

-грецкие орехи и шишки, шарик «су-джок»  для массажа;

-крупы , фасоль и нитки, счетные палочки для выкладывания рисунков;

-макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Группы пальчиковых игр

1 группа. Упражнения для кистей рук.

Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. С их помощью дети учатся  расслаблять и напрягать мышцы кистей рук, переключать внимание  с одного движения на другое.

Примеры игр: «Заготовим капусту», «Месим тесто»,«У оленя дом большой»

«Ловкие руки»

2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.

С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.

Примеры упражнений: «Ножницы» , «Очки», «Коза» , «Зайка»

«Кошка» и т. д.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

С их помощью развивают точную координацию движений,  учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Примеры упражнений: «Семья», «Пальчики здороваются», «Этот пальчик хочет спать», «Мы делили апельсин» и т. д.

Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - координации движений, их точность. Развивает фантазию, творческое воображение.

Мною приобретены дидактические игры и пособия: кубики, конструктор Лего, доска деревянная для составления геометрических фигур, пазлы на составление картинок, разработаны картотеки  "Пальчиковые игры", «Игры с бумагой».

На родительском собрании я отметила значимость  мелкой моторики для развития речи, объяснила, что участие родителей не должно быть разовым, эпизодическим, что навыки самообслуживания формируют ручную умелость, продвигают речевое развитие. Предложила родителям вести работу по трём направлениям:

1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.

2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.

3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование) .

Посоветовала приобрести различные пирамидки, матрешки, строитель, конструктор, огородный набор (лопатка, совок, лейка, грабли, учить ими пользоваться. Научить ребенка различать на ощупь: песок, гальку, ракушки, воду. Зимой играть со снегом (лепить, сгребать, чистить дорожки). Объяснила родителям, что совместная работа доставляет детям огромное удовольствие и в тоже время привносит большую пользу, развивая мелкую моторику и координацию движений, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развития речи.

Вывод: Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становятся  гибкими, а движения свободными.  Я продолжаю учить детей правильно держать карандаш во время выполнения задания в тетради,  в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку, что в будущем поможет детям избежать дисграфию, приобрести хороший почерк.  Планирую продолжать искать, развивать и применять в работе новые методические формы и приемы по развитию мелкой моторики рук, общей моторики. Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности....

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению лексических тем с помощью массажных мячиков.

В коррекционной работе логопеды и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами ...

Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...

Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и ...