МДР и "стёртая дизартрия"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

информация для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdr_i_styortaya_dizartriya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое МДР?     МДР и «стёртая дизартрия»

1. Минимальные дизартрические расстройства (МДР) – лёгкая степень выраженности дизартрических нарушений.

Для уточнения механизма нарушения звукопроизношения и построения адекватной программы коррекционного воздействия важно понимать, что МДР – это не промежуточная стадия между дислалией и дизартрией. В основе МДР лежат лёгкие своеобразные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, проявляющиеся на уровне неврологической микросимптоматики, зачастую не выявляемой в процессе стандартного неврологического обследования.

МДР – важный фактор, определяющий длительность  и эффективность логопедической работы на всех этапах.

1. Диагноз ставится неврологом.

Детям с МДР необходимо проведение поддерживающей терапии, назначенной неврологом: метаболической, сосудистой, витаминной.

Детям с МДР необходимо проведение курсов общего массажа (в т.ч. массажа шейно-воротниковой  и лицевой зон), проводимых профессиональным массажистом по назначению невролога.

 При отсутствии противопоказаний невролог назначает курсы физиотерапии (электрофорез на органы артикуляции).

2. При МДР увеличиваются сроки подготовительного периода: в него включаются курсы логопедического массажа, меняется тактика проведения артикуляционной гимнастики; усложняется этап постановки звука и удлиняется и качественно меняется этап автоматизации звука.

Основные нарушения при МДР

1. Изменение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка, мягкого нёба) по типу гипертонуса, гипотонуса, дистонии.

2. Нарушение подвижности артикуляционных мышц: от незначительного снижения объёма движений до выраженных трудностей при выполнении движения. Усиление тонуса при попытке выполнить произвольные движения. Нарастание утомления при повторении, проявляющееся в снижении качества. Движения могут выполняться в полном объёме, но напряжённо, медленно.

3. Изменения речевого дыхания: слабый, ненаправленный выдох и т.д. Это влияет на произнесение свистящих, шипящих, Р.

4. Изменения голоса: назальный оттенок голоса, охриплость голоса.

5. Вегетативные расстройства: покраснение или побледнение кожных покровов, гиперсаливация. Наличие даже лёгких признаков гиперсаливации свидетельствует о наличии неврологической симптоматики.

6. Специфика нарушений звукопроизношения:

  • нечёткое произношение гласных, среди различных форм нарушений звукопроизношения преобладают искажения (межзубное и боковое произнесение свистящих и шипящих), нижние шипящие, горловой Р, оглушение звонких, смягчение твёрдых звуков и т.д.
  • трудности постановки и автоматизации звуков из-за несформированной переключаемости моторики, быстром нарастании утомления;

7. Синкинезии: непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений, особенно на начальных этапах работы;

8. Аксиальные знаки: наличие симптомов орального автоматизма:

9. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.

Доступные приёмы диагностики, которые позволят логопеду выявить признаки микроневрологических нарушений:

1. Ребёнок плохо (медленно) жуёт и ест, не любит жевать твёрдую пищу, не может широко открывать и удерживать открытым рот: эти признаки могут свидетельствовать о снижении функции двигательных волокон тройничного нерва (V пара ЧМН нервов).

2. Не может (или делает это медленно со снижением качества) «удивиться» (поднять брови), «рассердиться» (нахмуриться), с силой зажмурить глаза: снижение функции верхних ветвей лицевого нерва (VII пара).

3. Не может сделать «шарики» (надуть щёки), одна щека менее напряжена при надувании, не может сделать «лягушку» (оскалиться) или при этом отмечается ассиметрия, губы при артикуляции малоактивны; сглаженность или ассиметрия носогубных складок в покое и при оскале: снижение функции нижних ветвей

4. Отмечаются трудности при глотании (попёрхивается), изменение голоса (охриплость, назальный оттенок): снижение функции языкоглоточного и блуждающего нервов.

5. Ребёнок не может высунуть язык, поднять его вверх; в положении «блинчик» –язык беспокойный, отмечается девиация, гиперкинезы: снижение функции подъязычного нерва (XII пара).

Специфика              логопедического               обследования

1. Состояние и функции артикуляционного аппарата.

  1. Состояние в покое лицевой и язычной мускулатуры:

- отмечается наличие/отсутствие ассиметрии лица ( глазных щелей, носогубных складок, их выраженность);

- язычная мускулатура (язык в позе «блинчик»): отмечается тонус в покое, гиперкинезы, тремор, гиперсаливация;

2) Двигательные функции (мимическая и артикуляционная моторика): ребёнку предлагаются различные движения по речевой инструкции и по показу, желательно проведение многократных проб.

Отмечаются основные характеристики:

  • объём (полный, неполный, ограничен), точность, темп, плавность, скорость переключения, координация, истощаемость, наличие/усиление саливации.

Движения: открыть-закрыть рот, оскал- трубочка, «часики» (боковые отведения), «змейка» (возможность произвольно высунуть язык), облизать губы (координация),  доступность дорсальной позиции («киска»), альвеолярной («парус» - верхний подъём), «качели» (переключаемость), «лошадка».

2. Обследование звукопроизношения (от общего к частному):

  • Уровень непроизвольной связной и фразовой речи: беседа, «нелепицы», комментирование собранной картинки из кубиков и т.д.
  • Уровень повторной речи:

-повторение фраз и слов «в нагрузке» (2-3 раза для выявления утомления);

  • повторение слогов и звуков для уточнения вида и формы нарушения.

     3.  Характеристика нарушений звукопроизношения.

  1. Какие группы звуков нарушены, мономорфное/полиморфное нарушение звукопроизношения;
  2.  Вид нарушения (сигматизм/парасигматизм и т.п.);
  3. Форма нарушения: отсутствие звука, искажения, замены, смешения;
  4. Уровень нарушения;
  5. Механизм нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...