Главные вкладки

    Картотека игр по развитию общей моторики
    картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_obshchey_motoriki.docx20.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения для развития общей моторики

          Упражнения с элементами основных движений:

     ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.       

    Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:       

    • бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;       
    • ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;       
    • подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;       
    • пройти по начерченной на полу линии;      
    • попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;       
    • попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;       
    • повернуться туловищем направо и налево;       
    • подлезть под натянутой веревочкой;       

     «бег» на коленках (четвереньках);       

    •  игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

    Формообразующие движения 

    Игры:

    «Оркестр»— одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

    «Работники»— дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

    «Поймай рыбку»— ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

    Имитационные упражнения:

     Бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.  

    Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

    Игры на восприятие предметов в движении:

    • игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.);
    • передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.);
    • рисование орнамента рукой в воздухе и др.

    Двигательные упражнения: 

    Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.

    Игры на восприятие команды в движении:

    • «Стоп-сигнал»— остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.
    • «Противоположное действие» -  на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.
    • «Запретный номер» -  педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.

    Сохранение позы требует от детей специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения:

    • присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.;
    • более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.

    «Сделай по рисунку и замри»:

    • Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.
    • Варианты: показ поз другим ребенком, взрослым.       

    Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.  Примеры игр:

    «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);

    «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);

    «Качели» (имитация качания на качелях);

    «Подвески» (кукла-марионетка);

    «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);

    «Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились);

    «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);

    «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);

    «Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции. Упражнения на смену положения туловища:  (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.),  помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.

    Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений:

    • «Пешеходы идут» Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
    • «Выразительные движения»

    -  поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;       — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;       

    -  нести в руках легкий пакет;       

    -  показать движениями, что на улице жарко и др.

    • «Зоопарк» Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как- будто в клетке).       

    Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:      

     -  дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;       

    - на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);       

    - мимические и пантомимические упражнения.

    • «Иностранец» В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свою группу, игрушки, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.
    • «Через стекло» Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.

    Игры на восприятие роли в движении:

    • «Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
    • Ситуации в движении: «Назойливая муха»— упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.       Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.  Проблема, обозначенная нами в данной работе, к сожалению, недостаточно полно разработана в отечественной психологической науке. Но практика показывает, что коррекционно-образовательный процесс, построенный на взаимосвязи двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей, более всего отвечает естественному развитию ребенка.

    Литература:

    Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ.

    Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека упражнений развития общей моторики в старшей логопедической группе

    данная картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС ДО в старшей логопедической группе....

    Картотека упражнений для развития общей моторики рук

    В данной картотеке содержится краткий обзор основных упражнений для развития общей моторики рук детей....

    Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа

    Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....

    Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

    Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...

    Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики

    Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики дошкольников по лексическим темам Содержание ОсеньОвощи. ОгородФрукты. СадДеревья. ЛесГрибыЯгодыЧеловек. Части телаСемьяДомМебельПос...

    Картотека упражнений для развития общей моторики (старшая группа)

    Предлагаю вашему вниманию упражнения на развитие крупной моторики. При помощи этих упражнений можно не только укреплять мышцы ребёнка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и у спе...

    Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики для старших дошкольников

    В картотеке собраны пальчиковые игры , игры с движением и речью для детей 5-7 лет по лексическим темам....