Конспект НОД "Ранняя весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Агенова Клавдия Сергеевна

НОД предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФНР. На занятии решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные задачи. Занятие построено с учетом ФГОС, элементов сказкотерапии и логоритмики, а так же здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речедвигательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. В структуре НОД применяла личностно ориентированные технологии: создавала условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками, проявляла уважение к личности каждого ребенка, стремилась установить доверительные отношения с детьми, проявляла внимание к их достижениям. Технология исследовательской деятельности проявляется в форме  постановки и решения вопроса проблемного характера, использование художественного слова, дидактической  игры, трудовых поручений, действий. На протяжении всего занятия прослеживается интеграция образовательных областей. Занятие является закрепляющим. Упражнения, предлагаемые детям в течение занятия, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом, познакомить детей с новым словом. На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (ласточка собирается в путь, но погода в Калмыкии еще прохладная).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Здравствуйте , ребята! Там, где я сейчас живу, всегда жарко . Но мне пора возвращаться домой, в Калмыкию. Расскажите мне, пожалуйста, какая у вас погода?»

Слайд 5

«Дорогие ребята, вы так много рассказали мне о ранней весне. Я уже спешу в родные края, где у меня появятся птенцы, но я боюсь не успеть свить гнездо. Пожалуйста, помогите мне!».»

Слайд 7

« «До свидания, ребята, до новых встреч!»



Предварительный просмотр:

            Конспект НОД в старшей группе по теме: «Ранняя весна»

Цель: автоматизация произношения звуков [Л], [ЛЬ] в  словах.

Программные задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обогащать словарный запас детей словами тематической группы

« Ранняя весна»,

 Коррекционно – развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать пространственный праксис, внимание, память, речевой слух;

- научить согласовывать имена существительные с прилагательными,

- автоматизация звуков [Л], [ЛЬ]  словах;

 - обучать ответам на вопросы полным предложением.

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

  - уметь работать в определённом темпе;

  - формировать доброжелательность, самостоятельность, активность;

  - воспитывать любовь к родной природе.

Демонстрационный материал: мнемотаблица  «Ранняя весна», слайды  с изображением  ласточки;

Оборудование:  ноутбук, проектор, лазерный презентер, аудиозапись с  песней «Харада», клубочек, снежинки пластиковые, стойки – 2 шт., степы, клей - карандаш, клеёночки, заготовки цветной бумаги, салфетки на каждого ребенка, одноразовые платочки по количеству детей, «волшебное» зеркало, магнитная доска, мольберт, указка, макет гнездa , смайлики.

Предварительная работа: постановка звуков [Л], [ЛЬ]; разучивание логоритмического упражнения  на степ – платформе; проведение с  детьми беседы о  признаках  весны.

 Ход занятия:

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

 Организационный момент. Игра «Клубочек знакомств».

 Логопед: Встаньте, пожалуйста, в круг. У меня в руках клубок ниток, но клубочек не простой, а волшебный, он нам поможет познакомиться друг с другом.

Меня зовут Клавдия  Сергеевна, а как тебя зовут? (передают друг другу клубочек, называя своё имя).

Л: вот мы с вами познакомились, и надеюсь, подружились.

Л: Ребята, отгадайте загадку:

Прилетает к нам с теплом,                                                  

Путь, проделав длинный.                                                  

Лепит домик под окном

 Из травы и глины

Л: Как вы думаете, кто это?

Д: Ласточка (слайд 1)

Л: Правильно, ласточка. Как будет ласточка на калмыцком языке?

Д: Харада

Л: Молодцы! Ребята, мне пришло СМС - сообщение, где ласточка приглашает нас пообщаться в сети Интернет. Пройдите  к стульчикам, присаживайтесь, а я зачитаю сообщение. (слайд 2).

«Здравствуйте, ребята!  Там, где я сейчас живу, всегда жарко .Но мне пора возвращаться домой, в Калмыкию. Расскажите  мне, пожалуйста, какая у вас погода?»

Л: Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года?

Д: Весна

Л: Правильно, весна.

Дидактическая игра «Подбери слова». (Работа по мнемосхеме)

Л: Но весна (какая?) ранняя.

Л: Солнце (какое? )…….

     Сосульки (какие?)………

     Ручьи (какие?)………..

     Ветер (какой?)…………

Л: Весна - теплое время года. Ранней весной солнце греет ярче, пригревает землю. От солнечных лучей начинают таять сосульки, бегут ручьи, иногда срывается снег, но он быстро тает. Ранней весной ветер еще холодный, порывистый

Упражнение на развитие дыхания « Снежинки» (слайд 3)

Л: Ребята, а что это у меня в руках?

Д: Снежинка.

Л: Правильно, снежинка. Мы с вами говорили, что ранней весной, когда зима борется с весной, иногда срывается снег. Подойдите ребята к снежинкам. Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели»: глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот. Плечи при этом не поднимаются. Еще раз! (2-3 раза)

Л: Молодцы, проходите на свои места.

Артикуляционная  гимнастика.

Л: Ребята, вы любите сказки? Я сейчас расскажу вам «Сказку о Весёлом Язычке». Посмотрите, у меня волшебное зеркало. Внимательно послушайте и повторяйте за мной.

1.Открываем ротик - дом. (Показ)

   Кто хозяин в доме том?

   В нём хозяин Язычок

   Он удобно в доме лёг.

2.Двери - губы гибкие

   Могут стать улыбкою. (Показ)

   Могут в трубочку собраться, (показ)

   После снова улыбаться.(показ)

3.На качелях оказался,

   Вверх взлетел и вниз спускался. (Показ)

4.Надоели превращенья,

   Лижет Язычок варенье. (Показ)

5.А теперь наш Язычок

   Моет нёбо -  потолок. (Показ)

Л: Молодцы, вы отлично выполнили упражнения.(слайд 4)

Л: Скажите, ребята, в слове л-л-л-ласточка , какой мы слышим первый звук?

Д: [Л]

Л: Правильно, молодцы. Откройте рот , поднимите язык вверх и потанцуйте язычком «на бугорках» за верхними зубками. Повторите л-л-л.

Л: А теперь пусть ваш язычок потанцует «на бугорках», напевая песенку ля-ля-ля, теперь пропойте сами. Теперь другую песенку  ла-ла-ла , повторите сами, а теперь другую песенку лу-лу –лу , повторите сами.

Л: Сейчас мы произнесем слова со звуками  [Л], [ЛЬ].

  Лужа, ласточка, улыбка, апрель, капель.

Л: Ребята, кто мне скажет, что такое «капель?» (ответы детей)

Л: Капель - падение капель  растаявшего снега с крыш, деревьев.

Л:  Повторите: капель. ( Индивидуально)

Речедвигательная гимнастика  «Кап – кап – кап»

Л: Давайте, ребята, отдохнем. Пройдите за мной, я для ваc что – то приготовила.

Встаньте в круг. Ребята, это степы. (Показ) Встаньте каждый рядом со своим степом. На степах нарисованы  следы, на которые надо встать двумя ногами. Но вы сначала внимательно послушайте и посмотрите на меня.

Звонко с крыши капли скачут,

Кап – кап – кап.

Под окном сосульки плачут!

Кап – кап – кап.

Скачут капли мне в ладошку!

Кап – кап – кап.

И на бабушкину кошку

Кап – кап – кап.

На ступеньки, на перила,

Кошка даже рот открыла

Кап – кап – кап.

Звонко капли скачут с крыши

Кап – кап – кап.

К нам весна идет, мы слышим!

Кап – кап – кап.

Л: А теперь делайте вместе со мной.

Молодцы, ребята. Понравилось вам?

Д: Да.

Л: Ребята, возьмите каждый свой степ и положите друг на друга.

Л: Дети, подойдите ко мне, нам пришло новое сообщение. (Слайд 5)

«Дорогие ребята, вы так много рассказали о ранней весне. Я уже спешу в родные края, где у меня появятся птенцы, но я боюсь не успеть свить гнездо. Пожалуйста, помогите мне!»

Л: Ребята, поможем ласточке?

Д: Да.

Л: Ласточка вьёт гнездо под крышей дома. Посмотрите, какое оно бывает. (Слайд 6).

Л: Хотите приготовить для ласточки гнездо?

Д: Да.

Л: Для этого подойдите к столам и присядьте на стульчики.

Мы с вами подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

 -Ласточка, ласточка, 

Милая ласточка,             

Где ты была?     

С чем ты пришла?           

-За морем бывала,

Весну добывала.

Несу-несу

Весну - красну!

Л: Чтобы птенцам было тепло в гнезде, его нужно утеплить кусочками глины, но мы будем работать с бумагой. Ребята, какая геометрическая фигура изображена?

Д: Круг.

Л: Сегодня у нас не будет ножниц, ножницами будут наши пальчики, бумагу будем обрывать по контуру. (Показ)

Л: Посмотрите, что у меня получилось?

Д: Круг.

Л: Правильно, теперь приступайте к работе.

Л: Сделайте несколько заготовок, а уже потом будем утеплять гнездо. Клей мы наносим на светлую сторону, по краю, равномерно распределяя по всему кругу. (Звучит музыка).

Дети, справившиеся с заданием, подходят к столу и утепляют гнездо.

Любование гнездом.

Л: Ребята, какое у нас получилось гнездо?

Д: красивое, теплое, уютное.

Я думаю, ласточке понравится наше гнездо.

Л: Ребята,  что нового вы узнали на нашем  занятии? (ответы детей).

Л:  С каким новым словом мы  познакомились? (ответы детей).

Л: Что такое капель? (индивидуальные ответы детей).

Л: Ребята,  мне  очень понравилось работать с вами.

 И на память о нашей встрече я хочу подарить вам смайлики, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Л: Дети,  попрощайтесь  с ласточкой. (Слайд 7).

Д: До свидания, до встречи!

Л: И попрощайтесь с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...