Логоритмика- эффективный метод здоровьесбережения.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Агенова Клавдия Сергеевна

В данной статье раскрывается вопрос применения средств  логопедической  ритмики  как один из эффективных методов профилактики и преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста через тренировку и развитие общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторик, чувства ритма с использованием музыкального сопровождения. Описано, что применение средств логоритмики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками может стать эффективным средством для формирования звукослоговой структуры слова и формирования здоровой личности дошкольников. Статья адресована логопедам, педагогам, воспитателям дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика- эффективный метод здоровьесбережения

      Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей стало  приоритетным направлением в работе нашего ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.  Чтобы решить эти вопросы, я пришла к выводу , что логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.  

 В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

 Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

 Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

 Я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

 Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика - это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

 Основными задачами логоритмического воздействия являются:

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

• воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

• воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

• формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

 К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

• Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
  2. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
  3. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
  4. Развитие чувства ритма.
  5. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
  6. Развитие певческих данных.
  7. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
  8. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
  9. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.
  10. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
  11. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
  12. Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

 В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь. Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип музыкального занятия- тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. Например: игры «Радуга- дуга», «Огурчик». Игры – потешки : «Суслик», «Солнышко», «Дедушка Егор».

Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения. Например: сюжет «Прогулка в лес», «На море», «В зоопарке», а также основанные на методе Толкачёва (озвученный выдох), Стрельниковой (шмыгание носом).

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

 Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Используются пальчиковые игры, рекомендованные методическими указаниями к программе «Детство». С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы, пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Например, упражнение «Гномы». Для профилактики нарушений в младшей группе можно проводить логоритмические упражнения или брать логоритмику как часть занятия.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Большое значение в развитии детей с нарушениями речи имеют игры с мячом (Т.А. Воробьёва, С.И. Крепенчук «Мяч и речь»). По мнению авторов этой книги, такие игры с мячом следующую роль:

1. Отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

3. Регулируют силу и точность движения.

4. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоциональную сферу.

Всё это улучшает функционирование речевых органов. Дальше предлагается подборка игр с мячом. Их можно использовать на любых этапах воспитательно - образовательного процесса.

В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

 Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

 Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, логопед и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

 Я предполагаю последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

     Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.

Список литературы:

1.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь.  - СПб.: Дельта, 2001.  - 96 с,

2.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г. - 144 с.

3.ДедюхинаГ.В. Работа над ритмом в логопедической практике  (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г. – 192 с.

4.КартушинаМ.Ю. Логоритмика для малышей (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г. – 144 с.

5.КартушинаМ.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г. – 192 с.

6.КартушинаМ.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г. – 192 с.

7.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г. – 112 с.

8.Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика; М., «Академия», 2002 г. – 224 с.

9.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логоритмика - эффективный метод преодоления речевых нарушений"

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Работая с детьми, и...

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Танцевальная терапия как, эффективный метод здоровьесбережения дошкольников

Статья посвещена проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста посредством инновационного метода - танцевальной терапии....

«Танцевальная терапия, как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»

«Танцевальная терапия, как  эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»     В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребн...

Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой....

Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....