Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии на тему

Копайгора Елена Евгеньевна

Представлены игры по уровням коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey.docx199.48 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Семинар-практикум

на тему:

«Развитие фонематического слуха

у детей дошкольного возраста»

http://primdou-48.ru/public/users/994/img/310120161652.gif

        Материал предназначен для воспитателей, учителей-логопедов, родителей.

                 

Подготовила  

Копайгора Елена Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Долгопрудный, 2016

Фонематический слух-основа правильной речи. Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наши речь - называется фонематическим слухом. Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.  Проводятся специальные упражнения в игровой форме. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях и в повседневной жизни.

Для того, чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер, была интересной каждому ребёнку, необходимо проводить упражнения в виде игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Сегодня с вами мы познакомимся с играми по развитию фонематического слуха у детей. Выделяю 6 уровней коррекционной работы по развитию фонематического слуха:

Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой  развития фонематического слуха.
- Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
 - Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
- Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
- Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
- Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
    Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.  
- Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра "Верно - неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый уровень - различение слогов
- Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (дом, ма-ма, ло-па-та, ру-ка), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "да-да-да-та-да", "га-га-ка-га-га"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - зззз, насос - сссс, жук жужжит - жжжж, змея шипит- шшш,...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
- Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза.
- Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
- Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "ш" (.апка, мы.ка, ду., камы.).
    Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер. Дети учатся  слышать и исправлять ошибки в чужой и собственной речи,  различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков; отрабатывают  навык различение на слух фонем по акустическим особенностям, у детей формируется полноценное восприятие  звуковой стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...