Статья на тему " Память у детей старшего дошкольного возраста и ее развитие" Рекомендации для родителей
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Рузанова Сусанна Александровна

В этой статье вы можете прочитать и взять себе на заметку какая память у старших дошкольников, какие трудности могут возникнуть у детей. Как преодолеть эти трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pamyat2222.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

                       ПАМЯТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ РАЗВИТИЕ.

                                             Рекомендации для родителей и педагогов

                                                         

                                                                                           Память — единственная возможность

                                                                                                                 прикоснуться к вечности

                                                                                                                                Соломон Михоэлс

Понятие о памяти в речевом обиходе занимает основное пространственное место между всех иных психических определений. Это в первую очередь связано реальным смыслом памяти в жизни и работы человека. Памяти с незапамятных времен придавалось большущее осмысление.

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок в дальнейшем в школе с трудом запоминает содержание урока, полученную ходе жизни деятельности информацию, распоряжения родителя педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам.

По ошибке малообразованные педагоги и родители иногда подобных детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными, что дополнительно накладывает на них давлительные меры воспитания.

Наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний нередко Понятие о памяти в речевом обиходе занимает основное пространственное место между всех иных психических определений. Это в первую очередь связано реальным смыслом памяти в жизни и работы человека. Памяти с незапамятных времен придавалось большущее осмысление.

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок в дальнейшем в школе с трудом запоминает содержание урока, полученную ходе жизни деятельности информацию, распоряжения родителя педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам.

По ошибке малообразованные педагоги и родители иногда подобных детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными, что дополнительно накладывает на них давлительные меры воспитания.

Наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний нередко вызываемых частыми ОРВИ, неблагоприятного психологического климата в семье, детском и школьном коллективе, частого или постоянного использования планшета или компьютера родителей.

В настоящее время, загруженность родителей своими проблемами приводит к ограничению общения ребенка с ними. Проще усадить ребенка перед телевизором, а тем временем делать свои дела. Эта мера воспитания сейчас существует в каждой семье. Интернет и телевидение заменяют детям общение с родителями.

Научные работники под управлением специалиста по психологии Бетси Спарроу из Колумбийского института изучали функционирование людской памяти и создали вывод, собственно, что общее использование веб-поисковиками и базами данных воздействовало на методы и способы запоминания инфы, докладывает The New York Times. Глобальная сеть стала для множества из нас главным наружным хранилищем инфы, и мозг приспосабливается к свежим технологиям. Интернет-поиск начинает помаленьку заменять людям память. «Убийцами памяти» считаются не лишь только поисковики, но и онлайн-дневники, а еще сам гипертекст.

Как объясняет Спарроу, Онлайн к подлинному времени стал ведущей формой такого, собственно что специалисты по психологии именуют «транзактивной памятью». Стоит выделить, что в самом данном явлении нет ничего свежего, так как люд всякий раз использовали и пользовались некими посторонними источниками, к примеру, навыком находящихся вокруг и т.п. Не может не волновать тут другое — то, собственно, что люд, по сущности дела, оценивают Онлайн как подмену личной памяти.

Как известно, самый большой смысл в факторе предложения воздействия на общее понимание содержит TV. Во время просмотра телеканалов человек попадает в положение транса, т.е. гипнотической зависимости. В предоставленном состоянии очень максимально увеличивается внушаемость индивидума. А это означает, в его мозг возможно водить всякого семейства информацию, которая в начале отменяется в его подсознании, а впоследствии, переходя в понимание, считается главным моментом совершения сведениям индивидумом каких-то поступков, запрограммированных введенной раньше информацией.

Так сегодняшнее подрастающее поколение с самых ранних «пеленок» воспринимает окружающий мир с экрана телевизора. Все основные познания, которые старшее поколение получало из жизни и книг, теперь находится в одном или двух экранах: телевизор и компьютер.

Ребенок-дошкольник, в отличие подростков, школьников и взрослых, информацию запоминает чисто механически. Специальные приемы запоминания и логическое понимание информации не работают при запоминании дошкольником всего услышанного, увиденного, ощутимого тактильно материала и познаний о понятиях и предметах.

Это продолжается до того момента, как ребенок начнет учиться (под присмотром взрослых) управлению своей собственной памятью. И состояние памяти ребенка, качество его обучаемости будет всецело зависеть от верного развития основных психико -эмоциональных функций.

 Ученые доказали, что объемы памяти и качество запоминания напрямую зависят от развития ребенка в детстве. К слову, занимаясь с малышом, родители и свою память могут немного улучшить. Дети - чудесные мотиваторы.

Сегодня многие дети не занимаются подвижными видами спорта, мало находятся на свежем воздухе и неправильно питаются. Все эти факторы усугубляет еще и желание родителей сделать из ребенка вундеркинда.  А двигаться ему необходимо.

В тоже время ребенок может быть сильно загруженным: детский сад, кружки, секции, домашние задания, домашние обязанности. Результатом становится плохой сон. Из-за перегрузки и недосыпа дошкольник может стать невнимательным и рассеянным.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать стишок или песенку, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

У психологов существует много примеров детей с проблемами памяти, которые живут в достатке и посещают различные кружки и секции. Суть данной ситуации в том, что ребенку не уделяется должное внимание и от этого страдает его развитие.

Простые прогулки на улице, совместная готовка, игры и чтение, станут для ребенка благоприятной средой для улучшения своих способностей.

Жирная рыба (источник омега-3), морковь, зелень, бананы и грецкие орехи – вот список основных продуктов, которые благоприятны для растущего организма, для его памяти и сообразительности.

Сегодня педагогика и психология открыли для родителей множество методик развития, занимаясь по которым по полчаса в день можно улучшить процесс запоминания у малыша.

При должном внимании семьи, правильном питании, занятиями спортом и различными хобби ребенок не только будет расти всесторонне развитым, но и иметь хорошую память до самой старости.

                                                        Руководство для родителей

 Общаясь с ребёнком, никогда не жалейте для него времени. Даже если времени у вас совсем мало. То время, которое вы отведёте для ребёнка, постарайтесь с максимальной для него пользой. В совместной игре, на прогулке, за мытьём посуды разговаривайте с ним, объясняйте, что вы делаете, комментируя ваши действия. Потихоньку привлекайте ребёнка к трудовой деятельности, давая ему посильную работу. Многие дети с радостью  откликаются на просьбы родителей, охотно помогают им: убрать за собой посуду, донести пакет с хлебом. Всё это фиксируется в памяти ребёнка, развивает в нём такие положительные качества, как желание помочь другому человеку, трудолюбие, терпеливость.

Чтение книг, пересказ сказок, заучивание стихотворений способствует развитию не только словесной, но и образной, а так же эмоциональной памяти

Развитию двигательной памяти способствуют подвижные игры. В подвижной игре ребёнок учится соблюдению правил, следит за их выполнением другими сверстниками. Подвижные игры помогают детям сбросить накопившуюся после интеллектуальных упражнений энергию.

 В дошкольном возрасте развитию памяти способствуют наблюдения. Например: вы хотите, чтобы ребёнок запомнил, как выглядит муравей. Тогда вы должны:

  • обратить внимание ребёнка на разные стороны объекта: какое это животное (это насекомое), какой его размер (маленький), цвет (коричневый); 
  • показать отличие от других насекомых; 
  • организовать деятельность ребёнка по изучению этих характеристик: показать муравья на картинке и в живую. 

 Чтобы ребёнок хорошо запомнил какую-то информацию, необходимо многократное повторение.

 Развивая память ребёнка,  старайтесь привлекать все органы чувств – не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус.

                                                              Простые правила

 Память ребёнка можно развивать и тренировать, руководствуясь простыми правилами:

1.Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развитие памяти тесно связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление, ощущение восприятие. 

2.Всё, что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти. Сюда относятся; правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон. Для ребёнка также крайне важен режим дня: когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время: чистка зубов, мытьё рук перед едой. 

3.Активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода посторонних мыслей. Для развития произвольной памяти у дошкольника важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужно что-то запоминать. 

4.Запоминать необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания: смысловое соотнесение, группировка, классификация, схематизация, соотнесение с ранее известным. 

 Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами. Он услышит правильный ответ раз, второй, а на третий раз сможет ответить вам самостоятельно. Когда ребёнок не хочет играть с вами, то начинайте играть сами. Хвалите ребёнка не только за успех, но и за старание. Многие упражнения с ребёнком можно проводить на прогулке или дома, сидя на ковре или на диване. Но работать с карточками, картинками, писать и рисовать нужно сидя за столом. Поэтому в целях профилактики искривления позвоночника  соблюдайте следующие гигиенические нормы.

                                                          Успехов Вам!

                                           

                                                               Литература:

Немов Р .С. Психология. М., Владос, 2008.

Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе. М., Айрис-пресс, 2007.

Шквыря Ж. Развиваем память. М., Мой мир, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

В данной статье отражены основы экологического воспитания дошкольников, его актуальность в настоящее время, обуслвливающаяся тем, что основными проблемами нашего века станут проблемы экологического ха...

Статья на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей....

Статья на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи....

Статья на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве закладывается основа конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания....

Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...

Статья на тему: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольно...