"Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники"
методическая разработка по логопедии на тему

Копайгора Елена Евгеньевна

Семинар -практикум для педагогов,чтобы ребенок лучше запомнил или повторил стихотворение,потешку в работе использую метод мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_mnemotehnika.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Семинар-практикум

«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

(для педагогов)

 

Подготовила и провела: учитель-логопед

Копайгора. Е.Е.

г.Долгопрудный

2017г

Цель: познакомить педагогов с эффективным метом запоминания стихов, потешек.

Задачи:

1. познакомить воспитателей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;

2. вовлечь педагогов в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами«я не смогу»«я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Чтобы облегчить процесс заучивания стихотворений благополучно, мы предлагаем вам познакомиться с приёмом мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!

Приложение 1.

«Кармашки» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Кармашки; © Аверина Кристина

 

«Игрушки» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Игрушки; © Аверина Кристина

 «Лето» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Лето; © Сосновская Наталья

 «Ромашки» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Ромашки; © Сосновская Наталья

*

Описание: Ушки

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-vpravo.gif

Описание: макушке

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-vpravo.gif

Описание: кошки

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-vpravo.gif

Описание: мышки

 

 

 

 

 

 

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-vniz.gif

Описание: мышки

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-left.gif

Описание: Ушки

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-left.gif

Описание: Ушки

Описание: http://logoped18.ru/logopedist/inga-didkovskaya/strelka-left.gif

Описание: кошки

Ушки на макушке у кошки и у мышки,
Но у ко
шки ушки больше, чем у мышки.

«Загадка (Почтовый ящик)»

 МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Почтовый ящик); © Аверина Кристина

«Загадка (Лук)» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Лук); © Аверина Кристина

«Про насекомых» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Про насекомых; © Аверина Кристина

«Зимняя прогулка» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Зимняя прогулка; © Аверина Кристина

 «Подарки Осени» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Подарки Осени; © Аверина Кристина

«Водичка, водичка» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Водичка, водичка; © Аверина Кристина

«Штанишки для Мишки» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Штанишки для Мишки; © Аверина Кристина

Таким образом, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Регистрационный лист

Педагоги, присутствующие на семинаре-практикуме «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

№№

ФИО педагога

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицат...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Же...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...