Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
презентация по логопедии на тему

Егорова Надежда Михайловна

    Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В работе направленной на развитии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушением речи особенно успешно использование метода наглядного моделирования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО Учитель-логопед ГБДОУ д /с №91 Егорова Н.М.

Слайд 2

В работе направленной на развитии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушением речи особенно успешно использование метода наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 3

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: - ПРЕДМЕТНЫЕ - ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИЕ - ГРАФИЧЕСКИЕ (МНЕМОТАБЛИЦЫ) Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с речевыми нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).

Слайд 4

Дидактические игры и упражнения с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи: познакомить детей с понятием слово и его протяженностью; - образно представить структуру слова; - научить называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; - определять место звука в слове; - определять последовательность звуков в слове; - определять количество звуков в слове; - изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; - сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; - научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

Слайд 5

Сказочные Феи , хозяйки замков определенного цвета, и их питомцы помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.

Слайд 6

« Светофорчики », т.е. сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета помогают упражнять в дифференциации понятий «гласный» - «согласный», « согласный твердый/мягкий» звук.

Слайд 7

Зрительные символы в подготовке детей к обучению грамоте по методике Ткаченко Т.А. Примеры игр: «Немые звуки» «Фотография звука» «Придумай слово» «Разложи картинки» «Где спрятался звук?» - и др.

Слайд 8

Дидактические игры направленные на формирование умения выделять наличие звука в слове, различение акустически схожих звуков, первого и последнего звуков в слове, подбирать слова, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

Слайд 9

Игры с элементами моделирования, направленные на упражнение детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.

Слайд 10

Игры с элементами моделирования, направленные на закрепление умения анализировать слоговую структуру слова, подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Слайд 11

Игры, способствующие формированию умения производить слоговой анализ и синтез двух-трёхсложных слов. «Наведем порядок» «Собери слово» *В играх используются карточки со слогами на тонированной бумаге. «Разноцветные слова»

Слайд 12

Упражнения закрепляющие умение определять последовательность звуков в слове, определять количество звуков в слове, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки

Слайд 13

Игры помогающие закрепить навыки анализа и синтеза, подбора слов к заданной звуковой модели, понимания последовательности звуков в слове, умения синтезировать слова, изображать графически.

Слайд 14

Используя на занятиях дидактические пособия с элементами наглядного моделирования, мы в большей степени активизируем у детей способности оперировать своими знаниями, опытом, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осмысливать новое и закреплять старое. Кроме того, дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают столь необходимые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в соответствии с программой "Детство"

Это материал является "Шпаргалкой для воспитателей" по обучению грамоте, отражает содержание образовательной деятельности на основе программы "Детство"...

Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...

«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».

Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...