Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Туливетрова Ольга Александровна

«Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми

с общим недоразвитие речи»

 

Актуальность.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В своей логопедической практике я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_smotret.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

ДС КВ №7 с.Кухаривка МО Ейский район

Выступление на педсовете:

Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми

с общим недоразвитие речи»

         

                                      Подготовила воспитатель Туливетрова О.А.

«Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми

с общим недоразвитие речи»

Актуальность.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В своей логопедической практике я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

При диагностике использовалась технология логопедического обследования О.Е.Грибовой. Данная технология  осуществляется в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е.Левиной. Подводились промежуточные итоги, прослеживалась динамика развития (в виде диагностических таблиц) по основным направлениям коррекционной работы по баллам  в процентном соотношении.

Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.

Технология коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия: «Песенка комарика – песенка пчелы», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т.д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).

Релаксация.         Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- развитие словообразования и словоизменения;

- уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, согласно перспективного плана.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:

1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы        особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных  компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы используются познавательные компьютерные программы («Познаём мир с Электроником»), а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

ВЫВОД: Таким образом, в коррекционно-развивающей работе активно используются здоровьесберегающие технологии, а также современные логопедические технологии, направленные на формирование правильного звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи; формирование связной речи; развитие фонематического слуха; формирование слоговой структуры слова; технологии игрового обучения и информационные компьютерные технологии.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

ДС КВ № 7 с.Кухаривка МО Ейский район

Выступление на педсовете:

из опыта работы и реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказка - в развитии связной монологической речи

у дошкольников с ОНР»

                                                                Подготовила:

                                                                учитель-логопед:

                                                                Хохлова Елена Юрьевна

«Сказка - как средство развития связной монологической речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи».

«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. через игру, через фантазию, через неповторимое  детское творчество путь к сердцу ребёнка».      В.Сухомлинский.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной  литературы, примитивная речь с экранов телевизоров, всё - это создаёт предпосылки  и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является – сказкотерапия.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой и др.) Этот метод дает возможность для эффективной логопедической и психологической коррекционной работы с детьми с ОНР. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён.

Так, В.Г. Белинский - ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал что  в сказке  за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает отношение к жизни, современности.

К.Д. Ушинский –включил сказки в свою педагогическую систему.

Причину успеха сказок у детей он видел в простоте непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии.

Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять,

Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания (мяу, му, ква-ква, ) короткие,  многократно звучащие в тексте фразы (бабка за дедку, дедка за репку);

        Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.
Животные герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища,  которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка,  мышка -норушка,  лисичка-сестричка, волчок серый - бочок).Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи,  проникается её поэзией.

Сказки- важное воспитательное средство.  Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали их педагогическую ценность, дети и сказка - неразделимы.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности  в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (Фонетико - фонематического, лексического, грамматического строя речи), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми  дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой  начинается  с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает сказку.

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка- особенность сказок.

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

*Развивать умение связно, последовательно т выразительно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы).

*Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

*В процессе рассказывания по игрушкам развивать умение составлять  сюжетные рассказы, сказки, соблюдая композицию  и выразительность  изложения. Давать описание и характеристику персонажей сказки.

*Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

*Формировать умение оценивать объяснения товарищей по содержанию и структуре ( соблюдение логической последовательности при передаче содержания, а также по словесному оформлению).

*Приобщать детей к богатству русского языка.

*Развивать коммуникативные умении ребёнка.

*Развивать творческое воображение, социальную и языковую компетентность, навыки общения.

НОД по сказкам строится по следующему алгоритму:

*Слушаем;

*Рассказываем;

*Проживаем;

*Сочиняем сказку;

Перед прочтением сказок проводится пропедевтичекая работа, цель которой организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения,   уточнение отдельных слов, или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются дважды в медленном темпе. При повторном чтении используется приём завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы направлены на выделение  основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства  при обучении детей навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования, плана высказывания.

Каждая организационная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Сказка служит наилучшим материалом для игры –инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Используются такие основные виды рассказывания как:

Придумывание и завершение сказки,

Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,

Коллективное сочинение сказок.

        Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними, понимание детьми сказки, повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки  с приобретённым опытом, занятия, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения,  восприятия и выразительности, совершенствованию, лексико- грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально - чувственной сферы ребёнка.

Я считаю, если в логопедической работе     использовать сказкотерапию – это может быть важнейшим источником  и резервом успешного речевого и эмоционального развития старших дошкольников.

Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового ребенка.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

ДС КВ № 7 с.Кухаривка МО Ейский район

Выступление на педсовете:

из опыта работы и реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Использование мнемотехники
в развитии речи детей»

(из опыта работы)

                                                                Подготовила:

                                                                учитель-логопед:

                                                                Хохлова Елена Юрьевна

«Использование мнемотехники
в развитии речи детей» (из опыта работы)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. -наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Преимущества ИКТ

образный тип информации, понятный детям;

моделирование  жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;

эффективность  усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает  педагога в состоянии творческого поиска.

Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.

Использование компьютера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушениями речи.

Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и  сопровождал речью демонстрируемые слайды,  свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.

Результативность занятий повышается с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка   достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной ...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...