Технология логопедического обследования
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Константинова Эльвира Николаевна

Цель - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированнности  или нарушений в речевой сфере.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_logopedicheskogo_obsledovaniya.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология логопедического обследования

  1. Этапы логопедического обследования.

   Предмет логопедического обследования – выявление особенностей  формирования речи речевые нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.

   Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

   Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушениями речи.

   На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребенке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

    Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

  1. Выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
  3. Выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Также выявляются задачи:

  1. выявление объема речевых навыков;
  2. сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
  3. определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
  4. анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
  5. определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребенком;

2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта.

3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условия специального обучения и воспитания.

   Рассмотрим более подробно ориентировочный, дифференцировочный и основной этапы логопедического обследования.

Ориентировочный этап

  Сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, нотальном и постнатальном развитии ребенка. Выясняются течение беременности, перенесенные заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребенка в первые дни после ни,  перенесенные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить  родителям анкету или опросник, которые они не спеша заполняют дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка. Г.В. Чиркина предлагает один из видов таки анкет и опросников.

     Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разны специалистов: невропоталога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других.

     Беседа проводится с ребенком дошкольного возраста (3-7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дифференцировочный этап

   

    Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

  1. Протекание когнитивных процессов.
  2. Сохранности речедвигательной сферы.
  3. Сохранности слухового и зрительного гнозиса.
  1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрешки; «Четвертый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.
  2. Обследование речедвигательной сферы включает:
  1. Обследование мимической мускулатуры.
  2. Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата
  3. Обследование произвольной моторики пальцев рук
  4. Обследование развития общей моторики

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Приемы

Содержание задания

Характер выполнения

1.Исследования объема и качества движения мышц лба

а) намурить брови,

б) поднять брови,

в) наморщить лоб.

Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.

2. Исследования объема и качества движения мышц глаз

а) легко сомкнуть веки,

б) плотно сомкнуть веки,

в) закрыть правый глаз, затем левый,

г) подмигнуть.

Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкенизии.

3. Исследования объема и качества движения мышц щек

а) надуть левую щеку,

б) надуть правую щеку,

в) надуть обе щеки.

Правильно,  изолированное

 надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.

Исследования возможности произвольного формирования мимических поз

выразить мимикой лица:

а) удивление,

б) радость,

в) испуг,

г) грусть,

д) сердитое лицо.

Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.

Исследования символического праксиса

а) свист,

б) поцелуй,

в) улыбка,

г) оскал,

д) плекок,

е) цоканье.

Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок,, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Приемы

Содержание задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения.

1.Иследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу)

а)сомкнуть губы,

б) округлить губы (как при [О]) и удержать позу,

в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [У] и удержать позу,

г) сделать хоботок,

д) растянуть губы в улыбке и удержать позу,

с) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы,

ж) опустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние резцы,

з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить на нижнюю,

и) многократно произносить губные звуки.

Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.

2.Исследование двигательной организации челюсти

а)широко раскрыть рот (как при [А])и закрыть его,

б) сделать движение нижней челюстью влево,

в) сделать движение нижней челюстью вправо,

г) движение нижней челюстью  

вперед.

Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается.

 3.Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным  инструкциям.

а) положить язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5,

б)положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5,

в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ,

г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой,

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком,

с) поднять кончик языка к верним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам,

ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу,

з) движения языком вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцх – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются.

4.Исследование двигательной организации мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести [А] (в норме мягкое небо поднимается),

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс),

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть.

Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются.

5.Исследование продолжительности и силы выдоха.

А) сыграть на любом инструменте-игрушке,

Б) поддуть пушинки, листок бумаги.

Сила и продолжительность выдоха.

    Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением  синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Приемы

Инструкции

Задания

Характер выполнения

1.Исследование статистической координации движений (удержание пальцев в разных положениях под счет)

Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15,

б)аналогично – левой рукой,

в) на обеих рука одновременно,

г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15,

д) выставить первый и пятый пальцы и удержать от 1 до 15,

е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз),

ж) второй и пятый пальцы,

з) положить вторые пальцы на третьи (5-8 раз),

и) положить третьи пальцы на вторые (5-8 раз).

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб. Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу.

2.исследование динамической координации движений.

все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз),

б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы,

в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь,

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Приемы

Содержание задания

Характер выполнения

1.Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс,

б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения.

Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2.Исследование произвольного торможения движений.

Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу.

Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.

3.Исследование статической координации движения

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. руки вытянуты вперед. время выполнения – 5 сек. по 2 раза для каждой ноги.

б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время - 5 сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять.

4.Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями,

б) выполнять подряд 3-5 приседаний, не касаясь пятками пола.

а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается.

б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу.

5.Исследование пространственной организации по подражанию

а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол  кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.

б) то же выполнить слева,

в) то же, но по словесной инструкции.

Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения.

6. Исследование произвольного темпа движений.

а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по  следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить),

б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек. В произвольном темпе. В течение следующих  15 сек чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек – в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

7.Исследование ритмического чувства.

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок,

б) Музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить.

Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном рисунке.

     3. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора.

         Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обуславливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

      Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечеткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.

      В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:

  1. Неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м-б, н-д, х-с, к-т);
  2. Раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсыпленок»);
  3. Неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
  4. Оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;
  5. Нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;
  6. Неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;
  7. Затрудненное восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

       Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды, хронический ринит и т.д.) в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

      Следовательно, в связи недостаточным объемом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.  

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Направления работы

Методы работы

Содержание методов

1.Выявление факторов риска.

1.Метод анализа анамнестических данных;

2.Метод наблюдения за реакциями детей в различны коммуникативных ситуациях.

   При нейросенсорном нарушении слуха:

а)перенесенные инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп;

б)черепно-мозговые травмы;

в)лечение ототоксическими антибиотиками: тентомицин, трептомицин. Канамицин, мономицин и др.

   При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты;

б) обтурации слухового прохода инордными телами или серными пробками. Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: а) мимика напряженного вслушивания; б)частое переспрашивание; в) зрительный контроль артикуляции говорящего;

г) невыразительность и монотонность собственной речи; д) тихий голос, сменяющийся криком с ситуациях непринужденного общения со сверстниками.

2.Непосредственное обследование слуха

1.Метод обследования слуха речью.

Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» исследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включенные в специально разработанные с Л.В. Нейманом и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м.

2. Инструментальные методы:

а) камертональный метод;

б) метод скрининговой аудиометрии.

а) С помощью камертонов опредляется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональгные пробы Вебера (W) и Ринне (R);

б) Выявляется степень снижения слуа с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3). Можно осмотреть наружное уо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуа и определить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ.

    Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный  характер. Поэтому ребенку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.

Основной этап – обследование всех компонентов языковой системы

(собственно логопедическое обследование)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта (Г.В.Чиркина):

  1. Артикуляционный.

   Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

  1. Фонологический.

  Предполагает выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

Обследование звукопроизношения

Обследование звуков речи проходит поэтапно.

  1. Обследование изолированного произношения.
  2. Обследование произношения звуков в слогах.
  3. Обследование произношения в словах.
  4. Обследование произношения звуков в предложениях

Проверяются следующие группы звуков:

  1. Гласные: А. О, У, Э, И, Ы;
  2. Свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ч, Щ;
  3. Сонорные: Р, Рь, Л. Ль, М. Мь, Н, Нь;
  4. Глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твредом и мягком звучании: Пь-Бь, Ть-Дь, Кь-Гь, Фь-Вь;
  5. Мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е.ПИ, ПЯ, ПЕ. ПЮ (также Дь, Мь, Ть, Сь).

  Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классфикацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

  1. Отсутствие звука,
  2. Искажение звука,
  3. Замена звука,
  4. Смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата

  1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
  2. Зубы6 неправильный прикус и посадка зубов.
  3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.
  4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

1.Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет).

3. Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

4.Частота речевого дыхания ( нормальное, учащенное, замедленное).

5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное)

Обследование голосовой функции

  1. Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Технология логопедического обследования

Логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной для детей дошкольного возраста. Предложенный материал удобен в практическом применении для проведения диа...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

Технология логопедического обследования дошкольников с ТНР.

Организация логопедического обследования дошкольников с ТНР, этапы....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...