Нарушения слоговой структуры у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Телюк   Юлия Владимировна

Нарушение слоговой структуры слов представляет значи­тельную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникнове­нию у школьников дисграфии ( стойких нарушений письма) ,  а также вызывает появление болезненных  пере­живаний, намеренной молчаливости  и  речевой  замкнутости ,  о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Нарушения слоговой структуры у детей дошкольного возраста.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Например: «просоник» – поросенок, «сахрница» – сахарница, «деворе» – дерево, «тул» – стул, «пипитан» – капитан, «вевесипед» – велосипед, «лимонт» – лимон, «холодильница» – холодильник, хлебница, «гебемот» – бегемот.

      Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей . Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. 

Первый уровень – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики – «ку»).

Второй уровень – дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).

Третий уровень – полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого  уровня  речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ. Как следствие – искажение звуконаполняемости в разных вариантах :

1) персеверации (библиотекарь – «блиблиотекарь»),

2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак – «пиждак»),

3) элизии (бегемот – «бимот»),

4) парафазии (мотоциклист – «мотокилист»),

5) в редких случаях – опускание слогов (велосипедист – «велопедист»),

6) добавление звуков и слогов (овощи – «вовощи»).

Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее  труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
        Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии ( стойких нарушений письма) ,  а также вызывает появление болезненных  переживаний, намеренной молчаливости  и  речевой  замкнутости ,  о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

       Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера.  Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

       Как показали исследования Г. М.Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов  ведётся   длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат учителя-логопеда "Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР. Методы, способы, этапы коррекционной работы."

тема  « Коррекция  нарушений  слоговой  структуры  слова  у  детей  дошкольного  возраста  с ОНР »  является  очень  актуальной ,...

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры у детей"

Презентация на тему:"Коррекция слоговой структуры у дошкольников по авторской методике Ткаченко Т.А"...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОЧЕТАННЫМ ( ОНР + ЗПР) ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.Общее недо...

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР...

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НОРМЫ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРУ.НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...

"Виды нарушений слоговой структуры у детей с ТНР."

У детей имеющими ТНР я часто отмечаю нарушение слоговой структуры слова.  Оно может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до гру...