ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПЕРЕСКАЗУ
статья по логопедии на тему

Особая роль  в обучении дошкольников с ОНР связной монологической речи  отводится пересказу.

Обучение пересказу обогащает  словарный запас, развивает восприятие, внимание, память. При  пересказе совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения  грамматического строя речи. Использование для пересказа лучших произведений детской литературы позволяет развивать  чувство языка, оценивать правильность высказываний в соответствии  с  языковой нормой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПЕРЕСКАЗУ.

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад № 21»Сказка»

г. Серпухова

Особая роль  в обучении дошкольников с ОНР связной монологической речи  отводится пересказу.

Обучение пересказу обогащает  словарный запас, развивает восприятие, внимание, память. При  пересказе совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения  грамматического строя речи. Использование для пересказа лучших произведений детской литературы позволяет развивать  чувство языка, оценивать правильность высказываний в соответствии  с  языковой нормой.

При обучении пересказу детей с ОНР используются методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения. На первом году обучения  - это опора на иллюстративный материал и помощь педагога. Сначала дети пересказывают текста по частям,  потом постепенно переходят к пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Им может помочь в пересказе план-схема, опорные вопросы. На втором году обучения дети овладевают  пересказом без опоры на наглядный материал. Эффективным является прием использования детского рисунка, когда дети составляют пересказ на основе своего рисунка. На  втором году обучения рекомендуется также прием воспроизведения сюжета с помощью условной наглядной схемы. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы установления последовательности и взаимосвязи основных содержательных звеньев рассказа.

Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.

На начальном этапе работы с детьми с ОНР используются небольшие тексты; их объем увеличивается с ростом речевых возможностей детей.

Обучение  пересказу произведения лучше всего проводить на двух занятиях.  На первом занятии - чтение произведения, разбор текста. Пересказ и анализ – на втором занятии. Текст необходимо медленно прочитать дважды. Когда текст читается второй раз дети могут помогать логопеду, досказывать незаконченные им предложения.  Этот прием обращает внимание детей на возможные варианты изменения грамматической формы слова. Разбор содержания произведения проводится в форме беседы.

Вопросы, которые задает педагог,  должны помочь детям выделить основные моменты сюжета, последовательность действий. Разбирая текст необходимо использовать иллюстративный материал. Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо провести лексический разбор текста. Это  облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Второе занятие необходимо начать  с повторного чтения текста с установкой на пересказ.

Использование наглядности при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию вербальной памяти и восприятия.

Очень эффективны приемы пересказа «по цепочке», выборочный пересказ и др.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание формированию у детей грамматически правильной речи.

Так, на первом году обучения дети усваивают  нормы употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, согласования прилагательных с существительными. Дети усваивают разные виды связи слов,   согласование существительных и глаголов, прилагательных с существительными в косвенных падежах. Все это происходит  в ходе разбора текста и пересказа.

Развитие фразовой речи на занятиях по пересказу заключается в  усвоении норм построения фраз различной структуры:

а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;

б) осложненные конструкции — с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;

в) сложносочиненные предложения с союзами и, а и сложноподчиненные с придаточными времени (с союзом когда), изъяснительными (с союзом что), причины, определительными (с союзным словом который).

г) предложения с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, д) бессоюзные  сложные предложения и сложноподчиненные с придаточными места (с союзным словом где), условия (с союзом если) и др.

Список  использованной литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.

2..Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.; СПб., 2006.

3. .Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. - М., 2005.

4 .Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2004. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.

Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и  воспитателей....

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

«Обучение дошкольников пересказу»

Консультация для родителей...

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»

Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»...