«В мире звуков» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Будаева Екатерина Олеговна

Программа дополнительного образования «В мире звуков» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевой деятельности. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopy_budaeva_eo.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире звуков»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(индивидуальные занятия с учителем-логопедом)

Составила: учитель-логопед

Будаева Екатерина Олеговна

Москва 2017г.

Содержание программы:

  1. Пояснительнаязаписка………………………………………………….3 с.

1. 1. Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………….5 c.

  1. Организация образовательной деятельности…………………………..6 с.

2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий……………….....7 с.

2. 2.Взаимодействие с родителями……………………………………..8 с.

2. 3. Организация предметно-пространственной среды………………8 с.

  1. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…...9 с.
  2. Содержание коррекционной работы……………………………….…12 с.

4.1. Методическое обеспечение………………………………………16 с.

4.2. Календарно-тематическое планирование………………………...18 с.

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………20 с.
  2. Список литературы…………………………………………………..…24 с.

  1. Пояснительная записка

В последние годы значительно повысился процент детей имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Любое отклонение в развитии речи рассматривается как во взаимосвязи с развитием других сторон речевой деятельности, так и в контексте общего психического развития ребёнка. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста 5 – 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Программа дополнительного образования «В мире звуков» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевой деятельности. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала [6].

Актуальность программы определяется её спецификой, нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей [1]. В свою очередь, логопедическое воздействие преследует цель направленной стимуляции речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников[2].

Работа педагога дополнительного образования (деятельность учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной[10].Данная программа дополнительного образования сообразуется с образовательной программой

работы образовательной организации, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет (старший, подготовительный дошкольный возраст) с отклонениями в речевой деятельности[3][9].

Цель программы – сформировать звуковую сторону речи.

Задачи:

- сформировать полноценную фонетическую систему языка;

- развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

- автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

- обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.

Программа рассчитана на 56 занятий.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Дети, страдающие иными заболеваниями, такими как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, заикание, стёртая дизартрия должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от направления учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушения.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1) принцип опережающего подхода, определяющий важность раннего выявления дошкольников с функциональными и органическими нарушениями в развитии, с одной стороны, и разработку соответствующего логопедического воздействия - с другой;

2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3) принцип полифункционального подхода, диктующий одновременное выполнение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4) принцип сознательности и активности, заключающийся в том, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей старших дошкольников.

Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт. Данный принцип благоприятствует более активному психическому развитию детей и предусматривает понимание ребёнком материала, а также удачное использование его в практической деятельности в дальнейшем;

5) принцип доступности и индивидуализации, определяющий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие данного принципа базируется на преемственности речевых и двигательных заданий;

6) принцип постепенного повышения требований, подразумевает поэтапный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7) принцип наглядности, предоставляющий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов старших дошкольников.

1.1. Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение

процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФН переходит в ФНР (фонетическое нарушение речи). ФФН бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. [5]. Наиболее существенным признаком фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием выделяются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть отражена в речидошкольника различным образом:

• трудностями различения звуков;

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуковречи, что тянет за собой трудности детей при практическом осознании основных элементов языкаи речи. Кроме выше представленных особенностей произношения и различения звуков, прифонематическом нарушении детей частоповреждается просодическаясторона речи: темп,тембр, мелодика.

Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены,как правило,не резко [7]. Наблюдается бедность словарного запаса и несущественная задержка в формировании грамматическогостроя речи. При углубленном обследовании речи дошкольников возникают отдельные ошибки в употреблении сложных предлогов,падежных окончаниях, согласовании прилагательных ипорядковых числительных с существительными и т. п.

  1. Организация образовательной деятельности

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, проводятся индивидуально, 2 раза в неделю.

Продолжительность индивидуальногозанятия должна составлять 25 -30 минут для детей старшихи подготовительных групп.

Выпуск детей проводится по мере устранения у них речевых дефектов.

Программа составлена с учётом формы организации коррекционно-развивающих занятий:индивидуальные занятия, основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных наустранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этомучитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его вниманиек контролю над качеством звучащей речи учителя-логопеда и дошкольника, наметить индивидуальный подход сучетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакциии т. п.);

2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий:

• развивать артикуляционныйпраксис;

• развивать фонационноедыхание;

• уточнять артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговыхсочетаниях;

• вызывать и ставить отсутствующие звуки или корректировать искаженные звуки;

• автоматизировать их на первоначальном этапе в упрощенных фонетических условиях;

• закреплять навыки произношения изученных звуков;

• отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих изправильно произносимых звуков;

• воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильнопроизносимых звуков;

• расширять лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

• закреплять доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на занятиях звуков [8].

2. 2. Взаимодействие с родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельностьродителей (законных представителей).

Учитель-логопед взаимодействует с родителями (законными представителями) дошкольниковчерез:

  • проведение просветительской работы (консультации, беседы);
  • ведение «домашних тетрадей» детей с нарушениями речевой деятельности.

При организации образовательной деятельности отмечаются приоритеты в работе взрослыхучастников образовательного процесса:

Учитель-логопед:

-диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения;

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование фонематического восприятия;

- речевое и языковое развитие.

Родители:

- выполнение рекомендаций;

- закрепление навыков и расширение знаний [4].

2. 3. Организация предметно-пространственной развивающей среды

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

3. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

4. Антибактериальные влажные или спиртовые салфетки.

5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

7. Логопедический альбом для обследования речи.

8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

10. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

11. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слуховоговосприятия.

12.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать

умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игровые ситуации

- настольно-печатные

дидактические игры

- автоматизация

поставленных звуков в стихах, рассказах,

спонтанной речи.

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать составление описательных рассказов  группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек

или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие,

высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на

группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать

конструктивныйпраксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в

словах

- дидактические игры на

развитие слухового и

зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Речевое развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать

умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания

художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к

прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

- автоматизация

поставленных звуков в

стихотворных текстах, рассказах

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры и

упражнения;

- штриховка

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- речь с движением

- физкультминутки

- кинезиологические

упражнения

- дыхательные упражнения

4. Содержание коррекционной работы

Индивидуальная коррекционная работа включает направления, которые соответствуют структуреречевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Коррекция звукопроизношения

Совершенствование слоговой структуры слов

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

Развитие фонематического восприятия

Совершенствование слоговой структуры слов

Коррекция звукопроизношения

Содержание:

        1. Артикуляционная гимнастика

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальнойдостаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения, статические:

«Желобок»

«Заборчик»

«Кискасердится»

«Лопатка»

«Улыбка»

«Щёточка»

Подготовительные упражнения, динамические:

«Футбол»,

«Фокус».

Длясвистящих:

«Желобок»

«Заборчик»

«Лопатка»

«Улыбка»

«Фокус»

«Футбол»

«Щёточка»

Для шипящих:

«Вкусноеваренье»

«Грибок»

«Погреем руки»

«Трубочка»

«Чашечка»

«Поймаеммышку захвостик»

Для Р, Р`:

«Барабанщик»

«Болтушка»

«Гармошка»

«Грибок»

«Индюк»

«Лошадка»

«Маляр»

«Пулемёт»

Для Л:

«Лопатка»

«Накажемязык»

«Улыбка»

2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или позвучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношенииматериале.

3. Дыхательная гимнастика

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения:

«Задуй свечу»

«Шторм встакане»

«Снегопад»

«Листопад»

«Понюхайцветочек»

«Фокус»

«Футбол»

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковойгимнастики.

5. Постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим или смешанным способами.

6. Автоматизация поставленного звука

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – вслогах со стечением согласных

- в слогах:

a) С, З, Ш, Ж, С, З, Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и впоследнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

b) Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

c) Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатыватьвибрацию.

«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в обратных: аш, ош,уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме …..

«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в прямых : ла, ло, лу…,в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу,гла,плы …..

«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в обратных: ар, ор, ур…, впоследнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …

        - в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется всловах с данным слогом.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектамиобъединяются в подгруппы.

        - в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельныепредложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с даннымсловом.

7. Дифференциация звуков

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

 С-З, С- Ц,С-Ш;

 Ж-З, Ж-Ш;

 Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

 Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

 Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:

 по твердости - мягкости;

 по звонкости - глухости;

 по месту образования;

 по способу образования [11].

4. 1. Методическое обеспечение

В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесныепрактические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методомопределяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическимиособенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоенияправильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапапостановки звука присуще использование практических и наглядных методов,при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.

К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры имоделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственныхдействий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных иголосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируютсяпредпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звукаразвивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваютсяправильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера(дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). Наначальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мереусвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словеснымобозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушенийзвукопроизношений.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которыенаходятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий итехнических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению ирасширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоциональноблагоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.

Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.

В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.

Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще подбодрять, проявлять педагогический такт при каждом оценивании их деятельности [12].

4. 2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Логопедическое обследование

1

2

Логопедическое обследование

1

3

Постановка звука [C]

1

4

Постановка звука [C]

1

5

Автоматизация звука [C] в слогах

1

6

Автоматизация звука [C] в словах

1

7

Автоматизация звука [C] в предложениях

1

8

Постановка звука [З]

1

9

Автоматизация звука [З] в слогах

1

10

Автоматизация звука [З] в словах

1

11

Автоматизация звука [З] в предложениях

1

12

Дифференциация звуков [C]-[З]

1

13

Постановка звука [Ц]

1

14

Постановка звука [Ц]

1

15

Автоматизация звука [Ц] в слогах

1

16

Автоматизация звука [Ц] в словах

1

17

Автоматизация звука [Ц] в предложениях

1

18

Постановка и автоматизация звука [C’] в слогах, словах, предложениях

1

19

Дифференциация звуков [C’]-[Ц]

1

20

Постановка и автоматизация звука [З’] в слогах, словах, предложениях

1

21

Постановка звука [Ш]

1

22

Постановка звука [Ш]

1

23

Автоматизация звука [Ш] в слогах

1

24

Автоматизация звука [Ш] в словах

1

25

Автоматизация звука [Ш] в предложениях

1

26

Дифференциация звуков [C]-[Ш]

1

27

Постановка звука [Л]

1

28

Постановка звука [Л]

1

29

Автоматизация звука [Л] в слогах

1

30

Автоматизация звука [Л] в словах

1

31

Автоматизация звука [Л] в предложениях

1

32

Постановка и автоматизация звука [Л’] в слогах, словах, предложениях

1

33

Постановка звука [Ж]

1

34

Автоматизация звука [Ж] в слогах

1

35

Автоматизация звука [Ж] в словах

1

36

Автоматизация звука [Ж] в предложениях

1

37

Дифференциация звуков [Ж]-[З]

1

38

Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]

1

39

Постановка звука [Р]

1

40

Постановка звука [Р]

1

41

Автоматизация звука [Р] в слогах

1

42

Автоматизация звука [Р] в словах

1

43

Автоматизация звука [Р] в предложениях

1

44

Постановка и автоматизация звука [Р’] в слогах, словах, предложениях

1

45

Дифференциация звуков [Р]-[Л]

1

46

Дифференциация звуков [Л’] - [Л’]

1

47

Дифференциация звуков [Р] - [Р’]

1

48

Дифференциация звуков [Р’] - [Л’]

1

49

Дифференциация звуков [Р] - [Й]

1

50

Автоматизация звука [Ч] в словах

1

51

Автоматизация звука [Ч] в предложениях

1

52

Дифференциация звуков [Ч] - [Т’]

1

53

Дифференциация звуков [Ч] - [С’]

1

54

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи

1

55

Совершенствование фонематического восприятия

1

56

Повторная диагностика

1

Сроки реализации программы: с 01.10.17 – 30. 04.18.

Итого: всего 56 часов, 2 раза в неделю

5. Планируемые результаты освоения программы

Результатом успешной логопедической работы по данной программе следует считать:

  • ребенок сообразно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет вернопроизносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во времяречи совершать правильное речевое дыхание, ритм и интонацию;
  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать поправилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать наслух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  • умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумываетслова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;
  • самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стильобщения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова,относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов,переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.

В ходе обследования изучаются определенные компоненты, составляющие речевую систему:

1. Фонематические процессы

2. Звукопроизношение

3. Слоговая структура

4. Связная речь

Обследование проводится по альбому с картинным материалом Иншаковой О. Б., Нищевой Н. В., альбом логопедического обследования ребенка, Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование»

Динамика развития

Количество баллов

Высокая

17-20 баллов

Выше среднего

13-16 баллов

Средняя

9-12 баллов

Ниже среднего

5-8 баллов

Низкая

1-4 баллов

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

1.Фонематическое восприятие и звуковой анализ:

- подобрать картинки к словам-паронимам

Крыса – крыша______________

Бочка - почка______________

Коза – коса______________

Рожки -ложки______________

Дрова - трава______________

 - определить:

а) наличие звука Р в словах дом, шар, стул _______;

б) позицию звука Р в этом слове ____;

в) первый звук ___ ;

г) второй звук _____.

Оценка:

 5 баллов – правильное выполнение всех заданий;

 4 балла – выполнение заданий, кроме заданий в,г;

 3 балла - выполнение заданий, кроме заданий б,в,г;

 2 балла - выполнение заданий, кроме заданий а,б,в,г;

 1 балл – отказ от выполнения.

2.Звукопроизношение:

Обследование звуков

Собака-маска-нос.

Сено-василёк –высь.

Замок-коза.

Зима-магазин.

Цапля – овца-палец.

Шуба – кошка-камыш.

Жук-ножи.

Щука – вещи-лещ.

Чайка – очки-ночь.

Рыба – корова-топор.

Река – варенье-дверь.

Лампа – молоко - пол.

Лето – колесо-соль.

Йогурт – майка-клей.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`

Л

Л`

J

Другие

С-замена на данный звук; - - пропуск; м/з –межзубный

Оценка:

  • 5 баллов – норма;
  • 4 балла – верно изолированно;
  • 3 балла – верно изолированно и в начале слова;
  • 2 балла - верно 1 звук из группы;
  • 1 балл – все неверно.
  1. Сформированность слоговой структуры:

Назвать по картинкам слова сложной слоговой структуры

Полотенце_____________

сковородка_____________

аквариум_____________

велосипед_____________

Оценка.

 5 баллов – правильное выполнение задания;

 4 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

 3 балла – содружественное проговаривание;

 2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

 1 балл - невыполнение задания.

4. Связная речь:

- Какие домашние животные есть в доме? _______________________________________________________________

- Описать внешний вид и поведение животного. __________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка.

 5 баллов – рассказ полный, грамматически правильный;

 4 балла – рассказ составлен с грамматическими ошибками;

 3 балла – составлен рассказ со стимулирующей помощью;

2 балла – рассказ составлен с грамматическими ошибками, со стимулирующей помощью;

 1 балл – невыполнение даже при наличии помощи [5].

6. Список литературы

1.  Алексеева В.В. Опыт работы интегрированного детского сада  / Алексеева В. В., Сошина И. В.- М.: Теревинф, 2004. - 112 с.

2. Архипова  Е.   Ф.  Методические  рекомендации  по  проведению логопедических занятии с детьми в I  -  IV периодах доречевого развития. – В кн.: Семеновой К. А. и Махмудовой Н. М. Медицинская реабилитация  и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Т.: Медицина, 1979. - 318—331 с.

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

4. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / Учебное пособие. – Б.: БГПУ, 2013. – 160 с.

5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.

6.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

7. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

8.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Сфера, 2007. – 192 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.:Центр педагогического образования, 2014. – 30 с.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:МГОПИ, 1993. – 72 с.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников - М.:Профессиональное образование,1993. – 232 с.

12. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. - М. АРКТИ,2005. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)

         Я работаю учителем-логопедом  детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...

Программа дополнительного образования" Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста".

Программа дополнительного образованияРазвивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста / в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг/    Возраст де...

Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»

Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие  сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...

Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»

Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие  сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...