"Новые подходы в использовании дидактических сенсорных игр и игр математического содержания для логопедической работы"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка.В настоящее время наблюдается увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой  организованной деятельности  детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_portala.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в использовании дидактических  сенсорных игр и игр математического содержания  для  логопедической  работы.

                                                     Абубекирова   А. Р., учитель – логопед

                                                     высшей  квалификационной категории,

                                                    частное общеобразовательное  

                                                     учреждение «Татнефть – школа»

                                                     г. Альметьевск, РТ

Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, они очень привязаны  к  современным гаджетам, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом. Также в  последнее   время отмечаются  трудности  при   автоматизации звуков. Это  связано не только с особенностями  артикуляционного  аппарата, но и с тем, что родители  мало общаются и играют  со своими детьми, а также с тем,  что детей тяжело чем – то заинтересовать, поэтому  они часто проявляют негативизм.  И, учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со  словом  педагога.

Для привлечения внимания детей  к занятиям, я использую  дидактические(сенсорные) игры и пособия, игры математического  содержания,  готовые  альбомы для аппликации и художественного  творчества. Опираюсь на методики, которые используются при   преодолении заикания – ручной труд. Мне очень нравится, когда дети что – то делают  своими  руками (развивается мелкая моторика), одновременно проговаривая   действия (расширяется глагольный словарь), описывают признаки   предметов (согласовывают прилагательные с существительными), пересчитывают предметы (согласовывают  числительные с существительными) и   автоматизируют звуки,  а  также  учатся планировать свою деятельность и повышают самоконтроль.

Игры и пособия как сенсорные, так и  с математическим содержанием я разбила на несколько видов, каждый из которых нацелен на достижение определенных логопедических целей и задач. Причем почти каждое пособие имеет несколько, порой не связанных между собой целей.

Дидактические сенсорные игры  и игры с математическим содержанием направлены на решение задач:

  • по накоплению и активации словаря,
  • отработки лексико-грамматических категорий (согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже, словоизменению существительных, прилагательных и глаголов, закреплению надежных конструкций),
  •  коррекции звукопроизношения,
  • развитие чувства ритма и выразительности речи,
  • совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза,
  •  устранения недостатков слоговой структуры речи,
  • обучению связной речи,
  • развитие психических процессов.

Хотелось бы  поделиться  с  некоторыми играми, которые  очень заинтересовывают детей.

Игра « Волшебный  коврик».

Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет);

Задачи:

-упражнять в согласовании  порядковых и количественных числительных  с существительными;  в согласовании прилагательных с существительными;  развитие внимания; развитие тонкой моторики.

Необходимый материал: распечатанный бланк  со словами

(словосочетаниями, предложениями) цветные палочки с отверстиями (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, оранжевый), подложка ( коврик) с дырочками, шнурки.

Инструкция:

У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет.

Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен найти к первому звуку   палочку соответствующего цвета. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен поставить  палочку  красного цвета, “жираф” – желтого цвета и т.д.  Работать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик".  После того как коврик  «построен»,   ребёнок должен пропустить шнурок через  все  отверстия   палочек.

Коврик №1: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, кукла, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, жадина, слива, корень.

Коврик № 2:

желать, крыжовник, скатерть, женщина,  сладости,  ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, серьги, компас, сапоги,  жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, складывать,  жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень.

Планшет «Логико – малыш».

Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек.  Каждый комплект содержит 8 иллюстрированных карточек по конкретной теме. Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т.д.). Оборотная сторона содержит ответы для самопроверки, дополнительные вопросы и темы бесед по иллюстрации. "Логико-малыш" позволяет:
- Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;
- В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;
- Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.
Как работать с планшетом « Логико – малыш».
1. Все фишки располагаются  в нижнем ряду планшета.
2. Выбирается карточка из комплекта.
3. Вставляется  карточка в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
4. Внимательно рассматривается карточка. Видим 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
5. Выбирается одно изображение основного поля, находится фишка соответствующего цвета и передвигается  к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполняются остальные задания.
6. Переворачиваете  карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
7. В случае ошибки возвращаете   фишку на исходное место, переворачиваете   карточку и  находите   правильное решение.
8. Снова проверяете    результат на ответной стороне.
Игра « Разноцветная башня».

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете,  форме и ориентировки в пространстве, закреплению лексико – грамматических категорий и автоматизации звуков.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу(ковре), ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Как работать  с конструктором « Разноцветная башня».

В отверстие вставляется  вертикальная  палочка, а в пазл  - карточка, где изображена  последовательность геометрических форм. Ребёнок по образцу собирает башню, одновременно проговаривая  свои действия (например: я беру (вставляю, взял) синий цилиндр (фигуру), в зависимости от автоматизации звука. Затем, ребёнок может пересчитать предметы, согласовывая  числительное с существительным (одна фигура, две фигуры  и т. д.). Есть разные варианты заданий: « Между какими фигурами»,

« Посчитай по порядку» и т. д.

Пособие « Математический планшет».

Многофункциональное пособие позволяет эффективно решать задачи   познавательно-речевого развития детей, содействовать развитию фонематического слуха, интереса к чтению, успешности ребёнка в целом. Математический планшет – это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные  резиночки.  Нацепляя резиночки    на штырьки, ребёнок   совершенствует мелкую моторику рук. Математический планшет можно использовать для изучения чисел и букв алфавита(изобразить на нем буквы и цифры, посчитать сколько для изображения той или иной буквы/цифры было затрачено резинок), закрепления геометрических фигур, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков.
Варианты игр.

Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик); «оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник – в вазу с цветами.

Отгадываем загадки – а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.

Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.

       Таким образом,  сенсорные дидактические игры  и игры  математического содержания являются мощным средством речевого развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает их значимыми для комплексной коррекции отклонений при  речевых нарушениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста

Новые подхода к организации логико - математического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".

Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация  поможет ...

Выступление «Новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Цветочная фантазия»

В своем выступлении я описываю новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Как нам уже давно известно, что мелкая моторика способтвует развитию интеллекта. Также развитие мелкой моторики...

Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта

Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Чувство любви к Родине не может возникну...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...