Формирование математических представлений у детей, новые подходы
методическая разработка (математика) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у детей, новые подходы (из опыта работы).

    Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.  Но  и  само  умственное  развитие  –  сложный  процесс:  это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний,  умеет  ли  рассуждать,  фантазировать,  делать  самостоятельные выводы,  строить  замыслы.                                                    Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснения, ребёнок легко воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях математикой.

     Например, игра «Заметь всё!».

На наборном полотне выставляется в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 секунд). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами 2-3 картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать её. Игру «Заметь всё!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребёнка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Игры на развитие внимания.

«Что изменилось?». Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам 2 почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти 2 одинаковых предмета.

Игры на развитие логического мышления.

«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото». Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также набор открытых, вырезки из журналов и … марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребёнка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделённая на 6-8 частей. Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.

 

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качество ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно это гуманитарное составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанные на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалами, увлекать, развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к решению результата. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые задания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий  как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.  Этим положением и объясняется значение  занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с  занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорить: «положи сначала зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева  – желтый квадрат, выше – красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д .». Затем задает вопрос: сколько и каких фигур вы положили? Чем они отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур, предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь  фигуру.

В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

 В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор  или начертить фигуру, аналогичную данной.

Дети в тетрадях по математике  выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Опыт работы с дошкольниками показывает. Что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение  и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия, возможность задать вопросы, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех детей.