особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
статья по математике (старшая группа) по теме

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прилагается конспект итогового занятия по математике в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

        В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

        Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка. Одним из источников развивающей роли обучения является содержание усваиваемых знаний. В связи с этим был определён круг математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок.

        Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

        Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за:

  1. неумения осуществлять самоконтроль,
  2. пояснять свои действия,
  3. включать математические термины в речевое высказывание.

Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями  навыками, предусмотренными программой, в том числе по разделу математики.

Мною было проведено обследование группы детей, с целью изучения особенностей формирования математических представлений у детей 5 лет с диагнозами ОНР и ЗПР. Оно показало, что дети испытывают трудности:

  1. в установлении зависимости и отношений между числами,
  1. в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,
  2. в определении пространственного положения предметов,
  3. в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.

Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,

  1. их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;
  2. отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;
  3. трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;
  4. плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы. не умеют пользоваться словесными образцами;
  5. затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание.

Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Поэтому  в процессе обучения математике детей  коррекционной группы, должна происходить также коррекция речевого развития и познавательной деятельности. В течении двух лет, которые дети ходят к нам, должны  решаться задачи обучения, воспитания и коррекции.

Задача обучения предполагает формирование у детей представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы. Воспитательные задачи реализуются в процессе формирования таких качеств личности, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность. Коррекционная задача предполагает  развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления.

При построении работы с детьми по формированию математических представлений я использовала специальные подходы, позволяющие в комплексе решать вышеперечисленные задачи.

Так как развитие речи и познавательных процессов взаимосвязаны, то я применяла проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.

Известно, что речь и моторика взаимосвязаны, поэтому детям постоянно предлагались разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций. На начальных этапах обучения мной использовались более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция). Комментирование хода выполнения заданий позволило увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

Я старалась поддерживать у детей интерес к выполнению предлагаемых им заданий. Этому способствовало использование наглядных пособий, игр, игровых приёмов. В процессе деятельности у детей формируются положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.

Для того, чтобы координировать работу по математике и развитию речи, я соотнесла требования программы по этим разделам. Например, формирование представлений о величине в старшей группе

Математика

Развитие речи

Знать: - направления протяжённости: длина, ширина, высота

- что предметы можно сравнивать по величине

Уметь: -выкладывать в ряд предметы разные по величине в возрастающем и убывающем порядке

-сравнивать предметы по величине на глаз

-сравнивать предметы по разным протяжённостям

-определять толщину предметов

Понимать значение слов: величина, размер, длина, высота, ширина, толщина, длинная, ещё длиннее, самая длинная и т.п., одинаковые по…, разные по…, толстый, тонкий, полный, худой, толще чем…, тоньше чем…; использовать их во фразовой речи.

Таким образом, изучая с детьми тот или иной раздел математики, я могла проконтролировать, вся ли работа по развитию речи  проведена, что дети усвоили хорошо, а что требует закрепления.

Широко использовался мной и занимательный математический материал  как на занятии, так и в свободное время. При этом его роль определялась с учётом возрастных возможностей детей и задач обучения, воспитания и коррекции:

  1. активизировать умственную деятельность,
  2. заинтересовать математическим материалом,
  3. увлекать и развлекать детей,
  4. ознакомить с новым материалом, вызвать интерес к нему,
  5.  углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,
  6. упражнять в применении их в других видах деятельности, другой обстановке.

В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, у них появляется интерес к математике, к логике, развивается умение сосредоточить внимание на проблеме.

Также, с детьми один раз в неделю проводится кружок «Сказочная математика». На занятиях кружка в занимательной игровой форме через сказки, загадки, проблемные задания, ребусы, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка) закрепляется изученный на занятии математический материал, решаются задачи речевого развития. Все дети с удовольствием посещают кружок, с нетерпением ждут следующего занятия, чтобы помочь героям сказок.  Дети раскрепощены, не боятся высказывать своё мнение, давать свой вариант ответа. Таким образом, повышалась речевая активность всех детей, и процесс закрепления и активизации математического словаря шёл успешнее, т.е. решалась самая сложная задача – использование этих слов во фразовой речи не только при выполнении математических заданий, но и в процессе продуктивной деятельности и в быту.

        Для развития координации движений рук применялась зарядка для пальчиков. Давалось много игровых заданий для развития мелкой моторики (мы лепили, делали аппликацию методом обрыва, соединяли точки, чтобы узнать, какой предмет изображён), для умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, по клеточкам (проведи героя по лабиринту,  нарисуй путь по клеточкам, кто где спрятался).

Таким образом, для успешного решения поставленных задач

  1. в группе были созданы условия для того, чтобы сформировать у детей интерес к занятиям математикой и закрепить знания, полученные на занятиях: в математическом уголке собран яркий, красочный материал:

- дидактические игры с математическим содержанием,

- тетради и красочные книги с заданиями,

- сборники ребусов, головоломок, задач-шуток,

- шашки, шахматы, пирамидки, вкладыши…

  1. работа по ФЭМП проводилась:

- на занятиях  математики,

- в свободное время: вначале это была совместная деятельность воспитателя с детьми, а затем и самостоятельная деятельность детей в уголке математики,

- на занятиях математического кружка,

- дома (большую помощь в работе оказывали родители).

В индивидуальных беседах с родителями я информировала о результатах обследования: сделала акцент на положительных моментах, вместе с тем обсудила трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. В течении года родители активно интересовались успехами детей, выполняли рекомендации воспитателя и логопеда. Также с родителями были проведены консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».

Применение разнообразных средств обучения, выполнение практических заданий и речевое регулирование постепенно усложняющихся математических операций позволяет детям с нарушениями речи получить широкие и прочные математические знания.


Итоговое занятие по ФЭМП (старшая группа)

Тема: «Сказочное королевство Шарля Перро».

Программное содержание:

Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда.

Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию.

Закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим.

Конкретизировать знания детей о линиях – прямой, кривой, ломаной.

Упражнять в умении последовательно называть дни недели.

Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать умение классифицировать их по цвету, форме, величине; учить находить общий признак и на этой основе объединять предметы в группы.

Закрепить умение сравнивать две группы предметов по количеству.

Продолжать совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Упражнять в раскладывании предметов в возрастающей или убывающей последовательности, называть предметы по порядку.

Продолжать развивать логическое мышление, внимание, память.

Раздаточный материал: карандаши, листы с заданиями, картинки с количеством предметов от 1 до 10, наборы предметов разных по величине, пирожки с точками.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, болото с кочками, башни замка с номерами от1 до 10, 3 верёвочки, домик и 7 гномов, таблица с геометрическими фигурами, 2 картины, ковёр с заплатками, корзинка, горшочек.

Ход занятия: 

Воспитатель:  Сегодня мы отправимся в сказочное королевство, которое создал французский сказочник Шарль Перро.

1. Для того, чтобы попасть в сказочное королевство, нужно пройти опасное болото. На первый взгляд – это зелёная поляна, но если неправильно выбрать дорожку, то можно завязнуть в болоте. Чтобы этого не произошло, мы сначала проложим дорожку на карте, а затем отправимся в путь. (дети соединяют цифры от 1 до 10 по порядку, затем встают и проходят по болоту). Молодцы, выбрались из болота.

2.Перед нами замок. Когда принцесса уколола палец веретеном, она уснула, и вместе с ней заснули король и королева, слуги, повара на кухне, лошади в конюшне, голуби на крыше. Спит принцесса уже 100 лет. В какую сказку мы попали? («Спящая красавица»)

Принцесса спит в одной из башен замка. Каждую башню охраняет стражник – цифра. Если вы внимательно вглядитесь в изображения цифр, то быстро догадаетесь, в какой башне спит принцесса. (дети находят неправильно изображённую цифру)

Пока принцесса спала, всё в замке пришло в запустение. Давайте наведём порядок и разбудим замок и его обитателей. (дети берут предметные картинки, считают количество предметов и раскладывают по башням соответственно цифрам) Со всеми заданиями справились, можно отправляться в следующую сказку.

3. Эту девушку ты помнишь?

Она в мачехином доме от зари и до зари

Всё стирала, мыла, шила, но всегда была мила.

Дальше в сказке что случилось?

В принца девушка влюбилась, на балу когда была.    ( «Золушка»)

Чтобы Золушка успела попасть на бал, мы должны помочь ей прибраться в доме. Все предметы нужно разложить по порядку: свечи – по высоте,  вазы – по величине, карандаши – по длине, ленты – по ширине. (После выполнения задания дети рассказывают как они разложили предметы: «Сначала самая низкая свеча, затем повыше, ещё выше и самая высокая» и т.д.) Благодаря вам Золушка успела поехать на бал и встретила там принца. Она вам очень благодарна.

4. А вот, совсем рядом, следующая сказка:

Умный, смышленый, смекалистый кот

Ради хозяина горы свернёт. Это сказка… («Кот в сапогах»)

Людоед пообещал отдать коту свой замок, если он справится с трудным заданием. Поможем коту? У Людоеда есть волшебная картина. Посмотрите на неё внимательно и запомните всё, что нарисовано. А сейчас мы закроем глаза и картина изменится. Откройте глаза и скажите, что изменилось на картине. Чего не стало? Что появилось? Мы справились с заданием. И вот кот готовится к приезду своего хозяина и короля с принцессой. И вдруг он видит, что не всё в порядке: на самом красивом ковре огромная дыра и красивый кувшин сломан. (работают по подгруппам: 1 – найти нужную заплатку, 2 – найти нужный осколок – выбрать из нескольких вариантов).

5. Пора отправляться в следующую сказку.

Бабушка внучку очень любила, красную шапочку ей подарила,

Девочка к бабушке в гости пошла, корзинку с гостинцами ей понесла.

Какая это сказка? («Красная Шапочка»)

Идёт девочка по лесу, а навстречу ей серый волк. В корзинке у Красной Шапочки пирожки и горшочек масла.  Ребята, давайте обхитрим волка, угостим его пирожками, а пока он будет обедать, Красная Шапочка доберётся до бабушки и предупредит её об опасности. (игровое упражнение «Пирожки»: у детей по 2 пирожка с точками, нужно отдать волку тот пирожок, на котором меньше точек, а второй оставить для бабушки, дети должны обосновать своё решение)

Пока волк есть пирожки, поможем девочке добраться до домика бабушки. А для этого вернёмся за столы. (рисуют по клеточкам дорогу Красной шапочки от ёлочки до домика бабушки: ориентировка на листе бумаги)

Ну вот, и помогли мы Красной Шапочке и её бабушке.

6. А нам пора посетить ещё одну сказку:

Заблудилась девочка в лесу, бродит и кричит: ау-ау.

Где же ей тропинку отыскать, чтобы в гости к гномикам попасть?

Какая это сказка? («Белоснежка»)

Поможем Белоснежке отыскать нужную тропинку. Выложим тропинку из верёвочек. Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а затем на ломанную. (дети выкладывают тропинку и по ней подходят к магнитной доске)

Тропинка привела нас к маленькому домику, в котором живут гномики.

Братьев этих ровно семь, вам они известны все.

Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.

Догадались как зовут гномиков? (имена гномов – названия дней недели)

Давайте расставим гномов по порядковым номерам на колпачках и назовём каждого по имени. (понедельник,…, воскресенье)

Сколько дней в неделе? Назовите 1-й день. Назовите следующий за ним день. Как называется следующий за средой день недели? Какой он по счёту? Как называется день недели между четвергом и субботой?

Гномы добывают в пещерах драгоценные камни. (показ). Чем отличаются камни друг от друга? (цветом, формой, величиной)

На сколько групп можно разделить фигуры по величине? (2 – большие и маленькие). Разложите камни в 2 обруча по величине. Сосчитайте, сколько фигур больших и маленьких. А сейчас помогите гномам разложить камни по ячейкам (по цвету и форме).

Гномы очень благодарны вам за помощь и дарят вам золотую книгу сказок, которую тоже нашли в пещерах, чтобы вы могли путешествовать в сказочные королевства других авторов.

7. А наше путешествие подошло к концу и, чтобы снова оказаться в детском саду мы должны пройти по волшебной тропе.

Физкультминутка:

Мы можем весело шагать по тропе волшебной,

На двух ногах и на одной скакать, руками весело махать,

По сторонам смотреть кругом, с друзьями пробегать бегом

И отдыхать потом!  (сели на коврик отдыхать)

Понравилось ли вам путешествие? Вспомните, героям каких сказок мы с вами помогли? А хотите вы снова отправиться в такое путешествие? Когда мы прочитаем нашу новую книгу сказок, то сможем путешествовать и по сказочным королевствам других авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей с нарушением зрения

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Н...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением речи.

Перспективный план разработан для детей с нарушением речи. Способствует более  эффективному усвоению математических представлений детьми с нарушениями речи....

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи...

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Основные принципы работы воспитателя при формировании математических представлений у детей ...

Особенности формирования математических представлений у детей с церебральным параличом.

Консультация для родителей "Особенности формирования математических представлений у детей с церебральным параличом."...

Статья "Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью"

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостьюУмственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожден...