Статья "Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью"
статья по коррекционной педагогике

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной и приобретенной (до трех лет) органической патологией головного мозга.

На раннем этапе развития онтогенеза ребенка при органическом повреждении центральной нервной сиситемы отмечается нарушение психических функций. В связи с этим значительно замедляется формирование познавательной деятельности, выделяется специфическими особенностями ( В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева). Из-за  низкой психической активности у детей с умственной отсталостью отмечается скудность жизненного опыта, нарушение в поведении и эмоционально- волевой сфере. Поскольку неразвита любознательность, нет интереса к предметам ближайшего окружения: не рассматривают их и не фиксируют взгляд на объектах.(А.А.Катаева, Н.Г. Морозова). В связи с плохой работой ( анализаторов) чувственный опыт остается недостаточным. Сенсорное развитие отстает, так как через органы чувств ребенок в результате непосредственного констакта с объектом получает первичную информацию о нем. Отсюда происходит затруднение в накоплении опыта восприятия качеств предметов у ребенка с умственной отсталостью. Нарушены первоначальные общие представления о различных и однородных предметах. Дети с умственной отсталостью отличаются своеобразием в развитии восприятия, которое характеризуется, замедленным темпом, узостью объема, не способностью анализировать. Предметы и явления воспринимают частично, что затрудняет формирование математических представлений.

На развития математических представлений о величине, количестве, пространстве влияет развитость координации движений, недостаточно развитая общая и мелкая моторика, которая выражается в моторной неловкости, плохое умение переключаться с одного движения на другое, что создает трудности при работе с математическим материалом. Существенно страдает зрительно-двигательная координация. Детям тяжело осуществлять действия с предметами, раскладывать, перекладывать, выделять из общего отдельные элементы, объединять предметы в группы и раскладывать их в ряд, безь направленной помощи взрослого действия ребенка остаются не продуктивными, отсутствует ориентировка в признаках предметов при решении практических задач. В работах В.Г. Перовой и В.И. Лубовского отмечино, что у детей с умственной отсталостью предметная деятельность самостоятельно не возникает, в связи с этим практический опыт не попалняется.

У ребенка развитие математических представлений происходит через каждодневную практическую деятельность для которой необходим высокий уровень осознаности, что предпологает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Математические представления отражают отношения предметов и их связи внешнего мира и относятся к обощающим и обстрактным понятиям. Развитие мышления учащихся младшего школьного возраста осложнено речевым недоразвитием и недостаточностью чувственного познания, что усложняет определить сущность явлений окружающих предметов и свяей между ними. М.С. Певзнер, А.А. Катаева, Г.В. Ципото в своих работах указывали на то, что у детей с умственной отсталостью есть особенность в развитии мышления, слабые процессы обобщения и трудности с мыслительными операциями. Не умеют переносить опыт при решении похожих задач, не могут анализировать условия поставленной задачи. При допущенной ошибки повторяют ее сново, не используя метод проб.(Е.А. Стребелева)

Ребенок не проявляет в деятельности интереса к математическим заданиям, отмечается низкая самостоятельность, целенаправленность и критичность к результатам (Н.Г. Морозова). Из-за специфических особенностей развития умственно отсталого ребенка возникают трудности в адаптации и социализации его в окружающем мире.

И.В. Чумакова, Л.Б.Баряева, В.С. Азбукина в своих изысканиях отмечали, что умственно отсталые дети не могут счетать не в прямом, не в обратном напровлении, но возможен неосознаный механический счет, так же неумеют по качественному признаку выделять, группировать предметы. При счетной деятельности видна зависимость от пространственного расположения, от внешней яркости предмета. При сравнении групп предметов по количеству главным критерием выступают размер, цвет, форма и то как расположенно в пространстве. Возникают трудности в осмыслении арифметических простых действий и неспособность их решить.

В работах М.Н.Перовой, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Л.Б.Баряевой, Н.И. Непомнящей отмечано, что развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью оказывает положительное воздействие на развитие психических процессов вцелом и на качество познавательных в часности. При овладении представлений как количественных так и качественных путем сопоставлений и сравнений групп прелметов. Для выполнения данной операции необходимо выделить один признак предмета и отвлечься от других. Внешнии признаки предметов такие как величина, пространственное расположение, форма, цвет хорошо воспринимаются ребенком.

В свою очередь такой признак как количество не зависит от формы, величины и цвета, его отделяют от других признаков объекта.

Основой математических представлений является умение выполнять мыслительные основные операции, к ним относятся сериация, понятие  о сохранении количества и классификации. Поскольку усвоение этих операции важно для социальной адаптации ребенка потому что позваляет упорядочить и систематизировать опыт.

Благодаря операции классификации ребенок сможет успешно узнавать, запоминать новые предметы и явления окружающего мира, объединять в группы выделяя общий признак, что помогает ориентироваться в социуме.

При овладении операции сериации ребенок может сравнивать предметы между собой, определять в ряду его местоположение, сгрупперовывать различия, что помогает ребенку при сравнении предметов выделить относительность признака объекта в ряду. Эта операция нужна для выявления и опреледения разницы между предметами, действиями, явлениями и ситуациями.

Ребенку для формирования представления о сохранении количества нужно понять, что некоторые свойства (форма, цвет, вес и т.д.) не изменны и независят от ситуации и условий восприятия. Получая и переживая новый опыт, ребенок в процессе специального обучения понимает, что одинаковое количество предметов не зависит от размера и может занимать большое и маленькое пространство на плоскости. Это делает возможным дать анализ окружающей действительности, отталкиваясь от знаний постоянства количества, что является важным для социального развития ребенка и развивает и накапливает жизненный опыт.

Дети с умственной отсталостью из-за особенностей в развитии при поступлении в первый класс, оказываются неспособными к усвоению системного курса школьных предметов в часности математики. Поэтому обучение математике в коррекционной школе начинается с периода проперевтики. Поскольку состав учащихся очень разный и многие дети не посещали дошкольные учерждения, то и подготовка учащихся разная, так же психофизические данные тоже разные. К разделам пропедевтического периода относят развитие пространственных, временных, количественных представлений и понятий о множестве, различение объектов по тяжести, а так же формирование представлений и понятий о признаках величины предметов.

Многочисленные наблюдения и исследования причин препятствующих усвоению математического материала показали, что нецеленапрвленность, узость и неактивность, слабая дифференцированность приводит к грубым уподоблениям. Например, дети при сравнении множесть могут забыть о их существенных признаках, которые отличают одно множество от другого. Причиной возникновения уподобления является частичная и неточная сохранность приобретенных знаний, систематизация и объединение их происходит с трудом. Из-за разрыва между математическими терменами и конкретными представлениями неосознаности детьми математических зависимостей выявляется недостаточность дифференцированности математических знаний.

Поскольку работа нервных процессов сильно замедленна, то процесс мышления отличается своей тугоподвижностью и костностью, что всвою очередь создает большие трудности в обучении математике учащихся с умственной отсталостью.

Понятие о временных представлениях наиболее трудны для восприятия детей с умственной отсталостью, из-за абстрактности времени, невозможности восприятия времени органами чувств, меньшая конкретность, большая обобщенность, возможность измерения времени только косвенным путем. У таких детей временные представления значительно поже начинают формироваться и отличаются качественно. Ученики с умственной отсталостью не владеют временной терминологией. Временные отношения: как раньше-позже, вчера-сегодня-завтра и т.д. для таких детей являются сложным в усвоении. Они ошибаются в названии частей суток, дней недели, названий месяцев, времени года в установлении их последовательности. Представления, которые есть у детей о частях суток, днях недели или времени года основываются на эмоционально ярких событиях важных для них, но речь не идет о осознаности этих временных отношений, так как при изменении условий дети уже не всостоянии применить свои знания. Они имеют слабое представление о продолжительности режимных моментов, отдельных видов деятельности, которые происходят ежедневно в их жизни. Детям с умственной отсталостью свойственна тенденция приближать прошлое: героев исторических событий прошлого считать героями настоящего времени. Формирование представлений о хронологической последовательности событий также затруднено.

Ученый П.Г.Тишин определил, что у детей главная трудность заключается в разделении геометрических форм по названию и определить название геометрического тела, но при этом отображение геометрических форм по образцу они выполняют успешно. Из существующей проблемы в развитии пространственных представлений, вытекает проблема формирования четких представлений о геометрических фигурах. Дети классифицируют фигуры по образцу гораздо лучше, чем на слух, по названию, т.к. у них нарушено взаимодействие сигнальных систем.

Учащемся плохо дается умение соотносить геометрическую фигуру с соответствующем зрительным образом, так же путаютя в названиях геометрических фигур.

Из-за плохо развитого, бедного словаря происходит непонимание значения слов и выражений сильно затрудняет обучение математике. Речь взрослого воспринимают частично, не внимательно , сопровождается малоосмысленными действиями, хаотическими манипуляциями. Носит в большей степени процессуальный характер, не нацеленный на достижения результата.

Изходя из всего сказаного можно сделать вывод о том, что основными проблемами развития математических представлений у детей с умственной отсталостью являются костность и тугоподвижность процессов мышления, отсюда слабая активность восприятия препятствующая осознанию математического материала, так же недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность математических представлений. Усугубляется все отсутствием интереса к математическим заданиям, низким уровнем самостоятельности и не критичностью к результатам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость-стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной и приобретенной (до трех лет) органической патологией головного мозга.

На раннем этапе развития онтогенеза ребенка при органическом повреждении центральной нервной сиситемы отмечается нарушение психических функций. В связи с этим значительно замедляется формирование познавательной деятельности, выделяется специфическими особенностями ( В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева). Из-за  низкой психической активности у детей с умственной отсталостью отмечается скудность жизненного опыта, нарушение в поведении и эмоционально- волевой сфере. Поскольку неразвита любознательность, нет интереса к предметам ближайшего окружения: не рассматривают их и не фиксируют взгляд на объектах.(А.А.Катаева, Н.Г. Морозова). В связи с плохой работой ( анализаторов) чувственный опыт остается недостаточным. Сенсорное развитие отстает, так как через органы чувств ребенок в результате непосредственного констакта с объектом получает первичную информацию о нем. Отсюда происходит затруднение в накоплении опыта восприятия качеств предметов у ребенка с умственной отсталостью. Нарушены первоначальные общие представления о различных и однородных предметах. Дети с умственной отсталостью отличаются своеобразием в развитии восприятия, которое характеризуется, замедленным темпом, узостью объема, не способностью анализировать. Предметы и явления воспринимают частично, что затрудняет формирование математических представлений.

На развития математических представлений о величине, количестве, пространстве влияет развитость координации движений, недостаточно развитая общая и мелкая моторика, которая выражается в моторной неловкости, плохое умение переключаться с одного движения на другое, что создает трудности при работе с математическим материалом. Существенно страдает зрительно-двигательная координация. Детям тяжело осуществлять действия с предметами, раскладывать, перекладывать, выделять из общего отдельные элементы, объединять предметы в группы и раскладывать их в ряд, безь направленной помощи взрослого действия ребенка остаются не продуктивными, отсутствует ориентировка в признаках предметов при решении практических задач. В работах В.Г. Перовой и В.И. Лубовского отмечино, что у детей с умственной отсталостью предметная деятельность самостоятельно не возникает, в связи с этим практический опыт не попалняется.

У ребенка развитие математических представлений происходит через каждодневную практическую деятельность для которой необходим высокий уровень осознаности, что предпологает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Математические представления отражают отношения предметов и их связи внешнего мира и относятся к обощающим и обстрактным понятиям. Развитие мышления учащихся младшего школьного возраста осложнено речевым недоразвитием и недостаточностью чувственного познания, что усложняет определить сущность явлений окружающих предметов и свяей между ними. М.С. Певзнер, А.А. Катаева, Г.В. Ципото в своих работах указывали на то, что у детей с умственной отсталостью есть особенность в развитии мышления, слабые процессы обобщения и трудности с мыслительными операциями. Не умеют переносить опыт при решении похожих задач, не могут анализировать условия поставленной задачи. При допущенной ошибки повторяют ее сново, не используя метод проб.(Е.А. Стребелева)

Ребенок не проявляет в деятельности интереса к математическим заданиям, отмечается низкая самостоятельность, целенаправленность и критичность к результатам (Н.Г. Морозова). Из-за специфических особенностей развития умственно отсталого ребенка возникают трудности в адаптации и социализации его в окружающем мире.

И.В. Чумакова, Л.Б.Баряева, В.С. Азбукина в своих изысканиях отмечали, что умственно отсталые дети не могут счетать не в прямом, не в обратном напровлении, но возможен неосознаный механический счет, так же неумеют по качественному признаку выделять, группировать предметы. При счетной деятельности видна зависимость от пространственного расположения, от внешней яркости предмета. При сравнении групп предметов по количеству главным критерием выступают размер, цвет, форма и то как расположенно в пространстве. Возникают трудности в осмыслении арифметических простых действий и неспособность их решить.

В работах М.Н.Перовой, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Л.Б.Баряевой, Н.И. Непомнящей отмечано, что развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью оказывает положительное воздействие на развитие психических процессов вцелом и на качество познавательных в часности. При овладении представлений как количественных так и качественных путем сопоставлений и сравнений групп прелметов. Для выполнения данной операции необходимо выделить один признак предмета и отвлечься от других. Внешнии признаки предметов такие как величина, пространственное расположение, форма, цвет хорошо воспринимаются ребенком.

В свою очередь такой признак как количество не зависит от формы, величины и цвета, его отделяют от других признаков объекта.

Основой математических представлений является умение выполнять мыслительные основные операции, к ним относятся сериация, понятие  о сохранении количества и классификации. Поскольку усвоение этих операции важно для социальной адаптации ребенка потому что позваляет упорядочить и систематизировать опыт.

Благодаря операции классификации ребенок сможет успешно узнавать, запоминать новые предметы и явления окружающего мира, объединять в группы выделяя общий признак, что помогает ориентироваться в социуме.

При овладении операции сериации ребенок может сравнивать предметы между собой, определять в ряду его местоположение, сгрупперовывать различия, что помогает ребенку при сравнении предметов выделить относительность признака объекта в ряду. Эта операция нужна для выявления и опреледения разницы между предметами, действиями, явлениями и ситуациями.

Ребенку для формирования представления о сохранении количества нужно понять, что некоторые свойства (форма, цвет, вес и т.д.) не изменны и независят от ситуации и условий восприятия. Получая и переживая новый опыт, ребенок в процессе специального обучения понимает, что одинаковое количество предметов не зависит от размера и может занимать большое и маленькое пространство на плоскости. Это делает возможным дать анализ окружающей действительности, отталкиваясь от знаний постоянства количества, что является важным для социального развития ребенка и развивает и накапливает жизненный опыт.

Дети с умственной отсталостью из-за особенностей в развитии при поступлении в первый класс, оказываются неспособными к усвоению системного курса школьных предметов в часности математики. Поэтому обучение математике в коррекционной школе начинается с периода проперевтики. Поскольку состав учащихся очень разный и многие дети не посещали дошкольные учерждения, то и подготовка учащихся разная, так же психофизические данные тоже разные. К разделам пропедевтического периода относят развитие пространственных, временных, количественных представлений и понятий о множестве, различение объектов по тяжести, а так же формирование представлений и понятий о признаках величины предметов.

Многочисленные наблюдения и исследования причин препятствующих усвоению математического материала показали, что нецеленапрвленность, узость и неактивность, слабая дифференцированность приводит к грубым уподоблениям. Например, дети при сравнении множесть могут забыть о их существенных признаках, которые отличают одно множество от другого. Причиной возникновения уподобления является частичная и неточная сохранность приобретенных знаний, систематизация и объединение их происходит с трудом. Из-за разрыва между математическими терменами и конкретными представлениями неосознаности детьми математических зависимостей выявляется недостаточность дифференцированности математических знаний.

Поскольку работа нервных процессов сильно замедленна, то процесс мышления отличается своей тугоподвижностью и костностью, что всвою очередь создает большие трудности в обучении математике учащихся с умственной отсталостью.

Понятие о временных представлениях наиболее трудны для восприятия детей с умственной отсталостью, из-за абстрактности времени, невозможности восприятия времени органами чувств, меньшая конкретность, большая обобщенность, возможность измерения времени только косвенным путем. У таких детей временные представления значительно поже начинают формироваться и отличаются качественно. Ученики с умственной отсталостью не владеют временной терминологией. Временные отношения: как раньше-позже, вчера-сегодня-завтра и т.д. для таких детей являются сложным в усвоении. Они ошибаются в названии частей суток, дней недели, названий месяцев, времени года в установлении их последовательности. Представления, которые есть у детей о частях суток, днях недели или времени года основываются на эмоционально ярких событиях важных для них, но речь не идет о осознаности этих временных отношений, так как при изменении условий дети уже не всостоянии применить свои знания. Они имеют слабое представление о продолжительности режимных моментов, отдельных видов деятельности, которые происходят ежедневно в их жизни. Детям с умственной отсталостью свойственна тенденция приближать прошлое: героев исторических событий прошлого считать героями настоящего времени. Формирование представлений о хронологической последовательности событий также затруднено.

Ученый П.Г.Тишин определил, что у детей главная трудность заключается в разделении геометрических форм по названию и определить название геометрического тела, но при этом отображение геометрических форм по образцу они выполняют успешно. Из существующей проблемы в развитии пространственных представлений, вытекает проблема формирования четких представлений о геометрических фигурах. Дети классифицируют фигуры по образцу гораздо лучше, чем на слух, по названию, т.к. у них нарушено взаимодействие сигнальных систем.

Учащемся плохо дается умение соотносить геометрическую фигуру с соответствующем зрительным образом, так же путаютя в названиях геометрических фигур.

Из-за плохо развитого, бедного словаря происходит непонимание значения слов и выражений сильно затрудняет обучение математике. Речь взрослого воспринимают частично, не внимательно , сопровождается малоосмысленными действиями, хаотическими манипуляциями. Носит в большей степени процессуальный характер, не нацеленный на достижения результата.

Изходя из всего сказаного можно сделать вывод о том, что основными проблемами развития математических представлений у детей с умственной отсталостью являются костность и тугоподвижность процессов мышления, отсюда слабая активность восприятия препятствующая осознанию математического материала, так же недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность математических представлений. Усугубляется все отсутствием интереса к математическим заданиям, низким уровнем самостоятельности и не критичностью к результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 г.- "Формирование сенсорных навыков у детей с умственной отсталостью"

Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бескон...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"

Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."...

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....

«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»

в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, ...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...

Консультация для родителей Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...