Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"
методическая разработка на тему

Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_form._navykov_samoobsl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания “Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4”

Доклад на тему:

Формирование навыков самообслуживания

у детей с умственной отсталостью

Составитель:  Гарева Людмила Михайловна

Санкт-Петербург

2017

Самообслуживание - обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей нужд, потребностей собственными силами.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.

Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений  и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

А так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий .

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.

В основе этой работы лежит пошаговые обучения навыкам самообслуживания. Преимущество  пошаговой  системы состоит в том , что она позволяет более эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме , в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг ,которому нужно ребенка обучить. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление-любимая еда или питье, любимые занятия и т.д.). Также хорошо использовать способ многократного повторения одного и того же действия в определенной последовательности. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жестам, а затем  к инструкции.

Очень эффективно использование в  работе  альтернативной коммуникации.

Общение и коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), познания ими окружающего мира.

Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоционального состояния. Основой процесса общения является речь. Однако, у многих детей с интеллектуальными нарушениями есть задержка речи или полное ее отсутствие (в силу физиологических причин). Дети не могут пользоваться речью для общения. Важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей является система невербальных средств общения, т.е. система альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация выступает основным действенным средством развития коммуникативных навыков ребенка. Помогает ему  не только в выстраивании отношений и общения с окружающими, но и является основным инструментом в процессе обучения и воспитания. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации и включать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.  Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционная направленность альтернативной коммуникации обеспечивается через использование специальных методов, приемов и систем использования символов, которые направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта обучающихся. Методы, приемы и системы использования символов выбираются в зависимости от когнитивных, двигательных и психофизических возможностей ребенка.

Система альтернативной коммуникации предусматривает  формирование  логической цепи: первоначальное понятие «графический» или «предметный символ»- обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с графическими или предметными символами - самостоятельная ориентировка в системе символов.

Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, коммуникативные доски.

Используются графические символы (картиночные символы коммуникации (PECS), пиктограммы, рисунки, карточки со словами, фотографии; Предметные ( игрушки, предметы окружающего мира, модели).

Простая техника ( диктофоны, коммуникаторы ); Сложные технические приспособления ( планшетные компьютеры)

Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка.

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания  и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции  ( как в психическом, так и в личном плане ) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

Навыки самообслуживания ( умение одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, владеть навыками гигиены; умением чистить зубы , мыть руки и умываться, а так же владеть самыми простыми навыками коммуникации общения- умение здороваться и прощаться жестами) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Таким образом методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

                                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Петрова.В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями  в развитии?-

   М.: Флинта , 1998.-104 с.

2.Мачихина В.Ф. Организованно-педагогические аспекты обучения и  

  воспитания умственно отсталых детей- сирот и детей, оставшихся без

  попечения родителей.,Дефектология.-1992.-№ 4- С.19

3.Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей.  Сборник научных трудов. - М.:МГПИ  имени В.И. Ленина.1983.-298с.

4.Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2000.-№1. – С.24-26.

5.Катаева А.А.,  Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.:Просвещение,2001.- 144с.

6.Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение,2003.- 284с

7.Скворцова В.О. Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогические науки. ( статья).,№54-2.2016.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»

В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов -  величины, цвета и формы....

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»

в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, ...