Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»
методическая разработка по теме

Фетисова Лидия Викторовеа

В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов -  величины, цвета и формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashka.docx95.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ Детский дом-интернат

 «Южное Бутово»

Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»

подготовила воспитатель

Усачева Лилия Васильевна.

Москва 2013г.

Сенсорное развитие определяется как формирование новых,не существовавших ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного процесса.

        Сенсорное развитие включает в себя:

        -развитие органов чувств.

        -овладение сенсорными эталонами.

        -усвоения способов обследования предмета.

Сенсорное развитие,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира, первой ступенью,которого является чувственный опыт.Успешность умственного физического,эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей,т.е.от насколько совершенно ребенок слышит,видит,осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно

-является основой для интеллектуального развития.

-упорядочевает хаотичные представления ребенка,полученные при взаимодействии с внешним миром.

-развивает наблюдательность.

-готовит к реальной жизни.

-позитивно влияет на эстетическое чувство.

-является основой для развития воображения, внимания.

-дает овладеть ребенку новыми способами предметно-познавательной деятельности.

-обеспечивает усвоение сенсорными эталонами.

-обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности.

-влияет на расширение словарного запаса ребенка.

-влияет на  развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.

М Монтессори-итальянский врач и педагог впервые начала применять свою систему по сенсорному воспитанию с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня,что не уступали,а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровестников.Принцип Монтессори, «Помоги мне сделать самому».Учитель является помощником детей.Все пространство принадлежит детям.Задача воспитателя:научить правильно работать с  материалом,а также наблюдать за достижением малыша.Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование,развитие у детей сенсорных  процессов-ощущение,восприятие,представлений.

        В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерные ряды форм,величин,цветов и.т.д., которые получили определенные речевое обозначение.

        Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.

Ощущение-это простейшая форма познания отдельных свойств предметов.

Восприятие-осмысленый и означенный синтез разнообразных ощущений,полученных от целостного предмета или от сложных, воспринимаемых ,как единое целое явлений.

Ребенок овладевает способами обследования предметов, ориентирования, выделения определенных свойств-рассматривание,выслушивание, ощупывание,а также усваивает системы сенсорных эталонов и преобретает сенсорный опыт.Для детей организуются специальные занятия,дидактические игры по сенсорному воспитанию.Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных впечатлений.Затем сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию,в процессе повседневной жизни.Детей учат определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования,сравнения: учат понимать и использовать слова-названия сенсорных эталонов.Основной метод-многократное повторение упражнений, сначала совместно с педагогом,а затем по подражанию,

Я взяла эту тему потому ,что у детей с отклонением в умственном развитии имеются предпосылки сенсорного развития, так как сохранны все анализаторы, но внимание фиксируют лишь на отдельных особенностях воспинимаемого объекта, нерасчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводит к затруднениям восприятия ,не только усложненного, но и простого материала. «Ребенок слушает но не слышит,смотрит ,но не видит» Е.Сеген.Поэтому необходимо разработать определенную систему занятий, помочь им легче усвоить задание, научить обследованию предмета.В обследовании предметов можно выделить основные моменты:  

1        восприятие целостного облика предмета.

2        вычленение основных частей этого предмета и определения их свойств –форма, величина.

3        определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга-выше, ниже…

 4        вычленение более мелких частей предмета.

5        повторное целостное восприятие предмета.                

Дети легче перенесут сенсорный эталон с одного предмета на другой. Индивидуальное общение взрослого с ребенком является совершенно обязательным условием возникновения положительных эмоций и своевременно психического развития детей. Если эта потребность не удовлетворяется, то у ребенка резко снижается эмоциональное состояние.Игрушки сами по себе не могут обеспечить постоянного разнообразие и усложнение деятельности.Одни игрушки без соответствующих показов обучения могут своим внешним видом натолкнуть ребенка лишь на незначительный объем элементарных действий, например, шар прокатить, колечко надеть на палочку,вложить или вынуть из коробочки предметы.т.п.Многие впечатления остануться непонятными и даже незамеченными,а поэтому также не окажут положительного влияния на содержание деятельности ребенка до тех пор, пока воспитатель не привлечет внимание ребенка к ним, не расскажет о них, не установит через слово связь с предыдущим опытом ребенка.

        

     Проблема возможностей развития сенсорно-перцептивной сферы с выраженной умственной отсталостью является молоразработанной. А между тем известно,что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики.Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы,что в свою очередь  позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как,самостоятельность, независимость и пр.

        Объектом исследования являются особенности сенсорного развития ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

        Предмет исследования- процесс формирования сенсорной деятельности ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточночтью.

        Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью,воспитывающих в Д Д И.

        Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

-изучить состояние теоретической разработанности проблам сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

-исследовать особенности  сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

-разработать систему коррекционно-воспитательной работы, направленную на развитие сенсорно- перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

        Недоразвитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью обусловлено не только органической неполноценностью их центральной нервной системы, но и отсутствием ранней целенаправленной работы по сенсорному воспитанию.Формирование всех компонентов сенсорно-перцептивной деятельности, как мотивоционно-потребностного, так и операционно-технического, будет способствовать более успешной реализации  потенциальных возможностей психического развития детей с выраженной интеллектуальной недостатачностью в целом.

        В своей работе я выделила основные сенсорные эталоны , в каждом эталоне определила основные критерии , соответствующие возрасту ребенку по программе,которые ребенок должен усвоить:

Сенсорные эталоны:

ЦВЕТ:-умение ребенком выбрать один цвет из четырех цветов по образцу.

        -умение ребенком выбрать один цвет из четырех цветов по называнию.

        -соотносить цвета.

        -умение группировать разнородные предметы по цвету, различные по форме и величине.

ФОРМА:-уметь находить конкретную фигуру из множества других  геометрических фигур по образцу.

        -уметь находить конкретную фигуру из множеств других геометрических фигур по называнию.

         - соотносить форму предмета с формой отверстия.

        -соотносить плос кую фигуру  с объемной фигурой.

        - группировать фигуры по образцу.

ВЕЛИЧИНА:-умение выбирать из 2х предметов :большой и маленький.

        -выбирать предмет из группы однородных разновеликих предметов  по образцу

        -выбирать предмет из группы однородных разновеликих предметов по называнию.

        -умение соотносить по величине пары предметов.

        - группировать разнородные предметы

Занятия, игры  по сенсорному развитию проводила систематически и последовательно от простого  к сложному т. е. постепенно усложняла задание.

Методика  проведения работы по формированию сенсорных эталонов предоставлена.

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ЭТАЛОНА-ВЕЛИЧИНА.

        Главной задачей в работе над формированием представления о величине является ознакомление ребенка с размерами предметов, которая проводится на основе  сопоставления 2-х объектов:

        а)однотипных[ например,сравниваются только куклы].

        б)различных[сравниваются предметы из одного множества,например:кружка и чашка,круг и квадрат].

        Для формирования сенсорного эталона- величина в своей работе с малышами я выделила основные этапы:

        1.Ознакомление

        Цель:выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов.

        2.Закрепление

        Цель:сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий[наложения,прикладывания,вкладывания и выбора с ориентировкой на размер].

        3.Проверка

        Цель:выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводила я в виде теста.

Каждый этап проводила постепенно и последовательно.

  1. Ознакомление

Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строила на сопоставлении двух объектов:

а) предметов [ бытовых:посуды, мебели,одежды и. т. д.] ,игрушек[кукол, машинок,кубиков и. т. д].

б) картинок.-вырезала картинки по контуру и сравнивала их путем наложения друг на друга т. е. «выпиловками».

При  формировании у ребенка представления о размере необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой.При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Я знакомила детей с величиной в процессе показа уже готовых разновеликих предметов, картинок, либо в процессе активной деятельности: специальное рисование двух различающихся по размеру предметов[домики для зверей, тарелочки, елочки и.т.п.] и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком [например, кружочков, палочек и.т.д.]; в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов,стульев и. т. д.

        Закрепление

Закрепление представления детей о величине проводила с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом,а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки,груп-

пировки.

Сравнение 2-х объектов

Ребенку я предлагала для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные.При этом использовала следующие приемы:

        а) Прием наложения.

Как правило,этим приёмом пользуюсь при  сравнении плоских предметов[например,для сравнения картинок-«выпиловок»или колечек от пирамидок].Выступающая часть говорит о том,что этот объект больше другого.

MCj04260320000[1]MCj04260320000[1]

                                   

        б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии.

        С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов,то что выше, то и больше.Но ребенку сообщается только размер[какой предмет большой, а какой- маленький ].

MCj00981290000[1]MCj00981290000[1] 

в)Прием  вкладывания.

Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом отрабатываю следующие действия по инструкции: «возьми-поставь», «открой-закрой», «вложи-достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:

1.Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым [знакомство ребенка с разборкой-сборкой игрушки].

2.Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай , как я»:

        а) с использованием взрослым второй такой же игрушки-паралельный показ;

        б) с использованием игрушки ребенка с  пооперационным показом выполняемых действий.

3.Выполнение ребенком действий только на основе устной инструкции:

        а) упрощенный вариант-с использованием жестов, показывающих определенные движения;

        б) без жестов, с опорой только на слово.

4. Самостоятельная разборка-сборка иррушки ребенком.

        Соотнесение объектов по размеру и установление определенной зависимости.

а) С ориентиром на определенный размер предмета, не тождественного по наименованию предложенным предметам.

Зависимости: «маленький-в маленький или на маленький», «большой-в большой или на большой»; «для маленького- маленький», «для большого-большой».

        Выполняемые действия:выбор предметов определенного размера и сортировка по размеру.

        При сортировке  я использовала как однородные предметы, отличающиеся друг от друга только размерам, так и пары разных предметов .Например, в игре «Сортируем овощи» ребенку предлагаемые для сортировки овощи должны быть разными.

MCAN00647_0000[1]MCj04041370000[1]MCj04041370000[1]

 

 MCj00882780000[1]           MCj00882780000[1]               

Использовала  игры: «Кукла  одевается»[подбор одежды соответствующего размера], «Капельки  и тучки»[разложи капельки под тучками по размеру ],  «Солнышки»[подбери лучики].

MCj02379360000[1]MCj02379360000[1]

б)С ориентиром на размер одного определенного предмета, абсолютно тождественного предложенным предметам..

        Зависимости: «маленькие- к таким же маленьким», «большие-к таким же большим; «маленький-в такой же маленький или на такой же маленький», «большой-в такой же большой или на такой же большой».

        Выполняемое действие: выбор из 2-х предметов одного,равному треть

ему, и группировка предметов по размеру.

Использовала игры: пазл «Рыбки»[найди  для рыбки домик], пазл «Собачки», игра «Разложи кружочки».

Усложнение при группировке, сортировке происходит:

        а)при использовании вместо одноцветных предметов разноцветных –ребенок не переключает внимание на цвет, а держит ориентир только на размер.

        б)при увеличении количества используемых в игре предметов;

        в) при использовании менее контрастных по размерам предметов-разница не менее 3 см, затем постепенно уменьшается.

Вид деятельности-выбор предметов по размеру используется по-разному:

        Во-первых,как способ сортировки, группировки,например: ребенок выбирает толбко маленькие предметы, все оставшиеся будут большими,и наоборот;

        Во-вторых, как  прием собирания составных игрушек[матрешек,пирамидок,бочат и тому подобных предметов] и выкладывания  размерных  рядов.При этом стоит отменить,что матрешки, яички собираются по принципу «Найди самый маленький предмет»,а ведерки, коробочки, пирамидки-по  принципу «Найди самый большой предмет» из оставшихся [размерые ряды составляются слева направо,выбор

размера зависит от того,какой величины первый слева предмет]

MCSO02805_0000[1]        MCSO02805_0000[1]       MCSO02805_0000[1]       MCSO02805_0000[1]       MCSO02805_0000[1]

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ЭТАЛОНА –ЦВЕТ.

Главной  задачей в работе над формированием у ребёнка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними ,а также формирование у ребёнка эталонной системы и постепенное развитие лексики словами –названиями цветов.

В первую очередь для восприятия я предлагала пары цветов: красный- желтый, желтый-синий,затем красный-синий,красный-зеленый.Дети сортировали два цвета:красный-желтый, затем предлагала сортировать три цвета: красный, желтый, синий.К этому времени вводила пары:красный-зеленый,синий-зеленый.Вижу как только ребенок справляется с заданием использую 4 цвета.

Основные этапы работы.

1.Ознакомление

Цель:вычленение определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов.

2.Закрепление.

Цель:сравнение соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий-группировка по цвету и выбор по образцу.

3.Проверка.

Цель:выявление умения определять цвет,понимать и называть его.

Я показывала цвет, начинала с красного ,использовала приемы:

а)подбор предметов красного цвета[кусочки ткани,меха,бусы ,пуговицы, палочки …]Подводила ребенка к предмету сообщала ему цвет., он действовал с предметами.

б)показ карточек с предметами красного цвета.

в)красный цвет использовала в разных видах деятельности-рисуем красным цветом, строим домик из красного кирпичика и.т.д.

Наиболее эффективный вид работы –выбор предмета этого цвета.Он может выполняться с ориентиром на поле-эталон; без ориентира на поле –эталон.

Впервом случае поле-эталон позволяет осуществлять зрительную проверку правильности выполнения задания.Дети сортируют например ,желтых цыплят и красных петушков в домики соответствующего цвета.Предмет можно опредмечивать –поможем зайке рассортировать кружки красного и желтого цвета,называя при этом красные кружки конфетами,желтые-печенья

При сортировке используется прием прикладывания,проверяет правильность выполнения.Использую слова: «такой-не такой», «подходит-не подходит»,

Предлагаю малышу выбрать предметы одного цвета, а остальные остаются.

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ЭТАЛОНА-ФОРМА.

Ребенка знакомить с формой надо в определенной последовательности. Сначала знакомим с кругом, потом с квадратом и с треугольником. Вычленение данных форм из окружающей среды помогает ребенку точнее и быстрее воспринять и представить их , то есть сформировать сенсорные эталоны. При этом ознакомление с одной формой проводится параллельно с закркплением другой.

Основные этапы работы

1.Ознакомление.

Цель: вычленение конкретной формы из множества форм.

2.Закрепление.

Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с другими.

На первом уровне сравниваются значимо отличающие друг от друга формы,например круг и квадрат,и . т.д.

Выполняемые действия:соотнесение,сортировка и выбор предметов определенной формы по образцу.

3. Проверка.

Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме.

Для наиболее эффективной работы по усвоению сенсорного эталона –форма малыша надо включать в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы ,так и плоские.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЕ  «КРУГ.».

В процессе знакомства с кругом ребенку  я предлагала потрогать, ощупать его, сосредоточиться на своих тактильных ощущениях.Затем ему даю еще несколько кругов, при этоговорю: «Вот такаяже фигура.И эта такая же», После того как ребенок исследует все круги, я сообщаю название геометрической  формы: «Это круг .И это круг. Это все круги».

Ознакомление с круглой формой предмета.

При ознакомлении использовала разные приемы:

а )специальный подбор  поиск ребенка педметов круглой формы в коробочке.

б) поиск ребенком совместно со мной круглых объектов в помещении

в)деятельность самого ребенка либо наблюдение за деятельностью другого человека: в результате которой возникают предметы круглой формы- тарелки, солнышки, яблоки.

Ребенок рассматривает предметы круглой формы-мячик, шарик, кольцо, обруч, пуговицы и. т. д. или какую-нибудь круглую часть- у кострюли круглое донышко,у машины –колесо.

Кроме зрения, в процессе ощущения и восприя тия ребенком данной формы участвовал и тактильный анализатор.Для этого я предлагала обвести сами предметы.Обводка может быть разной в зависимости от размера обследуемого объекта: указательным пальцем, всей ладонью, большим вращательным движением,в котором задействован плечевой пояс,Сначала малеш обводит предметы с помощью взрослого,а затем самостоятельно., предметы должны быть яркими и цветными

Во время знакомства и выделение данной формы необходимо назвать обследуемый предмет,его формуи выполняемое действие.При этом речь строится так:название предмета-название формы предмета-название действия, проигрывая с этим предметом-название формы[например: «Вот колечко. Колечко круглое.Колечко крутится. Вот колечко круглое].

Ознакомление со своиствами круглых предметов.

Знакомила детей со свойствами круглых предметов на основе выполнения с ними определееных действий таких как:катание мяча по полу и катание  его с горки: проталкивание предметов в емкости с круглыми отверстиями.Это позволяет перейти к сортировке предметов по принципу «круглый не круглый».Игра «Что катится» Катать с горки круглые предметы-можно использовать предметы одинаковые , так и разнородные. Затем ребенку предлагаю прокатить шарик и кубик. Ребенок видит ,что шарик катится а кубик –нет.На основании этого я объясняю шарик катится так как он круглый ,у него нет углов, а у кубика  есть углы, которые мешают катиться: кубик-не круглый.

Закрепление на основе игр, формообразующих круг.Закрепить можно в разных. видах деятельности как в изобразительной ,конструктивной, в подвижных играх, развивающих.Например: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы человечку».Ребенок может рисовать кисточкой и пальцами.Рисование по трафарету,перед рисованием обводим пальцем.,

.Давала задание,как «Консервируем вишни, помидоры…, превратим круг в рыбку.Для рисования использовала тампоны круглой формы,дети изображали  «опредмеченные»круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» …

Лепка из пластелина-колобки ,ягодки, конфетки,В аппликации давала задание приклеить кружочки,  рыбки…

Использовала дидактические пособия: «Шарикоброс», и «Кубикоброс», «Найди домик для кружка», игры с пирамидками состоящих из толстых колец и квадратных брусков,

Для упрощения восприятие фигур  окрашивать в разные цвета круги-красные ,а квадраты –желтые Ребенок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладывания предметок эталонам форм для установления их тождества и различия-круги и квадраты выкладываются на полянки кругло и квадратной формы, ориентируясь только на зрительный анализатор.Потом раскладывать на кучки.Я опредмечивала предметы:круги-это печенье а квадраты-это сыр, не забывая подчеркивать различие форм. Ребенок определяет также предметы на ощупь «Чудесный мещочек».

Таким образом, ребенок овладевает способами обследования предметов, ориентирования, выделения определенных свойств-рассматривание,выслушивание, ощупывание,а также усваивает системы сенсорных эталонов и преобретает сенсорный опыт.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Худенко.Е.Д.Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

2..Войлокова Е.Ф.,Андрухович Ю.В.Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.// СПб 2005.

3..Катаева А.А.,Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых  дошкольников. М.,1993.

4..Коррекция и развитие ;Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушения интеллекта.СПб,.1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ По Формированию Сенсорных Эталонов (величина) Средняя группа.

ЦЕЛЬ:1.    Продолжать развивать зрительное восприятия величины.·       Умение локализовать заданную величину из множества.·...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

Методическая разработка по театрализованной деятельности в группе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) Тема: «Театр на фартуке: сказка «КОЛОБОК»

laquo;Театр на фартуке» - это дидактическое пособие, с помощью которого можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания.Для эффективного показа...

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют кл...

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...