Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
методическая разработка (подготовительная группа)

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Комплекс дидактических игр на сенсорное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 81 Красносельского района Санкт-Петербург

Методическая разработка

на тему

«Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

воспитателя Елисеевой Е.В.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Изучая предметы с помощью сенсорики, у детей развивается интерес к окружающему миру, происходит востребованность и интерес к разным видам предметов.

При выполнении заданий используются стихотворения, из этого следует, что развивая мелкую моторику, активно развивается речь ребенка.

Мелкая моторика в развитие речи детей решают следующие задачи:

-Повышает тонус коры головного мозга.

-Развивает речевые центры коры головного мозга.

-Стимулирует развитие речи ребенка.

-Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

-Способствует улучшению артикуляционной моторики.

-Развивает чувство ритма и координацию движений.

-Улучшает положительно-эмоциональный настрой ребенка.

Виды деятельности:

-Пальчиковые игры с предметами и без предметов

-Изобразительная деятельность

-Игры и прищепками и пуговицами

-Игры с крупными бусинами

-Игры с мелкими игрушками

-Конструкторы и строительные наборы

-Сенсорные мешочки, лабиринты

-Застегивание и расстегивание различных видов застежек

-Выкладывание из счетных палочек

-Шнуровки, мазайки

-Пирамидки

Все игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Комплекс дидактических игр на сенсорное развитие.

Дидактическая игра «Времена года и краски»

Цель: сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра «Говорящие цвета»

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.

 Дидактическая игра «Ягоды поспели»

 Цель игры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход игры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.

 Дидактическая игра «Воздушные шары»

 Цель игры: продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход игры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары.

Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»

В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов -  величины, цвета и формы....

Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Методическая разработка по теме "Формирование у детей гуманистических отношений к природному миру посредством театрализованной деятельности".

Мастер - класс для воспитателей детских садов. тема: "Формирование у детей гумастических отношений к природному миру посредством театрализованной деятельности"...

«Развитие элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация тре...

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...